Презентация М.Г.Халанский. Презентация М.Г. Халанский. Презентация Халанский М. Г. выдающийся русский лингвист
Скачать 6.97 Mb.
|
Презентация: « Халанский М.Г.-выдающийся русский лингвист»1.Жизнь и творчество нашего земляка.2. «О происхождении названия «Муравский шлях»3.Научные работы.4.Благодарные потомки.Выполнила ученица 9 класса: Жиркова ЯнаУчитель: Косинова Н.П.Халанский Михаил Георгиевич
Наш земляк родился в селе Расховец.Биография
Материалы автора
Разностороннее мировоззрениеХаланский был неутомимым тружеником, по характеру добрым, честным, справедливым, мягким в обращении. Его научные интересы были глубоки и разносторонни. Он был крупным специалистом во всех разделах русского языка, литературы с древних времен до романтизма включительно, русского, украинского, южнославянского фольклора, этнографии, истории. Он читал университетские курсы церковнославянского, польского и сербского языков. Из-под его пера за 30 лет педагогической деятельности вышло около 50 работ. И каждая из них явилась новым словом в науке. Печатались они в Харькове, Варшаве, Москве, Петербурге и других городах. Родные просторы…..Детство в селе Расховец.Русская деревня…Есть в осени первоначальной…Родина мояВсе времена года на Руси прекрасны…Быт крестьян.Славянские праздники.В родном краю.В творчестве Халанского богато представлена курская тема. Кроме упоминавшихся работ, родным местам посвящены “Образцы народного говора южной части Курской губернии” (1883 г.), “Краснополянский голубец” (1902 г.), “Экскурсы в область древних рукописей и старопечатных изданий” (1902 г.), “О происхождении названия “Муравский шлях”, “Народные говоры Курской губернии” и другие. В последней книге, изданной в Петербурге объемом в 382 страницы, собраны не только типичные народные говоры, но и этнографические материалы, 468 песен. Создание этой книги – научный подвиг, ибо собрать в таком количестве народные песни губернии не удавалось никому. Муравский шлях - большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники и станичники. По Книге Большого Чертежа и документам XVI в. о станицах и сторожах, М. шлях шел муравой (откуда и его название), избегая переправ через значительные реки, большей частью по безлюдной степи, окруженный по сторонам высокой травой. Начинался он у г. Тулы и шел на Ливны, мимо г. Белгорода на Молочные воды и в Перекоп. На всем этом протяжении было пять сторожевых станиц. Запорожские казаки, в пределах которых тянулся М. шлях на расстоянии 200 в., называли его "отвечным, бескрайним". Судя по сообщениям Герберштейна, здесь ходили моек, станичники и в царствование Василия Ивановича. В XVII в., после возведения городов в Слободской Украине, татары стали избегать М. шляха; зато он сделался главным путем для казаков, направлявшихся в Крым. На месте его и теперь существует большая проезжая дорога, называемая до сих пор у г. Дивен Муравкой. О дорогах Историю, если присмотреться, часто пишет география, точнее, пишет ее Природа. Человеческие поселения возникали, как правило, около рек. Реки были первыми, самыми легкими дорогами по Земле. Сыгравшим огромную роль в истории Европы был путь «из варяг в греки» - из Скандинавии по Руси в Грецию. Пояс лесов южнее Москвы (тульские и орловские земли) был границею с Диким полем. И не просто границей, а некоей крепостной стеной, за которой укрывались жители этих мест и которая преграждала, затрудняла путь во глубину русских земель разбойничьим ордам и армии степняков - «степь леса боялась». Что касается путей по Земле, их было немало. Древние, вопреки представлениям в нынешний автомобильный век, еще не имея карт, хорошо ориентировались и много по Земле передвигались - исследовали, торговали, воевали и расселялись. Там, где не было водных путей и надо было двигаться, выбирали такие пути, где не встречалось водных преград. Одна из таких дорог вошла в историю. И хотя сегодня она не существует, упоминанье дороги вы найдете в энциклопедиях при том, что не очень много путей в них означено. Называлась эта дорога Муравским шляхом. Много веков она соединяла юг с севером. По конному шляху в междуречье Оки и Дона перемещались сарматы и скифы, позже печенеги и половцы. Двигалось шляхом до Куликова поля войско Мамая. Двигались позже по Муравскому шляху с юга на север и обратно купцы и посольские люди. А в XVI и XVII веках минувших тысячелетий Муравский шлях был головной болью молодого русского государства. О военном прошлом этих мест говорят названия близь лежащих населенных пунктов: Стрелецкое, Драгунское, Пушкарное, Казачье. По пути так же находилось много постоялых дворов и названия многих деревень до сих пор говорят об этом, Крапивинские дворы, Селиховы дворы, Черниченские дворы. Из истории…Муравский трактПесня: …Вумна, вумна красная деушка. Умней ийё у роду нету. У ва всеи племиню: Щто рано устать. Што тонко прясть. И што чяста ткать. И бяло бялить. Да што шыть – Лашшыть… Ана на улицу идеть Што мак тьвитеть. А речи гаварить Што либетка кричить… Песня: А в поли, в поли, на мяжи, Стаить яблонка кудрява. Спушшала листя да земи. А каренника у землю. Пушшай салавьи литають. Пиряпёлушки гнёзды вьють. Пиряпёлушки девушки! Ох ты, красная Матрёна! Ни збирай падворья в батюшки, А збяри, збяри у свёкра, В свёкра сенюшки навыи, Пиряходички частаи. (Повседневная и свадебная) Народная песня служила человеку от колыбели до могилы. Песня - его детство, юность, зрелость и старость. Тематика народных песен - жизнь народа во всём его многообразии, его нравственность: и труд, и любовь, и взаимоотношения в семье(родители-дети, муж-жена, свекровь(свёкор)-невестка, тёща(тесть)-зять, и в обществе(начальство-рядовые, угнетатели-угнетённые), и материальное положение, и солдатчина, и физическая красота, и отношение к общественному долгу. Народная песня не только отражала жизнь, но и учила жить. Поэтому ценность народных песен переоценить нельзя. Жаль, что эти песни отдельным изданием не выходили и неизвестны не только рядовому читателю, но и самому страстному любителю поэзии. Песни, собранные Халанским, слагали люди в большинстве своём не переступавшие школьного порога и никогда не державшие книги. Поэтому по теперешним меркам их литературная сторона не всегда бесспорна, смысл же в каждой - глубочайший. Фольклор-дело общенародное. Произведения устного народного творчества уникальны. В обширной публикации Халанского нет ни одной строки, произнесённой представителями господствующих классов, духовенства, чиновничества. Для того времени это верх прогрессивности. В 1895 г. Халанский в Харьковском университете защищает диссертацию на степень доктора русской словесности. Тема диссертации – “Южнославянские сказания о Кралевиче Марке” (герое южнославянского эпоса). На эту тему исследований не было ни в одной стране мира. Еще до защиты диссертация была опубликована в “Русском филологическом вестнике”. Ее объем – 834 страницы. Этот труд – результат двухлетней кропотливой собирательской работы в славянских землях Сербии и Австро-Венгрии, участия в 500-летнем юбилее битвы на Косовом поле. Поездка на Балканы и проживание там были оплачены самим Михаилом Георгиевичем. М. Г. Халанский – наш земляк, оставивший след в русском языкознании.Прошли годы, но Михаил Георгиевич навечно в памяти благодарных потомков, он как яркая звезда огромной величины освещает путь в науку. Его мечта сбылась-Россия стала просвещённым государством.Слушаем, думаем, воспринимаем, помним… |