|
Утманцева ОИ. Презентация критическая философия и. Канта
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я «КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА» Утманцева О.И. г.Магнитогорск Рассматриваемые вопросы: 1. И.Кант: критика чистого разума. ИММАНУИЛ КАНТ ЭПИГРАФ «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам – это одно и то же». И.Кант 2. И.Кант: критика чистого разума. В «критические» период своего творчества И.Кант полагал, что предшествующая философия зашла в тупик. Рационализм в своих попытках построить всеобъемлющую философскую систему запутался в неразрешимых противоречиях (антиномиях), а эмпиризм пришел к разрушительному для науки скептицизму. КРИТИКА ДОГМАТИЗМА По Канту, догматизм – это философия, пытающаяся познать мир, Бога и душу, создать метафизику, не изучив предварительно саму СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОЗНАНИЮ, прежде всего, - к познанию высшего рода, АПРИОРНОМУ (АПОДИКТИЧЕСКОМУ) ПОЗНАНИЮ (аподиктический – безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости «S должна быть Р»). КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ исследование, которое устанавливает условия познания предметов до и независимо от опыта, АПРИОРИ (a priori). - Решая этот вопрос, Кант совершает свой КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ: априорное познание и метафизика возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с действительностью, а САМИ ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ СООБРАЗОВАТЬСЯ С НАШЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.
ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ» Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 2)исследование ГРАНИЦ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума. - Исследование правомерности этой претензии – задача кантовской критики.
ТРИ ВОПРОСА КРИТИКИ Математика, естествознание и философия должны быть исследованы «Критикой», но это исследование стоит в каждом из этих случаев перед различными задачами. - Поэтому основной вопрос критики «чистого», т.е. априорного, теоретического разума, распадается на ТРИ ВОПРОСА: об условиях возможности МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ и «МЕТАФИЗИКИ» (ФИЛОСОФИИ).
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Понять достоверность этих наук возможно лишь на основе идеалистического учения о ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ и о ПРЕДМЕТАХ ОПЫТНОГО ЗНАНИЯ. Эти формы знания, по Канту, - результат синтеза, или соединения АПРИОРНЫХ ФОРМ ОЩУЩЕНИЯ с АПРИОРНЫМИ ФОРМАМИ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. - Пространство и время – не мыслительная (логическая) конструкция, но ВСЕОБЩАЯ ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ всех вещей в мире и всех их отношений.
СУБСТАНЦИЯ И ПРИЧИННОСТЬ Безусловная достоверность математики коренится в априорных формах чувственности – пространстве и времени. - Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии, а время – в основании арифметики и алгебры (5+7=12).
- Условием достоверности естествознания являются априорные формы рассудка – субстанция и причинность, а также ещё 10 категорий.
ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ Отсюда - ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ по Канту: 1)совершенное знание (математика) имеет априорный, т.е. внеэмпирический, внеопытный характер; 2)эмпирическое знание (естествознание) имеет апостериорный характер, т.е. вытекающий из опыта. - На это деление накладывается деление знания на АНАЛИТИЧЕСКОЕ (объясняющее) и СИНТЕТИЧЕСКОЕ (приращивающее).
ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ Отсюда, высшее, совершенное знание (ГЕОМЕТРИЯ и МАТЕМАТИКА) есть знание СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРНОЕ. - ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – есть знание АНАЛИТИЧЕСКИ-АПРИОРНОЕ.
- А ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, по Канту, есть знание СИНТЕТИЧЕСКИ-АПОСТЕРИОРНОЕ (т.е. приращивающее -послеопытное).
СВОБОДА – «ВЕЩЬ-В-СЕБЕ» Так и идеи Бога, бессмертия и свободы не могут быть почерпнуты из опыта, - это АПРИОРНЫЕ ИДЕИ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА, т.е. нравственного сознания человека. - Так, свобода недоказуема эмпирическими исследованиями. Свобода есть «вещь-в-себе», «трансцендентальный предикат» причинности существа, принадлежащего к чувственно воспринимаемому опыту.
ТЕРМИН ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - (выходящий за пределы), по Канту, имеет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение – всё то, что относится к априорным формам возможного опыта – это ФОРМАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЗНАНИЯ. - Так, априорные формы разума (метафизики) – это идеи целостности, единства явлений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ |
|
|