Главная страница
Навигация по странице:

  • Аристотель

  • Фома Аквинский

  • Петр Иоанн Оливи

  • «устремление к конечной цели движения»

  • «сила»

  • «меры»

  • Биаджо из Пармы и Паоло Венецианский

  • физика Свириденко 11-30 (1). Презентация студентки группы 1130 Свириденко Анны Что такое теория Импетуса


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеПрезентация студентки группы 1130 Свириденко Анны Что такое теория Импетуса
    Дата10.04.2022
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлафизика Свириденко 11-30 (1).pptx
    ТипПрезентация
    #460261

    Теория «импетуса». Жан Буридан

    Презентация

    студентки группы 11-30

    Свириденко Анны

    Что такое теория Импетуса?

    • Теория импе́туса (от лат. impetus ‘толчок, импульс’) — натурфилософская теория, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником. Теория импетуса появилась в результате критики некоторых положений физики Аристотеля, но в целом соответствует ей.

    Аристотель

    Предпосылки открытия

    • К XIII в. относится начало формирования понятий, на основе которых впоследствии была создана тео­рия импетуса. 
    •  Фома Аквинский говорит о силе движущегося, которая сохраняется в брошенном те­ле, об «импульсе», который передается от бросающего к брошенному телу и позволяет ему сохранять опреде­ленное направление на пути к цели. 
    • В конце XIII в. Петр Иоанн Оливи представлял механизм передачи дви­жения таким образом, что движущее тело сообщает дви­жущемуся телу «запечатляющуюся в нем силу» как не­кое качество, которое он определял как «устремление к конечной цели движения».
    • В начале XIV впроблемой движения брошенных тел занимался Франческо ди Маркиа, который, комментируя Аристотеля, считал, что некая «сила», или «способность», сообщается как среде, так и самому брошенному телу и сохраняется в нем некоторое время в зависимости от «меры» этой силы.

    Фома Аквинский

    Текст слайда
    впервые строго  сформулирована теория  «Импетуса»  была парижским номиналистом Жаном Буриданом (ум. в 1358 г.) в «Вопросах к физике Аристотеля»,  на­писанных после 1328 г., и в «Вопросах к сочинению Аристотеля «О небе», написанных около 1340 г. ИМПЕТУСОМ» БУРИДАН НАЗЫВАЕТ НЕКУЮ СИЛУ, КОТОРАЯ ИСХОДИТ ОТ ДВИЖУЩЕГОСЯ И ЗАПЕЧАТЛЕВАЕТСЯ В ДВИЖИМОМ ТЕЛЕ.  ВЕЛИЧИНА ИМПЕТУСА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СКОРОСТЬЮ, СО­ОБЩЕННОЙ ДВИЖИМОМУ ТЕЛУ, ТАК И ЕГО «КОЛИЧЕСТВОМ МА­ТЕРИИ» (Т. Е. МАССОЙ).  «КОЛИЧЕСТВО МАТЕРИИ» ЯВЛЯЕТСЯ «МЕРОЙ ИМПЕТУСА» В ТЕЛЕ.  В ЭТОМ СОСТОИТ ПРИЧИНА ТОГО, ЧТО «ТРУДНЕЕ ОСТАНОВИТЬ БОЛЬШОЕ БЫСТРО ДВИЖУЩЕЕСЯ КО­ЛЕСО МАСТЕРА, ЧЕМ МАЛЕНЬКОЕ».  ИСЧЕЗНОВЕНИЮ ИМПЕТУСА СПОСОБСТВУЕТ,  ВО-ПЕРВЫХ, СОПРОТИВЛЕНИЕ СРЕДЫ,  ВО-ВТО­РЫХ, ЕГО «УСТРЕМЛЕНИЕ К ДРУГОМУ МЕСТУ», ЕСЛИ ТЕЛО БРО­ШЕНО НЕ ПО ВЕРТИКАЛИ ВНИЗ.
    • В Париже теорию Буридана развивали Н. Орем, Аль­берт Саксонский и Марсилиус ван Инген. Благодаря двум последним она позже получила распространение в Германии и Австрии. 
    •  В Италии ее разрабатывали Биаджо из Пармы и Паоло Венецианский, который отмечал, что эта теория поддерживалась большинством современных ему ученых. Наибольшее  применение она имела для изучения  движения брошенного тела и свободного падения тела.

    Влияние открытия


    Теория импетуса объединяла движения земных и небесных тел в единую систему, подчиняющу­юся общим законам механики.

    Кроме того, теория импе­туса до известной степени освобождала учение о дви­жении от понятия цели, так как в некоторых случаях при рассмотрении «насильственного» движения она не нуждалась в представлении о стремлении к «естествен­ному месту». 

    Но самое главное — то, что, отрицая необ­ходимость посредствующей материальной среды при «насильственном» движении, она позволяла ставить вопрос о возможности отвергаемого Аристотелем движения в пу­стоте.

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта