Современная концепция гуманистического воспитания в преодолении его низкой эффективности Презентацию подготовил: Фалеев Владислав Сергеевич Педагогическое образование ПОФ-Б-03.01-2021-1 - В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.
- В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Проблема взаимодействия преподавателя и обучающихся всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, стоявшие у истоков педагогической науки, направляли учительство на творческое сотрудничество с обучающимися. Выдающимися мастерами педагогического общения были К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Их наследие играет огромную роль в обогащении культуры общения педагогов и обучающихся. Вопросы педагогического взаимодействия изучались такими учеными, как В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Л. А. Левшин, Д. А. Леонтьев и др.
Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация - Гуманизация - это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности личности, прав на свободу, счастье, социальную защиту человека, развитие его способностей, индивидуальности.
- Понятие «гуманизм» в последнее время - одно из наиболее употребляемых не только в научной, но и в публицистической литературе. Однако это не означает, что в настоящее время достигнута абсолютно адекватная трактовка гуманизма как научной категории. И это вполне закономерно, поскольку с изменением и развитием общественных процессов меняются, развиваются, дополнятся те или иные категории, понятия.
- 1. приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе - воспитание духовности и нравственности;
- 2. социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, достоинства, прав человека;
- 3. создание условий для развития личности как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
- 4. оказание помощи личности в развитии творческого потенциала, способностей, в жизненном самоопределении полноценной самореализации индивидуальности в семье, в школе, в социуме.
- 1. трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности - Истине, Богу);
- 2. социоцентристских (свобода, равенство, братство, труд, согласие, творчество, мир, гуманность);
- 3. антропоцентрических (самореализация, польза, искренность, автономность, индивидуальность).
По мнению В. В. Серикова воспитание - это центральное понятие педагогики, а может быть и всего человеческого бытия. Также В. В. Сериков отмечает, что создать тоталитарную модель воспитания в известной степени проще, чем модель, отвечающую запросам демократической общественной формации, поскольку тоталитаризм всегда имеет упрощенное директивное представление о человеке и о методах его воспитания, адекватных природе этой общественной системы. Создание современной теории и практики воспитания возможно, как предполагает В. В. Сериков, лишь на путях последовательной реализации личностно - развивающей парадигмы, в соответствии с которой воспитание понимается как создание системы условии (ситуации) развития личностной сферы воспитанников как структуры жизненно - нравственных смыслов и ценностных ориентаций. Сущность воспитания раскрывается в известной степени и через саму этимологию этого слова: « воспитывать - значит не прививать, тем более не навязывать, а воспитывать - выводить изнутри, взращивать, поддерживать то, что заложено в самой природе человеческого существа. - По мнению В. В. Серикова воспитание - это центральное понятие педагогики, а может быть и всего человеческого бытия. Также В. В. Сериков отмечает, что создать тоталитарную модель воспитания в известной степени проще, чем модель, отвечающую запросам демократической общественной формации, поскольку тоталитаризм всегда имеет упрощенное директивное представление о человеке и о методах его воспитания, адекватных природе этой общественной системы. Создание современной теории и практики воспитания возможно, как предполагает В. В. Сериков, лишь на путях последовательной реализации личностно - развивающей парадигмы, в соответствии с которой воспитание понимается как создание системы условии (ситуации) развития личностной сферы воспитанников как структуры жизненно - нравственных смыслов и ценностных ориентаций. Сущность воспитания раскрывается в известной степени и через саму этимологию этого слова: « воспитывать - значит не прививать, тем более не навязывать, а воспитывать - выводить изнутри, взращивать, поддерживать то, что заложено в самой природе человеческого существа.
Заключение - На основании всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что гуманистический подход в образовании предполагает создание благоприятных обстановок для развития личности; равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого ребенка как личности; признание его прав на свободу, счастье, равенство. Недостаточно для педагога знать цели и задачи развития ребенка, необходимо обладать безусловным позитивным отношением к ребенку, принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к целостной личности. Учитель - гуманист способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, эмпатии и самоуважения, стремиться обеспечить максимальный психологический комфорт для полноценного развития ребенка.
|