Главная страница
Навигация по странице:

  • Условия формирования правового государства.

  • 3.Понятия и признаки правового государства

  • 4.Принципы правового государства

  • Проблемы в пути формирования правового государства в России и за рубежом

  • Теория государства и права. Аксенова тгп. Причиныновения идеи правового государства


    Скачать 23.6 Kb.
    НазваниеПричиныновения идеи правового государства
    АнкорТеория государства и права
    Дата09.10.2022
    Размер23.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАксенова тгп.docx
    ТипДокументы
    #723431

    1. Причиныновения идеи правового государства.

    Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

    Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.

    Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

    Определение 1:

    Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

    Определение 2:

    Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

    В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

    Определение 3:

    Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

    Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

    Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

    2.Условия формирования правового государства.

    Формально термин «правовое государство» появился в начале XIX в. В трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

    В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

    Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие». Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

    Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».

    С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».

    Что такое государство? Чьим достоянием оно является? – спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как «общий правопорядок». В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость.

    Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им…»

    Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

    Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и другие.

    3.Понятия и признаки правового государства

    Признаки правового государства:

    1. Широкий спектр прав и свобод личности, гарантированных и обеспечиваемых государством, равенство граждан перед законом, доступность правовой защиты для каждого гражданина, ограничение вмешательства государства в сферу частной жизни.



    1. Верховенство правового закона, то есть закона, который устанавливает равную для всех меру свободы и справедливости (власть и личность подчинены праву).

    2. Демократический способ формирования власти путём свободных всеобщих выборов.

    3. Разделение властей на законодательную исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти формируется и действует в относительной независимости друг от друга. Круг полномочий и границ деятельности строго очерчен для каждой ветви.

    4. Связанность власти правом. Принцип «разрешено только то, что прямо дозволено законом».

    5. Повышенное правосознание личности, высокий уровень общей и правовой культуры граждан.

    6. Взаимная ответственность государства и личности. Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено» - «Всё, что не дозволено власти, ей запрещено». В правовом государстве не только личность ответственна перед государством, но и государство перед личностью:

    • § юридическая ответственность должностных лиц государства всех уровней за свои неправомерные действия;

    • § политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

    • § политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.

    8.Наличие гражданского общества (представляет собой совокупность экономических, культурных и иных отношений развивающихся в демократическом обществе независимо от государства).

    Характерные черты гражданского общества:

    А) Главная ценность общества – человек его права и свободы.

    Б) Приоритет общества над государством, которое регулирует общественные отношения и гарантирует права личности.

    В) Разнообразие и неприкосновенность всех форм собственности.

    Г) Обеспечение экономической свободы граждан и их объединений.

    Д) Надежная система социальной защиты личности.

    Е) Идеологическая и политическая свобода личности.

    Ж) Учет и обеспечение различных интересов индивидов и социальных групп.

    9.Высокое положение суда в обществе и государстве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между гражданами и государством.

    Правовое государство – это идеал, который пока не достигнут даже в самых развитых государствах.

    4.Принципы правового государства

    Верховенство закона

    Закон обладает высшей юридической силой, все нормативно-правовые акты ему соответствуют, а деятельность органов государственного управления, физических и юридических лиц не может выходить за предусмотренные им рамки. Все коррективы в действующие законодательство должны вноситься в соответствии с основным законом государства, а также с ранее принятыми правилами процедуры.

    Защита прав и свобод человека

    Права и свободы человека, наравне с его жизнью, имеют абсолютный приоритет и признаются высшей ценностью. При этом подразумевается существование и эффективное функционирование институтов, специально созданных для выполнения задачи по защите прав человека.

    Однако в разных странах содержание термина «права человека» разнится, в связи с чем данный принцип правового государства нельзя считать универсальным. Так, в США смертная казнь не является лишением права на жизнь, а в Скандинавских странах высокие налоги не рассматриваются как посягательство на право частной собственности. Из-за такой разницы в подходах на международном уровне обретают все большее значение дискуссии по поводу закрепления в международном праве четкого определения прав человека.

    Равенство перед законом

    Законы должны иметь равную силу для всех членов общества, независимо от их благосостояния и социального статуса. Равенство перед законом в главной мере проявляется в деятельности судебной ветви власти — суд должен относиться к каждому человеку как к равному члену общества.

    Что касается самих законов, то они должны формулироваться таким образом, чтобы в них не было указания на конкретных лиц, организаций, социальных групп. Также законы не должны приниматься для решения конкретных задач. Однако стоит иметь в виду, что в ряде случаев законы, сформулированные в общих чертах, могут вызывать у правосудия определенные сложности, связанные, например, с самоопределением граждан в качестве членов той или иной социальной группы.

    Контроль за соблюдением закона

    Функцию контроля за соблюдением законов выполняют органы судебной системы. В их обязанности входит также трактовка и разъяснение положений законодательства в соответствии с высшим законом страны. Так, в компетенцию Конституционного суда РФ входит проверка по запросам граждан применяемых законов на соответствие их Конституции РФ.

    Эффективные правоохранительные органы

    Основной задачей правоохранительных органов является недопущение нарушений прав и свобод человека. Ответственность за обеспечение гражданского порядка и безопасности жизнедеятельности населения страны возлагается, в первую очередь, на полицейские структуры. В более широком смысле (предотвращение терактов, пресечение контрабанды наркотиков) данные задачи возлагаются на иные, в том числе силовые структуры.

    Разделение властей

    Принцип разделения властей заключается в разделении государственной власти на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом разделяются их права, обязанности и функции, причем так, чтобы ни одна из ветвей не могла пользоваться правами другой. Кроме того, несмотря на формальное разделение, все ветви должны работать сообща на благо человека и общества.

    Целью данного принципа является создание системы «сдержек и противовесов», которая должна минимизировать ошибки в государственном управлении и предотвратить узурпацию всей государственной власти со стороны одной из ветвей.

    Взаимная ответственность государства и гражданина

    У государства и гражданина есть определенные обязательства друг перед другом. Так, государство обязуется обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантировать МРОТ, единство рынка товаров и услуг, признавать местное самоуправление и прочее, в то время как гражданин обязан соблюдать действующее законодательство, уважать права и свободы других лиц, платить налоги, защищать отечество. За невыполнение этих обязанностей должна наступать ответственность с обеих сторон.

    Единство права и закона

    В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по и наименованию, но и по содержанию быть правовым. Он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. Кроме того, при его разработке должны быть использованы все правовые средства, выработанные мировой практикой.

    Принцип «разрешено все, что не запрещено законом»

    Один из основополагающих принципов правового государства, сформулированный Ш. де Монтескье. Его сущность заключается в том, что действиям, не противоречащим законодательству, нельзя препятствовать. На практике это правило, к сожалению, соблюдается не всегда. Один из самых частых примеров — противодействие фото- и видеосъемке в общественных местах со стороны их владельцев, в то время как данное действие не запрещено законодательством и не требует (за рядом исключений) дополнительных согласований.

    Условия функционирования правового государства

    Для функционирования правового государства обязательным является создание у населения потребности в государственном управлении. Необходимо выработать стабильный правопорядок, установить несменяемую законность и конституционализм, развить систему местного самоуправления, расширить и внедрить во все сферы общества принципы демократии.

    5.Проблемы в пути формирования правового государства в России и за рубежом

    Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г., однако в силу ряда причин правовому государству тогда не суждено было утвердиться. Причины заключались в следующем:

      1. Право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности;

      2. Правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;

      3. Гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.;

      4. Стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;

      5. Протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования.

    После октября 1917 г. К перечисленным причинам добавились и другие:

    1. Некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности;

    2. Обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны;

    3. Отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс;

    4. Возвышение исполнительных органов над законодательными;

    5. Возвеличивание карательных учреждений;

    6. Культ вождя и др.


    написать администратору сайта