иконическая память. Примеры иконической памяти
Скачать 20.23 Kb.
|
Каждую секунду в поле зрения человека попадают различные объекты, однако большая часть этих образов не является впоследствии доступными для нашей памяти. Дело в том, что эта информация поступает в определенную подсистему запоминания, характеризующуюся большим объемом и маленьким сроком хранения. В психологии этот ресурс получил название иконическая память (в переводе с греч.-изображение) – точная копия образа, которую человек видит не более 100 мс. Иконическая память – это "след" какого-то стимула, сенсорная его копия, представленная в центральном отделе зрительного анализатора. Иконическая память является разновидностью сенсорной памяти. Особенность этого вида памяти заключается в фиксации информации в целостной, портретной форме. Она быстро исчезает из сознания, не поддается контролю, однако, точный период сохранения информации в этой подсистеме остается неоднозначным. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что у эйдетиков (люди, с высоким уровнем развития зрительного восприятия), эта копия может сохраняться до 10 мин. Примеры иконической памяти Вы просыпаетесь ночью, чтобы попить воды и включить свет на кухне. Почти мгновенно лампочка перегорает, и вы остаетесь в темноте, но вы можете кратко представить, как выглядела комната, судя по тому, что вам удалось увидеть. Взгляните на предмет возле себя, а затем закройте глаза. В течение короткого времени (около 0,5–1 секунды) Вы будете продолжать «видеть» его с закрытыми глазами. Если закрыть глаза, а потом на мгновение открыть их, увиденная четкая яркая картина на некоторое время сохраняется, а потом медленно исчезает; Услышав короткий звук, можно проследить за тем, как его четкий образ быстро исчезает из сознания; Если перед глазами поводить карандашом, глядя прямо перед собой, можно увидеть расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом. Если в темноте размахивать светящимся предметом, например, фонариком или зажженной сигаретой, то можно нарисовать какую-нибудь букву, которую другой человек сможет увидеть. Подобным образом шведский исследователь Сегнер в 1740 г. измерил продолжительность следа зрительной сенсорной памяти и получил величину, равную 0,1 с Этот вид запоминания выполняет важные функции : способствует переводу информации в кратковременное хранилище; хранит несколько образов с целью дальнейшего определения релевантной информации; обеспечивает последовательность и непрерывность чувственного восприятия. Исследования Теоретические предпосылки исследований иконической памяти были заложены в середине ХХ века исследователем Хэббом, который предложил рассматривать сохранение информации в виде кратковременного и подвижного отпечатка стимуляции. Дальнейшее развитие его идея получила в работах В.Вундта и Дж. Сперлинга. В психологии получил известность эксперимент Дж. Сперлинга, целью которого являлась проверка предположения о большом объеме и минимальном времени хранения иконической памяти. Чтобы узнать объём информации, запоминаемой человеком в короткий промежуток времени, он с помощью тахистоскопа предъявлял пяти испытуемым матрицу из 4 столбцов и 3 строк, заполненную символами, на 50 миллисекунд, потом предъявлялось нейтральное поле (фон). После знакомства испытуемых с экспериментальной установкой, они самостоятельно нажимали кнопку предъявления раздражителя. В первой серии эксперимента им выдавались пустые таблицы, которые они должны были заполнить символами, которые успели запомнить. Правильным ответом считалось совпадение наименования символа и его места в таблице. В результате этой серии эксперимента в среднем испытуемые запоминали 4,3 символа (от 3,8 до 5,2), что составляет 36 % всей информации. В последующих сериях выяснилось, что результат не меняется даже при изменении времени экспозиции (от 0,015 до 0,5 секунды) и способов предъявления символов (в одну, две или три строки). Сперлинг сделал вывод, что так как предполагаемая система памяти характеризовалась очень коротким временем хранения, возможно, такие результаты были получены из-за того, что для заполнения ответной таблицы им требовалось определённое время, и практически все символы стирались из памяти. Так как полный отчет был невозможен, Дж. Сперлинг ввел методику частичного отчета.[1] Суть этой методики заключалась в том, что, если испытуемый смог назвать случайно выбранный элемент из всех предъявленных, значит, он запомнил всю таблицу. По аналогичному принципу работает методика проведения экзаменов. Во второй серии сразу после экспозиции испытуемым предъявлялся звук случайной тональности — низкой (250 Гц), средней (650 Гц) или высокой (2500 Гц), и в соответствии с ним они должны были воспроизвести нижнюю, среднюю или верхнюю строку таблицы. Они не знали, какой тон сейчас прозвучит, поэтому не могли настроиться заранее на восприятие определённой строки. Количество правильно воспроизведенных при частичном отчете символов умножалось на число равновероятных частичных отчетов. То есть, если испытуемый стабильно запоминал 3 символа из 4, то считалось, что ему доступно 9 символов (3х3) и т. д. При применении метода частичного отчета испытуемые воспроизводили от 8,1 до 11 символов, в среднем 9,1 символ из 12 возможных. Результат составил 76 % правильно воспроизведенных символов, это примерно в два раза больше, чем при использовании метода полного отчета. Эксперимент заключался в следующем: участникам на 0,5 сек. С помощью тахистоскопа предъявлялись несколько фигур или букв. После исследования были получены интересные результаты: большее количество показываемых образов способствовало худшему запоминанию, однако участники говорили, что видели они намного больше того, что смогли потом вспомнить. Были сделаны выводы о том, что люди не в состоянии вспомнить все фигуры, а только те, на которые ведущий эксперимента неожиданно обращал внимание. Следом Сперлинг провел более доработанный эксперимент – испытуемым сначала показывалась бумага с изображенными фигурками, через несколько секунд пустая бумажка с кружочком, который являлся указателем на то место, фигуру из которого нужно вспомнить. Результат превзошел все ожидания - в 99% случаев фигура воспроизводилась без ошибок. Эксперимент доказывает, что в связи с тем, что участники не знали, какую фигуру их попросят воспроизвести, мгновенная память фиксировала все фигуры, что говорит о ее неограниченном объеме. Так же в процессе данного исследования, были сделаны выводы о периоде хранения информации – до 0,25-0,5 сек. вспоминались все фигуры, при увеличении времени допускались ошибки. Последний стимул, «кружок-указатель», заменял собой предыдущие фигуры. Результаты экспериментов и их значение Исследования Дж. Сперлинга осуществлялись на базе методики исследования сознания В.Вундта. Ее суть - в представлении испытуемому некоторого количества фигур или других символов на краткосрочный период (например, это могли быть сотые доли секунды). Чтобы эксперимент было реально совершать в лабораторных условиях, Вундт разработал механизм, получивший название тахистоскоп. Впоследствии именно Вундт сделал предположение об ограниченности человеческого внимания запечатлевать не более 3-4 символов, что получило название «фокуса сознания». Однако, в развитии представлений об иконической памяти ключевая роль все-таки отдается Сперлингу. Результаты, которые были получены Дж. Сперлингом, помогли составить 3 постулата: длительность хранения информации в иконической памяти составляет 0,25-0,5 сек.; ее объем в большинстве случаев не ограничен; вытеснение из памяти, скорее всего, происходит по принципу «стирания следов». Экспериментальные исследования иконической памяти имеют историческое значение для развития когнитивной психологии, а физиология получила дополнительный толчок в блоке исследований сенсорного восприятия. |