Примерные вопросы для самостоятельной подготовки к экзаменузачету Вопросы для подготовки к экзамену по части 1 гражданского права (3 семестр)
Скачать 71.65 Kb.
|
В целом интеллектуальную собственность можно подразделить на две части: промышленную собственность ( объекты патентного права и средства индивидуализации) и объекты авторского права в широком смысле (в т.ч. объекты смежных прав). 3. Понятие интеллектуальных прав. Действующий Гражданский кодекс впервые в истории отечественного законодательства вводит термин «интеллектуальные права», под которыми в соответствие со ст. 1226 ГК понимаются как субъективные гражданские права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Содержание интеллектуальных прав. В соответствие с уже упомянутой ст. 1226 ГК термин « интеллектуальные права» выступает обобщающей категорией и включают всю совокупность различных субъективных прав ( правомочий) на все охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, прежде всего они включают « исключительное право», а также в определенных случаях «личные неимущественные права» (право авторства, право на имя и т.д.) и «иные» (другие) права (право следования, право доступа и иные). Исключительное право включает в себя два правомочия: правомочие (возможность) использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации не противоречащим закону способом по усмотрению правообладателя, а также распоряжения указанным правом (ст.1229 ГК). Исключительное право является « ядром» интеллектуальных прав, оборото способным имущественным правом, ограниченным по сроку своего действия ( в отличие от личных неимущественных прав). Исключительное право может переходить как по договорным основаниям (прежде всего лицензионный договор и договор отчуждения, а также иные договоры), так и по внедоговорным ( прежде всего в порядке универсального правопреемства – наследование и реорганизация). Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и бессрочными. Виды интеллектуальных прав. Каждый вид интеллектуальной собственности характеризуется интеллектуальным правом особого объема и содержания. Видами интеллектуальных прав как субъективных гражданских прав являются: авторские права, смежные права, патентные права, права на средства индивидуализации, права на селекционные достижения, права на секрет производства ( ноу-хау), права на топологии интегральных микросхем. Самым « объемным» интеллектуальным правом следует считать авторское право как субъективное гражданское право, включающее в себя четыре личных неимущественных права, исключительное право и целый ряд « иных» прав. Пожалуй, одним из самых « узких» интеллектуальных прав стоит признать субъективное интеллектуальное право на фирменное наименование, которое состоит лишь из исключительного права, которое в свою очередь включает лишь правомочие использования своего фирменного наименования любым не противоречащим закону способом, распоряжение правом на фирменное наименование не допускается. 4. Правовая природа интеллектуальной собственности ( обзор теорий). Существовавшие в зарубежной юридической науке теории прав на результаты интеллектуальной деятельности могут быть разделены на две группы: частно-правовые и публично-правовые. К числу последних (публично-правовых теорий) могут быть отнесены: 1) теория исключительных прав, утверждающая, что при создании результата интеллектуальной деятельности автора или его правопреемника можно законодательно наделить " исключительными правами», которые ставят их в привилегированное положение; 2) теория труда или творчества, предполагающая признание творческой работы вкладом в общественное достояние, требующим соразмерного вознаграждения; 3) теория выявления или обогащения, исходящая из того, что основой для охраны результатов творческой деятельности является не труд, а " выявление интеллектуальной мысли и достижение благодаря этому обогащения общественного достояния». К частно-правовым теориям относятся, например: 1) теория интеллектуальной собственности, которая исходит из естественного-правового понятия собственности и определяет продукты духовного творчества так же, как и вещественную собственность - продукты, имеющие один и тот же источник происхождения – производительную деятельность человека; 2) теория личности, суть которой состоит в том, что " права на результаты интеллектуального творчества объявляются неотъемлемой частью личности их авторов". Проприетарная теория и теория интеллектуальных прав. При всем разнообразии существующих теорий есть два принципиальных подхода к определению правовой природы под отрасли права интеллектуальной собственности, регулирующей отношения в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации: т.н. проприетарная теория и теория интеллектуальных прав. Первый подход основывается на отождествлении права собственности на вещь и на интеллектуальные продукты, сторонники второго подхода относят интеллектуальные права не к вещным, а к так называемым « исключительным правам», под которыми понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех дозволенных законом действий в отношении нематериальных продуктов с одновременным запрещением этого всем третьим лицам без согласия правообладателей. Теория « интеллектуальных прав» как прав на нематериальные объекты, противопоставляемых в этом отношении вещным правам, была впервые предложена в самом начале XX в. бельгийцем Е. Пикаром (E. Picard). Использовать этот термин в отечественном праве предложил один из ведущих ученых-цивилистов в области интеллектуальной собственности В.А. Дозорцев. 4. 1. Понятие авторского права в объективном и субъективном смысле. Авторское право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства. Авторское право – часть гражданского права. Основным источником регулирования авторского права в России является часть 4 Гражданского кодекса, глава 70 которого специально посвящена авторскому праву. Основными международными актами в области АП: - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (РФ присоединилась в 1995, оговорка снята в 2012) - Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций 1961 г. - Соглашение ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights) 1994. – международное соглашение, входящее в пакет док-в о создании ВТО. Присоединение параллельно с присоединением РФ к ВТО. - Договор ВОИС об авторском праве 1996 (World Intellectual Property Organization Treaty? РФ с 2009). - Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996. (РФ с 2009). Авторское право может рассматриваться и во втором значении: как субъективное гражданское право, возникающее в отношении произведения литературы, науки, искусства. Основанием возникновения данного права является факт создания произведения. Содержание данного права может определяться как совокупность юридических возможностей относительно создаваемого и (или) используемого произведения. Авторское право является сложносоставным, в его содержании выделяют имущественный и личный неимущественный элементы, опосредуемые различными нормами. 2. Принципы авторского права. Принципы авторского права – это основополагающие, руководящие идеи, пронизывающие все нормы, составляющие соответствующий правовой институт и выражающие направленность данных норм. Принципы российского авторского права не закреплены в законодательстве буквально в качестве таковых, однако прослеживаются в содержании отдельных норм и выводятся посредством системного толкования законодательства. Приводимый далее перечень принципов авторского права РФ является доктринальным. Первым принципом является независимость авторско-правовой охраны от регистрации, депонирования или выполнения каких-либо иных формальностей. Второй принцип гласит, что авторско-правовая охрана не зависит от ценностей, художественных достоинств, целей создания, а также форм и способов выражения произведения. Третий принцип формулируется так: авторско-правовая охрана предоставляется оригинальным ( не скопированным, не заимствованным) произведениям. Четвертый принцип – авторско-правовая охрана распространяется на форму, а не на содержание произведения. Принципы авторского права используются при толковании отдельных норм, а также прямо применяются при отсутствии таковых для урегулирования конкретных правоотношений. 3. Субъекты авторского права. Субъектами авторского права являются авторы и соавторы произведений ( первоначальные субъекты), а также иные правообладатели (производные субъекты). Автор – это гражданин, творческим трудом которого создано произведение литературы, науки или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Соавторы – это лица ( граждане), создавшие произведение совместным творческим трудом. 4. Объекты авторского права (ст. 1259 ГК РФ,). Объектами авторского права являются произведения – результаты интеллектуального творчества, выраженные вовне ( в письменной, устной форме, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК). Произведения науки, литературы и искусства признаются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Приведенный в п.1 ст.1259 ГК РФ перечень объектов авторского права носит примерный характер, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим критериям охраноспособности, предусмотренным в ст. 1259 ГК, также подлежат авторско-правовой охране. Программы для ЭВМ, хотя они и обладают рядом отличий от других произведений ( подробнее см. ниже), также признаются объектами авторских прав. Им предоставляется охрана " как литературным произведениям" (п. 1 ст. 1259 ГК; см. также ст. 1261 ГК). Виды произведений: производные ( переводы, переработки, аранжировки) и составные (базы данных, энциклопедии и т.д.). Объектом авторских прав могут являться: название произведения, часть произведения, персонаж произведения, если они по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259). Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: - латинской буквы "C" в окружности, - имени или наименования правообладателя и - года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК). Применение знака охраны не является обязательным. В основном он предназначен для предупреждения возможных нарушений со стороны третьих лиц и облегчения процесса доказывания принадлежности исключительного права определенному лицу ( или лицам) в случае судебного спора. С той же целью по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК может осуществляться государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных. Произведения как объекты авторского права могут классифицироваться: 1. по объективной форме ( устные, письменные, объемно-пространственные и др.); 2. по сфере создания и использования ( литературные, музыкальные, драматические, научные, декоративно-прикладные, архитектурные, фотографические и др.); 3. произведения могут быть оригинальными, производными и составными (п. 2 ст. 1259, ст. 1260); 4. служебными (ст. 1295) и другими - перечень видов произведений, закрепленный в законодательстве, не является исчерпывающим. 3/ Производные произведения представляют собой творческую переработку другого ранее созданного произведения (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК), Производные произведения: переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки, представляющие собой переработку других (оригинальных) произведений. При создании производного произведения происходит определенное заимствование элементов оригинального произведения, но при этом производное произведение воплощается в иной внешней форме, что придает ему творческую самостоятельность. Составные произведения: антологии, энциклопедии, базы данных, атласы и иные сходные произведения, состоящие из систематизированных определенным образом произведений и (или) иных материалов. Базой данных считается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов ( статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений или иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Переводчику или автору производного произведения принадлежат авторские права на такой перевод или на такую переработку (п. 1 ст. 1260 ГК). Составителю сборника ( иного составного произведения) принадлежат авторские права на составительство, т.е. на осуществленный им подбор или расположение материалов ( абз. 1 п. 2 ст. 1260 ГК). Права авторов производных и составных произведений подлежат охране при условии, что эти произведения соответствуют критериям охрано способности, названным в ст. 1259 ГК. Между авторами оригинальных и авторами производных ( или составных) произведений не возникают отношения соавторства. Пункт 6 статьи 1259 ГК содержит перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые, хотя и выражаются вовне в оригинальной объективной форме, все же по разным причинам не признаются объектами авторских прав. Условно их можно разделить на две группы. 1. К первой группе относятся результаты интеллектуальной деятельности, у которых отсутствуют те или иные признаки объекта авторских прав. - Во-первых, это произведения народного творчества ( фольклор), не имеющие конкретных авторов (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК). Авторские права на произведения фольклора не возникают из-за того, что их автор неизвестен, вследствие чего в отношении таких произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав. - Во-вторых, это сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, в том числе сообщения о новостях дня ( материалы телеграфных информационных агентств, официальная хроника и иные новости, публикуемые в средствах массовой информации), программы ( расписания) телевизионных передач, а также расписания движения транспортных средств и т.п. (подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК). На сообщения исключительно информационного характера авторское право не возникает постольку, поскольку они содержат информацию в чистом виде и не являются результатами творчества. 2. Вторая группа объединяет результаты, обладающие всеми признаками объектов авторского права, но тем не менее не охраняемые в силу прямого указания закона. К таким произведениям относятся: - официальные документы государственных органов и организаций местного самоуправления муниципальных образований ( в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы (подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК); - государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований (подп. 2 п. 6 ст. 1259 ГК). Этой группе результатов интеллектуального творчества охрана не предоставляется в силу присущих им особых функций, требующих их широкого и свободного использования в общественных интересах. - Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования (также в силу прямого указания ГК). Сложный объект авторского права (ст. 1240 ГК). Будет ли сложным объектом книга, включающая в себя литературные произведения, иллюстрации и дизайн? Относятся ли к театрально-зрелищным представлениям концерты, детские утренники, концертно-эстрадные представления и т.д.? Мультимедийный продукт - это что? Определения сложного объекта в статье 1240 ГК не содержится. В качестве признака такого объекта указано лишь, что он включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому во избежание чрезмерно широкого применения положений о сложном объекте в пункте 1 ст. 1240 ГК приведен исчерпывающий перечень таких объектов. К ним относятся: 1) кинофильм; 2) иное аудиовизуальное произведение; 3) театрально-зрелищное представление; 4) мультимедийный продукт и 5) единая технология. Таким образом, книга сложным объектом согласно ст. 1240 ГК не является. Понятия театрально-зрелищного представления и мультимедийного продукта в ГК не определены. Думается, что и в том и в другом случае сложными объектами могут быть признаны только такое представление или такой мультимедийный продукт, которые, с одной стороны, представляют собой единое целое ( единый объект), а с другой стороны, имеют сложный состав ( структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности. К театрально-зрелищным представлениям могут быть отнесены, например: церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр и иных подобных мероприятий, сложные в постановочном отношении представления театрализованных эстрадных шоу, мюзиклов и т.п. Вряд ли к сложным объектам могут быть отнесены обычные концерты или детские утренники, которые хотя и состоят из различных результатов интеллектуальной деятельности, но не составляют единого целого как творческий результат. Мультимедийными продуктами могут быть названы компьютерные игры, сайты в сети Интернет и т.п. Вместе с тем при отсутствии прямого определения в законе окончательное представление о том, что включается в эти понятия, будет сформировано лишь судебной практикой. Остановимся подробнее на рассмотрении такого сложного объекта АП как аудиовизуальное произведение. |