Главная страница

Примерные вопросы для самостоятельной подготовки к экзаменузачету Вопросы для подготовки к экзамену по части 1 гражданского права (3 семестр)


Скачать 71.65 Kb.
НазваниеПримерные вопросы для самостоятельной подготовки к экзаменузачету Вопросы для подготовки к экзамену по части 1 гражданского права (3 семестр)
Дата11.12.2021
Размер71.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла77303.docx
ТипЗакон
#299755
страница4 из 4
1   2   3   4
Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений ( с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового ( при сопровождении звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения и все произведения, выраженные аналогичными средствами ( теле- и
видеофильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (п. 1 ст. 1263 ГК).
Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без текста), специально предназначенное для
этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК).
Изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, организовавшее создание такого произведения ( продюсер). Его права определяются статьей 1240 ГК, в соответствии с которой продюсер на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с авторами аудиовизуального
произведения и другими обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся составными частями этого произведения, приобретает право использования таких результатов. При этом в отношении договоров по поводу произведений, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное
произведение ( т.е. прежде всего договоров с его авторами),
презюмируется, что они являются договорами об отчуждении
исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Специфическим объектом авторского права являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ). Хотя ГК предоставляет программам для ЭВМ охрану как литературным произведениям ( п. 1 ст. 7), наряду с ним существует
специальный Закон о программах для ЭВМ.
Формулировка абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК подчеркивает, что им
предоставляется такая же охрана, как литературным произведениям, но не утверждает ( в отличие от Закона об авторском праве), что программа для ЭВМ - литературное произведение. В статье 1261 ГК дано определение программы для ЭВМ как представленной в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных
устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные изображения. К программам для ЭВМ относятся также операционные системы и программные комплексы. В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 1259 ГК по желанию правообладателя возможно осуществление государственной регистрации программ для ЭВМ (и баз данных), которая производится в соответствии со ст. 1262 ГК.
Договоры об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ ( базу данных), которая получила государственную регистрацию, а также переход исключительного права на такую зарегистрированную
программу ( базу) к другим лицам без договора подлежат
государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности ( абз. 1 п. 5 ст. 1262 ГК). Это означает, что теперь такая " вторичная" регистрация носит обязательный характер. Сведения об изменении обладателя исключительного права
вносятся в Реестр программ для ЭВМ ( Реестр баз данных) на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа ( при переходе права без договора) и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по
интеллектуальной собственности.

5. Содержание авторского права.
Содержание авторского права как субъективного гражданского права определено ст. 1255 ГК РФ. Являясь единым правом, оно разделяется на элементы ( правомочия), в законе также именуемые авторскими правами.
В теории принято делить авторские правомочия на две группы:
личные неимущественные и имущественные.
В ч. 4 ГК РФ не проводится прямого легального деления авторских прав на две указанные группы, авторские права названы интеллектуальными правами, среди которых выделены основные ( в обязательном порядке входящие в понятие авторского права:
исключительное право, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование) и иные (возникающие в случаях, предусмотренных ГК РФ, при наличии определенных условий: право автора на вознаграждение за использование
служебного произведение, право на отзыв, право доступа, право следования и др. (перечень носит открытый характер).
К личным неимущественным правам автора относятся ( п. 2 ст. 1255 ГК РФ): - право авторства; - право автора на имя; - право на неприкосновенность произведения; - право на обнародование произведения.
Субъектом указанных прав может быть только автор произведения. Данные права неотчуждаемы и непередаваемы.
Право авторства (п. 1 ст. 1265 ГК) – это право признаваться
автором произведения, то есть лицом, создавшим данное произведение. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения. Данное право неотчуждаемо и всегда сохраняется за автором ( независимо от имущественных прав на данное произведение).
Отказ от права авторства ничтожен. Его суть заключается в том, что лицо, создавшее конкретное произведение, имеет возможность обозначить себя в глазах всего общества в качестве создателя (автора) этого произведения. Право на имя (п. 1 ст. 1265 ГК)– это возможность использовать или
разрешать использование произведения под подлинным именем автора, под псевдонимом или без обозначения имени. Право на имя означает, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя на переплете издания, в выходных данных, в титрах и т.д. Право на неприкосновенность произведения ( ст. 1266) направлено на охрану произведения в его первоначальном, оригинальном виде. Без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Право на переработку произведения, т.е. на создание производного произведения,
является правомочием по использованию исключительного права автора и может быть передано автором другому лицу (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК). Право на обнародование ( ст. 1268 ГК) позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики.
Содержание данного права состоит в том, что автор может самостоятельно осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.
Способы обнародования (п. 1 ст. 1268 ГК): - опубликование произведения, - его публичный показ, - публичное исполнение, - сообщение в эфир или по кабелю - иные способы. Очевидна его тесная, практически неразрывная связь с имущественными правами, поскольку осуществление права на обнародование является той предпосылкой, без которой невозможно использование произведения и, следовательно, осуществление исключительного права.
Характеристика права на обнародование в ГК дополнена двумя важными аспектами. - Во-первых, установлено, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения ( п. 2 ст. 1268 ГК). Данная норма должна предотвратить возникновение споров в тех случаях, когда в авторском договоре не оговорен вопрос об обнародовании произведения: сам факт заключения договора, в котором предусмотрен какой-либо способ использования произведения, будет рассматриваться как согласие
автора на обнародование произведения, передаваемого заказчику, т.е. как реализация права на обнародование. - Во-вторых, в отношении произведений, не обнародованных при
жизни автора, прямо предусмотрена возможность их обнародования после смерти автора лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если такое обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме: в завещании, письмах,
дневниках и т.п. (п. 3 ст. 1268 ГК). Право автора на обнародование предполагает возможность отказа
автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения путем использования своего права на отзыв (данное право относится к иным правам – ст. 1269 ГК).

Исключительное право – это право автора или иного
правообладателя использовать произведение любым не противоречащим закону способом. Автор или иной правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (п. 1 ст.1270 ГК). Исключительное право является имущественным, оборото способным, носит срочный характер и, как и личные неимущественные права, является абсолютным. Обладатель исключительного права может не только сам использовать произведение, но и по своему усмотрению разрешать или запрещать третьим лицам использование произведения. А.П. Сергеев выделяет в исключительном праве использования два аспекта: позитивный ( правообладатель совершает самостоятельные
действия, связанные с использованием объекта) и негативный ( право правообладателя запрещать использование объекта другим лицам, кроме случаев, когда такое использование в соответствие с законодательством не является нарушением исключительных прав). П.2 ст.1270 ГК приведен примерный перечень способов использования произведения (11 способов, список открыт):

1. воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, запись на электронные носители и в память ЭВМ.

2. распространение произведения (продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляра)

3. публичный показ произведения

4. публичное исполнение произведения. Основное различие между показом произведения и его исполнением состоит в том, что при публичном показе произведение или какая-то его часть просто демонстрируется публике, тогда как во втором случае произведение доводится до зрителей или слушателей путем совершения действий исполнителем, выражающихся в пении, танце, декламации и т.д. Публичность означает, что показ и исполнение в кругу семьи и специалистов не влекут правовых последствий предусмотренных законом.

5. прокат оригинала или экземпляра произведения ( не применимо для программ ЭВМ). 6. импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Под импортом следует понимать пересечение экземплярами произведения гос. границы РФ и возможное последующее
растамаживание этого товара в целях последующего распространения как на территории РФ так и в зарубежных странах.

7. сообщение в эфир (по радио или телевидению)

8. сообщение по кабелю.

9. перевод или другая переработка произведения.

10. практическая реализация архитектурного, дизайнерского,
градостроительного или садово-паркового проекта. Без согласия правообладателя нельзя повторно реализовать соответствующий проект.

11. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Это право реализуется в праве на
размещение произведения в сети Интернет, которое включает и право определять режим и условия такого использования ( платный или бесплатный, общедоступный или ограниченный). В отношении всех вышеперечисленных действий, независимо от того, совершаются ли такие действия в целях извлечения прибыли или без
такой цели, необходимо получать разрешение у правообладателя. Срок действия авторского права. Исключительное право действует на протяжении всей жизни автора произведения, в момент создания которого это право возникло, а также 70 лет после смерти автора. По
истечении указанного срока произведение переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться любым лицом без согласия кого бы то ни было и без выплаты вознаграждения. После смерти
автора его имя, авторство и неприкосновенность в отношении конкретного произведения охраняются бессрочно.
5.
1   2   3   4


написать администратору сайта