Главная страница
Навигация по странице:

  • Бернская Конвенция

  • Всемирная Конвенция

  • Бернской Конвенции

  • Авторские права. Международноправовая охрана авторских прав


    Скачать 30.46 Kb.
    НазваниеМеждународноправовая охрана авторских прав
    Дата02.12.2022
    Размер30.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАвторские права.docx
    ТипРеферат
    #824336


    Реферат на тему:

    «Международно-правовая охрана авторских прав»

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Международно-правовое регулирование авторских прав……………5

    Глава 2. Основные принципы охраны прав авторов. Объекты охраны…….....9

    Глава 3. Субъекты охраны. Обнародование произведения, его опубликование и выпуск в свет……………………………………………..……………………13

    Заключение………………………………………………….……………………19

    Список использованной литературы……………………………………...……20

    Введение

    Объектом охраны авторского права является произведение как совокупность идей, мыслей и образов, появившихся в результате творческой деятельности человека и получивших свое выражение в доступной для восприятия форме. К признакам произведения, соответственно, относят творческий характер произведения и объективную форму его выражения. Творчество можно определить как процесс созидательной деятельности (проф. Ксенофонтова А.Н.) человека, направленный на создание чего-то нового, уникального, неповторимого. Второй признак – объективная форма. До тех пор, пока идеи автора существуют только в виде замысла и не могут быть восприняты другими людьми, не выражены вовне (существуют лишь в голове автора), они не являются объектами правовой охраны. Форма может быть письменной, устной, звуко- и видеозаписи, изображения.

    Авторское право направлено на защиту формы как результата творческой деятельности.

    Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

    Права авторов произведений литературы, науки, искусства имеют общую особенность: носят строго территориальный характер, то есть, возникнув в одном государстве на основании его законов, в принципе, действуют только в пределах данного государства. В этом с точки зрения МЧП состоит их отличие от других гражданских прав, в отношении которых государства признают экстерриториальное действие. Из территориального характера прав вытекает, что если в одном государстве будет опубликовано литературное произведение, то в другом государстве это литературное произведение, в принципе, может быть издано и переведено без согласия автора и без выплаты ему гонорара.

    Основным методом регулирования отношений, возникающих в результате творческой деятельности человека, осложненных иностранным элементом, выступает материально-правовой метод, имеющий целью создание единообразных, унифицированных норм, регулирующих соответствующие отношения.

    Цель данной работы: определить международно-правовое регулирование авторских прав


    Глава 1. Международно-правовое регулирование авторских прав
    В настоящее время сложился целый комплекс международно-правовых соглашений универсального характера, касающихся авторского и смежного прав. Начало ему было положено в 1886 г. принятием Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Она неоднократно пересматривалась, последний раз в 1979 г. Причем для каждого государства-участника действует та редакция, к которой оно присоединилось. При взаимоотношении государств-участников действует принцип, в соответствии с которым применяется более ранний по времени текст из тех, которые ими ратифицированы. Конвенция идет по пути широкой унификации норм материального права. Участники создали Бернский союз охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения.

    Бернская Конвенция не единственный международный договор, регулирующий отношения по охране литературных и художественных результатов творческой деятельности.

    В 50-х годах под эгидой ЮНЕСКО начались работы по созданию всемирной системы охраны авторских прав, и в 1952 г. была подписана Всемирная Конвенция об авторском праве. СССР присоединился к Конвенции 27 мая 1973 г. Россия участвует в соглашении на основе договорного правопреемства после СССР. Всемирная Конвенция была рассчитана на применение в универсальном масштабе. В настоящее время в ней участвуют около 90 государств.

    В настоящее время комплекс международно-правовой охраны авторских прав составляют: Бернская Конвенция (пересмотренная последний раз в Париже в 1971 г.), Всемирная Конвенция об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже в 1971 г.), Международная Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. В 1996 г. под эгидой ВОИС приняты новые международные универсальные соглашения в сфере авторского права и смежных прав, призванные поднять на новый уровень правовую охрану произведений литературы, науки, искусства с учетом требований настоящего времени и развития научно-технической революции в этой сфере. Цель всех международных соглашений, принятых в сфере защиты авторских прав – обеспечение правовой охраны прав авторов на территории более чем одного государства – государства, где произведение было облечено в объективную форму.

    Кроме того, большое значение для определения объема предоставляемых и охраняемых прав авторов имеет национальное законодательство государств. Можно говорить о сложившейся системе национально-правового регулирования результатов творческой деятельности. Так, применительно к РФ необходимо указать на положения Конституции 1993 г. (ст. 44), Закона РФ от 9.07.1993 г. «Об авторском праве и смежных правах (с изм. на 19.07.1995 г.) и целый ряд иных нормативных актов и подзаконных актов.

    Однако существует мнение, что ни универсальные международные соглашения, ни исключительно национально-правовое регулирование творческой деятельности не достигают указанной цели эффективной правовой защиты творческого гения человека. Вывод видится в активизации такого элемента полисистемного комплекса правовой охраны произведений литературы, науки, искусства, как международный региональный правовой механизм. Начало ему было положено еще в конце 19 века, когда целый ряд государств Латинской Америки заключили между собой несколько соглашений в сфере авторского права. В Латинской Америке в 1889 г. была принята Межамериканская конвенция об авторском праве, содержащая во многом сходные с нормами Бернской конвенции. В 1946 г. была подписана Вашингтонская конвенция, объединяющая американских 15 государств. Говоря о сегодняшнем дне, необходимо обратить внимание на опыт Европейского Союза в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности. В 1994 г. было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Специальный раздел и ряд приложений к этому соглашению посвящены вопросам охраны и. собственности. Закреплена прямая обязанность РФ по совершенствованию механизмов охраны права интеллектуальной собственности с целью обеспечения уровня правовой охраны, аналогичной уровню, существующему в ЕС, посредством совершенствования российского законодательства о правовой охране интеллектуальной собственности и присоединения к целому ряду универсальных соглашений в этой сфере. Процессы унификации и гармонизации в сфере авторского права в рамках ЕС осуществляются посредством регламентов и директив, принимаемых институтами ЕС.

    Опыт ЕС мог бы послужить основой для развития аналогичного сотрудничества в рамках СНГ. Однако, в рамках данного регионального образования было заключено только одно общее соглашение о сотрудничестве от 24.09.1993 г., наметившее лишь внешние рамки кооперации государств СНГ в этой сфере и подтвердившее важность обстоятельств, вытекающих из международных соглашений универсального характера.

    В настоящее время роль основоположных универсальных актов, регулирующих отношения по защите прав авторов произведений, играют Бернская и Всемирная конвенции, на анализе норм которых в связи с этим и хотелось бы остановиться. Основное отличие этих двух нормативных актов заключается в том, что Бернская Конвенция содержит большое число материальных норм, направленных непосредственно на регулирование отношений, связанных с использованием интеллектуальной собственности, в то время как Всемирная К содержит много отсылок к национальному праву и мало материальных норм, в силу чего является более универсальной. Странам-участницам не приходится вносить изменения в свое национальное законодательство, что значительно упрощает процедуру действия Конвенции. Всемирная Конвенция носит более гибкий характер, что облегчает присоединение к ней большего числа государств с различными уровнями развития механизмов охраны прав авторов.

    Некоторые авторы высказывают мнение, что положения Всемирной Конвенция представляют собой коллизионные нормы, так как практически не содержат материально-правовых норм, но отсылают к нормам национального законодательства. С этим, однако, трудно согласиться, ввиду специфики коллизионных норм, решающих проблему выбора применимого права. Здесь же следует говорить, скорее, о материальных нормах, указывающих случаи применения национального законодательства соответствующего государства.

    Глава 2. Основные принципы охраны прав авторов. Объекты охраны

    Бернская Конвенция в качестве объектов охраны называет литературные и художественные произведения» - все произведения в области литературы, науки, искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены, как то: книги, брошюры и другие письменные произведения, лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся географии, топографии, архитектуре или наукам. Наравне с оригинальными произведениями защищаются переводы, переделки, музыкальные оранжировки и другие трансформации литературного или художественного произведения. Подлежат охране (без ущерба правам авторов отдельных произведений) сборники литературных и художественных произведений, например, энциклопедии и антологии, представляющие собой продукт интеллектуального творчества.

    Вышеуказанные произведения пользуются охраной во всех странах Союза, образованного участниками Конвенции. Эта охрана действует в пользу автора и его правопреемников.

    Законодательству государств-участников предоставляется право обеспечивать охрану произведений, выраженных в определенной законодательством государства той или иной материальной форме.

    За государствами сохраняется право самостоятельно решать вопрос о предоставлении или не предоставлении правовой охраны таким объектам, как политические речи, речи, произнесенные в ходе судебных процессов, лекции и другие, произнесенные публично произведения, а также устанавливать условия их охраны.

    За законодательством стран Союза сохраняется право предписать, что литературные и художественные произведения подлежат охране постольку, поскольку они закреплены в той или иной материальной форме.

    Законодательство РФ устанавливает, что авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

    - письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

    - устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

    - звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

    - изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

    - объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

    - в других формах.

    Всемирная Конвенция регулирует охрану литературных, научных, художественных произведений, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры.

    Конвенцией установлен специальный знак охраны авторских прав в виде специального символа «С» в окружности, указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет как средства подтверждения осуществленных формальностей. Если на книге или другом произведении такого знака нет, то в странах-участниках Всемирной Конвенции они не охраняются.

    В РФ авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. К числу произведений, являющихся объектами авторского права, относятся: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

    К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

    Из числа объектов охраны изъяты: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы, и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (в отношении последних – они изъяты также и из предмета регулирования Бернской Конвенции п. 8 ст. 2). Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Это обусловлено тем, что авторское право охраняет форму, а не содержание произведения. Не охраняются авторским правом произведения народного творчества, так как невозможно установить их авторство.

    Глава 3. Субъекты охраны. Обнародование произведения, его опубликование и выпуск в свет
    При определении субъектов охраны в Бернской Конвенции используется территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения или первого опубликования произведения. Конвенция устанавливает критерии для предоставления правовой охраны: гражданство автора, место выпуска произведения в свет, местожительство автора. Бернская Конвенция защищает права следующих категорий лиц: 1) авторов-граждан какой-либо из стран Союза в отношении своих произведений, как опубликованных, так и не опубликованных; 2) авторов, не являющихся гражданами какой-либо из стран Союза в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Авторы-неграждане стран Союза, но постоянно проживающие на территории одного из государств, приравниваются при применении Конвенции к гражданам этой страны. Подлежат охране также авторы кинематографического произведения, изготовитель которого имеет свое местонахождение или обычное местопребывание в какой-либо стране Союза; и авторы произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо из стран Союза.

    Итак, Конвенция разделяет, во-первых, граждан стран Союза и не граждан, во-вторых, опубликованные и неопубликованные произведения. Защита неопубликованных произведений предоставляется только гражданам стран-участниц.

    Под опубликованным произведением понимается произведение, изданное с согласия автора, при условии, что экземпляры произведения выпущены в свет в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики, принимая во внимание характер произведения. Не является опубликованием представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литературного произведения, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

    Таким образом, при предоставлении правовой охраны во внимание принимаются критерии: гражданство лица, его обычное местопребывание и место выпуска в свет произведения.

    Факт опубликования произведения в одной из стран-участниц Союза означает приобретение правовой охраны и иностранными лицами, причем на территории всех государств Союза. Вот так сформулирован механизм расширения территории охраны прав авторов в Бернской Конвенции.

    От вопроса о действии возникших в силу иностранных законов авторских прав следует отличать вопрос об объеме субъективных прав автора, или, о положении иностранных граждан в данной стране в области авторского права. Большинство стран предоставляют иностранным гражданам в области авторского права национальный режим, то есть равенство в правах с гражданами.

    Еще одним принципиальным положением Бернской Конвенции является закрепление принципа национального режима. Авторы из числа граждан, которым предоставляется охрана по данной Конвенции, пользуются в других странах, кроме страны происхождения произведения, в отношении созданных произведений правами, которые предоставляются соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией. Следовательно, объем охраны, равно как и средства защиты, предоставляемые автору для защиты его прав, регулируются с помощью настоящей Бернской Конвенцией и соответствующих норм национального законодательства страны, где испрашивается охрана. В силу этого говорят о дуализме в системе правового регулирования прав интеллектуальной собственности, которая обеспечивается международными соглашениями, с одной стороны, и национальными законами, с другой стороны.

    Бернская Конвенция также содержит нормы о принципе взаимности, в соответствии с которым страны Союза могут ограничить охрану произведений авторов стран, не входящих в Союз, когда такие страны не обеспечивают достаточной охраны произведениям авторов – граждан какой-либо из стран Союза.

    Всемирная Конвенция,также как и Бернская, исходит из принципа национального режима, но во Всемирной Конвенции этот принцип имеет главенствующее значение, так как Конвенция преимущественно построена на отсылках к национальному законодательству государств и содержит небольшое число прямых материально-правовых предписаний.

    В основу определения субъектного состава, то есть лиц, чьи права подлежат охраны, положены те же критерии, что и в Бернской Конвенции: гражданство авторов и «выпуск в свет».

    В отличие от Бернской Конвенции Всемирная Конвенция вводит еще один случай защиты прав авторов: как и прежде, защищаются права граждан Договаривающихся стран на опубликованные и неопубликованные произведения, также права иностранцев в отношении произведений, впервые выпущенные в свет на территории одного из государств – участников Конвенции, и, кроме того, правовую охрану приобретают произведения авторов-граждан Договаривающихся стран, даже выпущенные в свет в государстве, не участвующем в Конвенции. Произведение гражданина Договаривающегося государства, впервые выпущенное в свет на территории государства, не участвующего в Конвенции, считается впервые выпущенным в свет в договаривающемся государстве, гражданином которого является автор. Тем самым расширяется сфера действия принципа национального режима, причем не только посредством его применения к лицам, не являющимся гражданами договаривающихся государств, но и проживающим на их территориях, а также и к другим субъектам в случае первого выпуска в свет произведения гражданами договаривающихся государств в не участвующих странах.

    Кроме того, еще одной новеллой Конвенции является введение института выпуска в свет, под которым понимается (ст. 6) воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия. Именно с этим актом и связывается начало исчисления срока предоставляемой охраны. Надо отметить, что само понятие выпуска в свет или его содержание было воспринято многими национальными системами права.

    Так, законодательство РФ содержит понятие обнародование произведения, под которым понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. В качестве способов обнародования названы опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и другие способы.

    Опубликование (выпуск в свет) трактуется как выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.

    Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любые показ, исполнение или произведений, фонограмм, исполнений, постановок непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

    Передача в эфир – это сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, для всеобщего сведения (включая показ и исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения).

    В литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой выпуск в свет понимают в узком и широком смысле. В широком смысле выпуск в свет соотносим с обнародованием произведения, в узком – с опубликованием. Оба эти процесса имеют много общего, однако существенно отличаются друг от друга. Для обнародования характерны следующие критерии: 1) обнародование охватывает собой действия, впервые делающие произведение доступным для всеобщего сведения. Соответственно, это процесс единичный, если только автор не отозвал свое уже обнародованное произведение, а затем вновь сделал его доступным для публики; 2) обнародование осуществляется только с согласия автора или его правопреемников; 3) обнародование возможно любым способом, делающим его доступным для публики (даже без тиражирования); 4) должна быть создана реальная возможность ознакомления с произведением третьих лиц; 5) такая возможность должна быть создана для неопределенного круга лиц.

    В отличие от обнародования опубликование связывается законом с такими действиями, которые означают выпуск в свет экземпляров произведения. То есть речь идет об изготовлении и выпуске в обращение экземпляров произведения, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей публики исходя из характера произведения.

    Следует отметить, что понятие «опубликование произведения» (выпуск в свет) по российскому праву расходится с аналогичным понятием Всемирной К, так как в К выпуск в свет связан с обеспечением доступности экземпляров произведения, предназначенных для читательского или зрительного восприятия. Российский закон не содержит такого ограничения и считает выпуском в свет выпуск в обращение любых материальных носителей произведения (это и звукозаписи литературных, музыкальных или иных произведений, связанных со слуховым восприятием). Видимо в данном вопросе, в соответствии с Конституцией РФ предпочтение должно отдаваться нормам международного договора.

    В соответствии с Законом РФ авторское право распространяется:

    - на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

    - на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

    - на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

    При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

    Заключение

    Подводя итоги по данной работе по теме можно сделать следующие выводы.

    Важнейшим элементом системы авторского права является институт международной охраны авторских прав. В существо объектов авторского права входят творческий характер создания, уникальные свойства, обеспечивающие возможность свободного перемещения объекта в информационном пространстве (включая Интернет, средства массовой информации и другие публичные источники), художественная (эстетическая) или, в ряде случаев, научная ценность и т.д.

    Юридическую основу международной защиты объектов авторского права составляют несколько конвенционных документов, направленных, прежде всего на универсальное урегулирование проблем, связанных с особенностями национальных правовых систем.

    Система международной охраны авторского права в своей основе строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав.

    Список использованной литературы

    1. ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности. Общая информация. Публикация ВОИС № 400 (R). ISBN 92-805-0238-7. ВОИС, 2019г.

    2. Всемирная конвенция об авторском праве (Подписана в Женеве 6 сентября 1952г.) в редакции 1971 года. Свод нормативны актов ЮНЕСКО, М., 2018г.

    3. Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.). Официальная публикация ВОИС № 226 (R). Женева. 2020г.

    4. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) (изменена 2 октября 1979 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма, 2017г.


    написать администратору сайта