Главная страница

приложение. Приложение. Приложение 1 Тестовое обследование Выявление оценочного отношения к музыке на основе музыкальных предпочтений


Скачать 44.05 Kb.
НазваниеПриложение 1 Тестовое обследование Выявление оценочного отношения к музыке на основе музыкальных предпочтений
Анкорприложение
Дата16.09.2022
Размер44.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПриложение.docx
ТипДокументы
#680628

Приложение № 1

Тестовое обследование «Выявление оценочного отношения к музыке на основе музыкальных предпочтений»

(авт. С. А. Фадеева)

Для проведения обследования были подобраны три пары музыкальных произведений. Одно из пары ― из репертуара высокохудожественных произведений музыкальной классики. Другое ― из школьного песенного репертуара для детей данного возраста.

Произведения в парах были единой жанровой принадлежности и эмоционально схожи. Все музыкальные произведения исполнялись на фортепиано.

Репертуар подбирался из произведений, представленных в программе ВД «Созвучие» (приложение № 11, с. 24―56) и из программы «Музыка.

Начальные классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Учащимся предлагалось прослушать парные произведения (детская песня и произведение классической музыки), выбрать наиболее понравившееся и объяснить свой выбор, аргументируя его. Результаты прослушивания фиксировались в дневнике наблюдений и в индивидуальной карте ученика.

Таблица № 3

1.

И.-С. Бах ― «Шутка»

«Песня о буквах» (сл. А. Бродского, муз. Г. Фрида)

2.

П. И. Чайковский ― «Осенняя песня»

Песня «Журавушка» (сл. А.

Вольского, муз. Е. Зарицкой)

3.

П. И. Чайковский ―

«Неаполитанская песенка»

Песня «Синяя вода» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)



Приложение № 2 Диагностика нравственной направленности

Методика выявления уровня воспитанности учащихся (Н. П. Капустин) (Мониторинг личностного развития обучающихся в условиях введения ФГОС начального общего образования: методич. пособие / авт.-сост.: В. Ю. Еремина, Е. Г. Еделева, Г. Н. Дождикова [и др.]. ― Н. Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2012. ― 70 с.).

Цель: выявить уровень воспитанности подростков. Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха

Таблица № 7

Качества личности

Я оцениваю

себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

― мне интересно учиться;

― я люблю читать;

― мне интересно находить ответы на непонятные

вопросы;

― я всегда выполняю домашние задания;

― я стремлюсь получать

хорошие отметки







2. Прилежание:

― я старателен в учебе;

― я внимателен;

― я самостоятелен;

― я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;










― мне нравится самообслуживание в школе и дома









3. Отношение к природе:

― я берегу землю;

― я берегу растения; ― я берегу животных;

― я берегу природу







4. Я и школа:

― я выполняю правила для учащихся;

― я выполняю правила внутришкольной жизни;

― я добр в отношениях с людьми;

― я участвую в делах класса и школы;

― я справедлив в отношениях с людьми







5. Прекрасное в моей жизни:

― я аккуратен и опрятен;

― я соблюдаю культуру

поведения;

― я забочусь о здоровье;

― я умею правильно распределять время учебы и отдыха;

― у меня нет вредных

привычек







Оценка результатов

5 ― всегда;

4 ― часто;

3 ― редко;

2 ― никогда;

1 ― у меня другая позиция.

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным уровнем воспитанности.

Средний балл:

5―4,5 ― высокий уровень (в);

4,4―4 ― хороший уровень (х);

3,9―2,9 ― средний уровень (с);

2,8―2 ― низкий уровень (н).

Приложение № 3

Входящие анкеты для учащихся

(авт. Р. И. Удалова)

Анкета для учащихся

1. Какую музыку ты предпочитаешь слушать?

  • Народную;

  • классическую;

  • современную (эстрадную);

  • из кинофильмов и мультфильмов;

  • свой вариант ответа ________________________________________.

2. Какой музыкальный жанр ты предпочитаешь?

  • Песня;

  • танец;

  • марш;

  • свой вариант ответа ________________________________________.

3. Каких композиторов ты знаешь и любишь слушать?

 _________________________________________________________.

4. Какие музыкальные программы вы с родителями смотрите дома по телевизору, в интернете?

 _________________________________________________________.

5. Посещаешь ли ты с родителями:

● филармонию, консерваторию, театр, концерты? (Нужное

подчеркнуть.)

 Как часто? ________________________________________________.

  1. Как ты можешь объяснить, что такое музыкальный вкус? ________________________________________________________.

  2. Какие музыкальные термины ты знаешь? (минимум 4)

______________________________________________________.

Приложение № 3

Диагностическая беседа ― обследование

«Мои музыкальные предпочтения»

(авт. Р. И. Удалова)

1. Я люблю слушать музыку:

  • классическую (оперы, балеты, симфоническую музыку, написанную композиторами-классиками);

  • народную;

  • современную, эстрадную;

  • различных направлений;

  • _______________________________________ (свой вариант ответа).

2. Классическую музыку я:

● понимаю, знаю, люблю;

 не понимаю, не знаю, затрудняюсь ответить.

3. Произведения П. И. Чайковского, Д. Б. Кабалевского, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта, И.-С. Баха, А. Вивальди и др. я:

  • слушаю;

  • не слушаю.

4. Музыку современных композиторов В. Шаинского, Г. Гладкова, Б.

Савельева и др. из мульфильмов и кинофильмов я:

  • слушаю;

  • не слушаю.

5. Народные песни (в исполнении хоров, ансамблей «Золотое кольцо» Н.

Кадышевой, «Народная песня» Н. Бабкиной) я:

  • слушаю;

  • не слушаю.

6. Слушать духовые музыкальные инструменты (трубу, кларнет, тромбон, флейту, саксофон и др.) мне:

  • нравится;

  • не нравится.

7. Слушать клавишные музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор и др.) мне:

  • нравится;

  • не нравится.

8. Слушать струнные музыкальные инструменты (скрипку, виолончель, арфу и др.) мне:

  • нравится;

  • не нравится.

9. Слушать духовой оркестр мне:

  • нравится;

  • не нравится.

10. Слушать симфонический оркестр мне:

  • нравится;

  • не нравится.

11. Слушать современные инструментальные и вокальные коллективы, находящиеся на высоком профессиональном уровне:

  • мне нравится;

  • слушаю все подряд, не различая уровень и качество исполнения.

12. Я слушаю музыку (любимые произведения, любимых композиторов):

 часто, регулярно, каждый день (неделю);  не часто, не регулярно, от случая к случаю.

13. У меня:

  • есть аудиотека, фонотека, видеотека с записью любимых музыкальных произведений и исполнителей;

  • нет аудиотеки, фонотеки, видеотеки с записью любимых музыкальных произведений и исполнителей.

14. У меня:

  • есть музыкальное образование;

  • нет музыкального образования.

15. В музыкальной, хореографической школе:

  • занимаюсь;

  • не занимаюсь.

16. Для чего нужно иметь музыкальный вкус, музыкальное образование?  Чтобы разбираться в музыкальных направлениях, жанрах, понимать музыкальный язык, духовно и эмоционально обогащать свою жизнь, делать ее содержательнее, интереснее.

  • Чтобы научиться слышать, ценить полезное и прекрасное в музыкальном искусстве.

  • Чтобы отличать качество и уровень музыкальных произведений и их исполнения.

  • Чтобы иметь хороший музыкальный вкус.

  • Музыкальный вкус и музыкальное образование не обязательно иметь. В дальнейшей жизни это не пригодится.

17. Я слушаю музыкальные произведения и музыкальных исполнителей, которые:

  • доставляют удовольствие и наслаждение высоким профессиональным уровнем и качеством исполнения, которые наполнены глубоким содержанием, вызывают эмоциональные переживания и впечатления, обогащают духовный мир человека, побуждают ценить, понимать и беречь шедевры музыкальной культуры;

  • не доставляют удовольствие и наслаждение высоким профессиональным уровнем и качеством исполнения.

Обработка результатов

В результате опроса ученик набирает определенное количество баллов. По одному баллу дается за каждый ответ в первом вопросе, во всех последующих ― по одному баллу за первый ответ, за второй ― ноль баллов.

Суммируя баллы по каждому критерию, выявляем уровень сформированности музыкального вкуса.

1―5 баллов: ограниченный уровень музыкально-вкусовых предпочтений. По разработанной шкале оценок по трехбалльной системе соответствует одному баллу.

5―10 баллов: средний уровень ― учащиеся имеют определенный запас музыкальных впечатлений, знаний и музыкально-слуховой опыт. По разработанной шкале оценок по трехбалльной системе соответствует двум баллам.

10 баллов и выше: высокий уровень ― учащиеся имеют разнообразные музыкальные впечатления, достаточный объем музыкально-слухового опыта и знаний, потребность в слушании музыки и стойкий интерес к музыкальному искусству, заинтересованы в дальнейшем музыкальном развитии, образовании и формировании музыкального вкуса.

По разработанной шкале оценок по трехбалльной системе соответствует трем баллам.

Сумма баллов, определяющая уровень сформированности основ музыкального вкуса, выводилась из общей суммы оценок по каждому из пяти критериев по каждому заданию.

Следовательно, наибольшее количество баллов после выполнения заданий у одного школьника составило 15 баллов.

В зависимости от суммы набранных баллов были обозначены уровни, которые характеризуют качественные проявления сформированности музыкального вкуса:

1-й уровень — недостаточный (низкий) — от 5 до 8 баллов;

2-й уровень — допустимый (средний) — от 9 до 12 баллов;

3-й уровень — оптимальный (высокий) — от 13 до 15 баллов.

Учебно-тематический план I год обучения





п/п

Тема

Часы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с учащимися

4

4

-

2

Знакомство с голосовым аппаратом. Выявление музыкальных способностей у учащихся.

6

2

4

3

Певческая установка.

18

8

10

4

Певческое дыхание.

16

8

8

5

Звукообразование.

16

8

8

6

Звук и его свойства.

8

2

6

7

Развитие музыкального слуха в постановке голоса.

10

4

6

8

Главные качества певческого голоса.

8

2

6

9

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

8

2

6

10

Атака звука и способы звуковедения.

18

8

10

11

Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве.

18

8

10

12

Дикция и строй.

18

8

10

13

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого: 144

Учебно-тематический план II год обучения


п/п

Тема

Часы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

6

3

3

2

Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

9

3

6

3

Ансамбль и хор.

15

6

9

4

Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки.

12

3

9

5

Работа над произведением:

а) разбор;

б) фразировка, артикуляция, дыхание;

в) средства выразительности;

г) работа с концертмейстером.

27

9

18

6

Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан.

24

9

15

7

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки.

24

9

15

8

Скрипичный ключ. Название звуков. Опорное дыхание, артикуляция. Певческая позиция.

27

9

18

9

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика.

24

9

15

10

Штиль. Правописание штилей. Длительности нот.

18

6

6

11

Эмоциональный настрой.

18

6

9

12

Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве.

18

6

12

13

Итоговое занятие.

3

-

3

Итого: 216

Учебно-тематический план III год обучения


п/п

Тема

Часы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

6

3

3

2

Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

9

3

6

3

Звукоряд, гамма, ступени. Приемы звуковедения.

27

9

18

4

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.

27

9

18

5

Звукообразование. Звуковедение.

24

9

15

6

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

24

9

15

7

Дикция, строй. Средства выразительности. Тембр певческого голоса.

27

9

18

8

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция.

24

9

15

9

Певческие голоса. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса (тембра).

27

9

18

10

Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Технические и художественные задачи.

21

6

15

11

Итоговое занятие.

3

-

3

Итого: 216

Примерный репертуарный список на I год обучения

п/п

Названия песен

Авторы

слова

музыка

1

«Дождик»

Б. Заходер

Н. Юдахина

2

«Дождь пойдет по улице»

М. Козлов

В. Шаинский

3

«Песня о волшебниках»

В. Луговой

Г. Гладков

4

«Динозаврики»

И. Яснов

Г. Гладков

5

«Заводные игрушки»

Ю. Энтин

Е. Крылатов

6

«Почта Деда Мороза»

А. Усачёв

А. Пинегин

7

«Это знает всякий»

Ю. Энтин

Е. Крылатов

8

«Чунга - чанга»

Ю. Энтин

В. Шаинский

9

«По тропинке к роднику»

Р. Гамзатов

М. Кажлаев

10

«Про папу»

М. Пляцковский

Б. Савельев

11

«Мамина песенка»

М. Пляцковский

И. Парцхаладзе

12

«Танец утят»

Чеш. нар. Песня

Чеш. нар. Песня

13

«Облака»

С. Колов

В. Шаинский

14

«Мой друг»

В Степанов

А. Артюнов

15

«Я прошу вас, люди»

И. Свинцова

Л. Некрасова

16

«Завтра и всегда»

К. Ибряев

Ю. Чичков

Примерный репертуарный список на II год обучения

п/п

Названия песен

Авторы

слова

музыка

1

«Гимн учителям»

Л. Рзаева

А. Пахмутова

2

«День рождения»

В. Пасынков

А. Ермолов

3

«ПеКаравай»

В. Пасынков

В. Михайлов

4

«Лучики»

А. Матвеева

М. Степаненко

5

«Снежинка»

М. Пляцковский

Л. Дубравин

7

«Моя Россия»

И. Иванцов

А. Зыгманд

8

«Аист на крыше»

С. Савельев

В. Тухманов

9

«Вальс дружбы»

В. Краснов

А. Хачатурян

10

«Толстый Карлсон»

И. Иванцов

Л. Дубравин

11

«Балалайка»

В. Пасынков

А. Зыгманд

12

«Этот большой мир»

Р. Рождественский

В. Чернышов

13

«Человек из дома вышел»

А. Ольгин

С. Пожлаков

14

«Подари улыбку миру»

В. Васницов

А. Ермолов

15

«Музыка всюду живет»

В. Семернин

С. Соснин

16

«9 мая»

М. Танич

С. Павлиашвилли

Примерный репертуарный список на III год обучения

п/п

Названия песен

Авторы

слова

музыка

1

«Страна гор»

Л. Дурян

А Аветисян

2

«За окнами дождь»

Ю. Островский

А. Ермолов

3

«Свет звезды»

Ю. Островский

А. Ермолов

4

«Спой нам, ветер»

М. Пляцковский

М. Дунаевский

5

«Звезды молчат»

Ю. Островский

А. Ермолов

6

«Три белых коня»

Е. Крылатов

Ю. Чичков

7

«Пингвин»

А. Андреева

А. Зыгманд

8

«Мама»

М. Пляцковский

Ю. Чичков

9

«В ритме солнечных лучей»

В. Ашуров

Б. Бабаев

10

«Рождение звезд»

Из репертуара д. анс.

«Волшебники двора»

11

«Ночной волшебник»

Из репертуара д. анс.

«Волшебники двора»

12

«Верить, надеяться, любить»

Из репертуара д. анс.

«Верные друзья»

13

«Моя звезда»

Ю. Белов

А. Свешников

14

«Пусть миром правит любовь»

Из репертуара д. анс.

«Верные друзья»

15

«Дети солнца»

А. Колесников

В. Данченко

16

«Журавли»

Р. Гамзатов



V. Содержание тем


1-й год обучения «Звучащий голос мой».

Работа над вокальными навыками. Главный и самый существенный фактор – дыхание. Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно-активном, но не расслабленном состоянии. Полезно, чтобы учащиеся делали вдох, положив руки на ребра, и следили за их движением во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно, следить при этом за расширением нижних ребер. Ни в коем случае не надо набирать много воздуха, а также поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания (люфт-пауза). Стимулом для развития дыхания является «дыхательная» гимнастика по методу Стрельниковых, а также вокальные упражнения, развивающие длительность вдоха, умение правильно делать вдох. Условием грамотного звукообразования является правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На первоначальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся дышал спокойно, бесшумно, не поднимая плеч, чтобы распределял вдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. Ознакомление учащихся с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допущение резкого, зажатого, форсированного звучания.

Начиная с первого года обучения, учащиеся, помимо отчетных выступлений (как минимум два раза в год – в конце 1-го и 2-го полугодия), должны принимать участие в концертах, которые попеременно посвящаются исполнению всех жанров вокально-эстрадной музыки, входящих в программу обучения.

2-й год обучения «Могу красиво петь уже…»

Продолжение работы над ознакомлением с правилами пения и охраны голоса, разносторонним воспитанием и развитием музыкально-певческих способностей, музыкального слуха, певческого голосообразования, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Продолжение формирования вокально-творческих знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуально-певческого развития певца. Обучение пению: создать в процессе пения установку правильному звукообразованию (мягкой «атаке»), сохранению устойчивого положения гортани, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса – звонкости, полетности, смешанного звучания, разборчивости, ровности по тембру, пение с вибрато, сохранение индивидуального приятного тембра здорового голоса, развитие вокальных навыков.

Обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания; непринужденному, естественному льющемуся пению, гибкому владению голосом, правильному формированию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок дыхания вызывает зажатие голосовой щели и напряжение связок, которые перестают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры – один из основных принципов развития ровности диапазона. При этом полезны упражнения на Legato. Вокальные упражнения должны строиться на примерных тонах, должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы свободны и активны. Полезны упражнения в пределах терции, квинты на сочетания гласных и согласных. При этом следует следить за чистотой интонации. Уделяется внимание правильному формированию и чистоте звучания гласных, а также развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное, четкое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной «подаче» звука.

Значительное внимание уделяется работе над «атакой» звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твердой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твердая участвуют в формировании специфических приемов эстрадно-джазового пения.

В этом году вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров.

В зависимости от способностей учащегося ведется работа над подвижностью голоса, выявлением красивого тембра голоса, выработкой всевозможных динамических оттенков, знакомством с эстрадно-джазовыми форшлагами, группетто, пассажами. В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение современных отечественных хитов, отечественных популярных песен, классической вокальной музыки (знакомство с жанром), зарубежных популярных песен. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации.

3-й год обучения «Звучит, поет моя душа!»

Продолжение работы над закреплением технических навыков и освоением эстрадно-вокального репертуара и навыков красивого и выразительного пения: дикции, артикуляции, развития тембра, певучести голоса (кантилены). Овладение умением петь с микрофоном, навыками работы с фонограммой «минус», самостоятельной работы над изучением вокальных произведений, над раскрытием художественного содержания и образа и выявлением стилистических особенностей произведения.

Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения.

Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов, отечественных популярных песен, ретро песен, русских народных песен, песен военных лет.

В работе над вокализами уметь чувствовать движение мелодии (динамики) и кульминацию произведения, вносить в исполнение элемент художественного творчества, пластично вести звук.


написать администратору сайта