Соотношение юриспруденции и религиозной идеологии в эпоху Средневековья. доклад история. Принципами античного мировоззрения выступали
Скачать 21 Kb.
|
Политическая история западноевропейского средневековья всегда отличалась неустанной борьбой папства, римской католической церкви и монархии за главенствующую роль в обществе. Таким образом, одной из центральных проблем политико-юридического знания выступал вопрос о приоритете только одной власти: духовной (церкви) или светской (государства). При этом на протяжении всего средневекового периода на социальную направленность политико-юридических идей западной Европы оказывали воздействие такие факторы, как экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, а также духовный климат средневекового общества. Средневековая западноевропейская история насчитывает более чем тысячелетний период с V по XVI вв. Неудивительно, что политические и правовые идеи на протяжении всего этого времени постоянно развивались и видоизменялись. К числу особенностей развития государственной жизни того периода следует отнести значительное влияние на особенности средневековой политико-правовой мысли. Как известно, большим авторитетом во всех сферах, в том числе в области ее развития, пользовались христианство и церковь. Вместо античного мировоззрения, на смену пришло мировоззрение теологическое. Принципами античного мировоззрения выступали: 1) основой универсального и объединяющего всех воедино права выступал изначальный природный порядок; 2) человеческий разум выступает органом надежного познания права . В свою очередь, христианская религия отвергла обе эти основы, выдвинув тезис о сотворении мира богом из ничего и учение о божественном откровении. Последнее переходило пределы познания разума, способствуя углублению иррационализма средневекового религиозного мировосприятия. В тоже время, следует отметить, что определяющим фактором в развитии правовых и политических учений в тот временной промежуток выступила и борьба за господствующее положение светской и духовной власти. Именно поэтому одной из главных проблем политико-юридических знаний того периода являлся вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Известными сторонниками духовенства были Августин Аврелий и Фома Аквинский, а государство поддерживали, к примеру, Данте и Уильям Оккам. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что, несмотря на возникшие противоречия, монархическая идея оставалась непоколебимой, то есть, несмотря на свои изменения, относилась к числу наиболее значимых и устойчивых компонентов политико-правового сознания средних веков. В целом, как политическая идеология средневековья, так и его правовое сознание имели в качестве основного источника таких понятий, как право, законодательство и справедливость непосредственно Библию. В тоже время, подобная идеология имела и ряд отличительных черт, к которым относилось отрицание: 1) вины общества за совершение преступления отдельным лицом; 2) ограниченной вменяемости человека; 3) возможности допущения ошибок судьями и так далее . По мнению политико-правовой мысли того периода, справедливость обязывала применять к виновным исключительно две крайние меры: жестокое наказание в полном объеме либо помилование. Правосознание общества в то время предполагало уважение к закону, убежденность в его бесспорности, вера в его фундаментальное значение для нормального человеческого общежития. Говоря о теократических теориях средневековья, стоит отметить следующее. Возглавляемая римским папой католическая церковь активно притязала на участие в политической власти. При этом ее успехи на данном поприще в основном были обусловлены периодами феодальных раздоров, когда власть королей и императоров слабела, а на папском престоле оказывались сильные политики. Острым вопросом был вопрос инвеституры (права назначения епископов и аббатов), а также иногда и вопросы посвящения того или иного короля либо императора. Наиболее действенным средством воздействия церкви на непокорных ей феодалов выступали: 1) интердикт (запрещение совершать богослужения и религиозные обряды, налагаемое на отдельных лиц, страну, город); 2) отлучение от церкви; 3) освобождение подданных от присяги . Наиболее успешным в вопросе утверждения верховенства церкви был римский папа Григорий VII (ок. 1021—1085, папа с 1073 г.). В труде его окружения «Диктат папы» утверждалось, что он имеет власть над всеми государями, наделен правом судить и смещать их, а также ему полностью принадлежит инвеститура. В дальнейшем, спор Григория VII и императора Генриха IV об инвеституре вылился в острый конфликт, в результате чего отлученный от церкви и низложенный император был вынужден пойти с покаянием в Каноссу, где находилась резиденция римского папы. Тем не менее, своего наивысшего могущества католическая церковь достигла при Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198 г.), когда было образовано независимое церковное государство под названием Папская область, короли стали рассматриваться в качестве вассалов папы, а епископы включались в общую ленную систему. Борьба духовенства и церкви за светскую власть находила обоснование в теократических теориях, суть которых заключалась в утверждении подчиненного места государства по отношению к церкви, а, следовательно, подчиненного положения светских правителей не только как простых верующих людей, но и осуществляющих политическую власть лиц. Широкое распространение имела теория «двух мечей», основанная на произвольном соединении и толковании цитат из Евангелий (император получает свой меч от церкви и поэтому должен служить ей своим мечом), и теория «солнца и луны» (как луна получает свой блеск от солнца, так королевская власть заимствует свой блеск и авторитет от папы) . Стоит также отметить, что нередко церковью использовались различные фальшивки — например, «Дарение Константина» (подложная грамота от имени императора Константина I, который будто бы еще в IV в. передал римским папам власть над Западной Римской империей) и «Лжеисидоровы декреталии» (где говорится, что короли и императоры еще с первых веков христианства подчинялись папам как преемникам Христа и апостола Петра) . Неудивительно, что правители всячески стремились обосновать свою независимость от церкви в светских делах. Защищаясь от притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты того же писания о богоустановленности всякой (т. е. и их) власти («существующие же власти Богом установлены»). Они также по-своему толковали «теорию двух мечей» — меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил: «Царство мое не от мира сего». Что касается средневековой юридической мысли, то в западной Европе начало этому процессу положило основание Ирнерием в Болонье школы глоссаторов, целью которой являлось изучение непосредственно римского права по первоисточникам без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм. Помимо римского права, в западной Европе периода средневековья действовало также церковное (каноническое) право и обычное право. При этом каждая из этих трех ветвей права имела своих собственных приверженцев . Сторонники римского права («легисты») не ограничивались одним только его изучением и комментированием, но также занимались его приспособлением к актуальным экономическим и политическим изменениям, происходившим в феодальном обществе. Кроме того, многое было предпринято ими для изъятия дела правосудия из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви и его сосредоточение в руках общегосударственной королевской власти. Однако поддерживая правителей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, сторонники римского права доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право. В свою очередь, приверженцы обычного права также выступали союзниками королевской власти, но в целом они не имели намерения считать данную власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя – повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежит руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой. Некоторые из них выдвигали прогрессивные социально-политические требования. Так, видный французский правовед Филипп де Бомануар (1250–1296), автор произведения «Кутюмы Бовези», протестовал против сохранения в современном ему обществе крепостничества, поддерживал идею правовой консолидации страны. Юристы, которые отдавали предпочтение каноническому праву, старались выстроить единый и эффективный правовой комплекс, объединяя в нем ряд предписаний Библии, решения церковных соборов, извлечения из папских энциклик и булл, отрывки из трудов «отцов церкви», некоторые нормы римского и обычного права. Первый свод канонического права – «кодекс Грациана» – составил в XII в. монах Грациан. Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер . Таким образом, каждое из направлений юридической мысли западно-европейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья. Речь идет о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (бога, римского права и т. п.). Средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала. В целом, соотношение государства и церкви было весьма спорным вопросом, что выражалось в выявлении различий между правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человек. |