Главная страница

Принятие христианства на Руси. Культурно-историческое значение. Доклад. Принятие христианства на Руси. Культурно-историческое зн. Принятие христианства на Руси культурноисторическое значение


Скачать 46.35 Kb.
НазваниеПринятие христианства на Руси культурноисторическое значение
АнкорПринятие христианства на Руси. Культурно-историческое значение
Дата28.09.2022
Размер46.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад. Принятие христианства на Руси. Культурно-историческое зн.docx
ТипДокументы
#703075

Принятие христианства на Руси: культурно-историческое значение

Принятие христианства стало поворотным моментом в нашей истории. После Крещения международный авторитет древнерусского государства сильно поднялся, также оно обрело внутреннее единство, мощный толчок в развитии получили культура и образование. Русь на глазах преобразилась, став могущественным государством. Многие историки единодушны в оценке принятия Русью православия как прогрессивного явления. Однако невольно задашься вопросом: «Как же именно принятие новой веры отразилось на жизни древнерусского народа и отношения к нему других»? Для ответа на этот вопрос мы должны рассмотреть следующие пункты:

  • выяснить причины принятия новой веры;

  • обозначить последствия принятия христианства для дальнейшего развития Руси;

  • найти изменения во внутреннем порядке и внешнеполитическом положении древнерусского государства.


В настоящее время многие думают о принятии христианства на Руси очень просто – захотел князь Владимир, чтобы все русские люди приняли христианство, и Русь стала православной. Однако на самом деле всё было немножко сложней. Принятие христианства обусловили определённые причины и предпосылки:

  1. Первой из них можно назвать необходимость духовного объединения славянских племён для усиления авторитета Великого киевского князя. Ведь с момента образования Киевской Руси возникали трения между различными племенами, которые предпринимали попытки отхода от власти Киева. Стоит вспомнить восстание древлян в 945 году, в результате которого был убит князь Игорь. На эту причину указывают и некоторые историки. Либеральный церковный историк XIX века Евгений Евсигнеевич Голубинский подчёркивал, что в решении Владимира заимствовать из Византии истинную веру принимали активное участие и мотивы государственные, что он тут действовал не только как равноапостольный князь, но и великий государь. Более конкретно высказался отечественный историк Михаил Дмитриевич Присёлков, увязав приобщение Руси к христианству с политическим развитием древнерусского общества, а именно утверждением единодержавного уклада.


Однако Владимир для утверждения своей власти не сразу пошёл на ввод новой религии. Князь Владимир Святославич, как и его отец, не был приверженцем христианства. Напротив, он был истинным язычником, что можно подтвердить словами Сергея Михайловича Соловьёва, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось торжеством язычества над христианством. Поэтому князь решил обновить языческую религию славян и создать общегосударственный пантеон. По рассказу летописи, в 980 году он собрал на одном из холмов Киева идолов шести богов: Перуна, Велеса, Дажьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши, велел молиться им и приносить жертвы. Данная попытка не имела результата, люди продолжали молиться своим богам. Не добившись политического единства с помощью первой религиозной реформы, киевский князь осознал, что язычество уже изжило себя, и нужна новая религия, необходимо было объединить людей на совершенно новой духовной основе. Сергей Михайлович Соловьёв об этом писал так: «Русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести споры ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством. С этой стороны принятие христианства способствовало бы приобщению Руси к общеевропейским ценностям и политическим реалиям, ведь вся Европа была христианская, а языческая Русь подразумевалась как своеобразная окраина. Новая же религия давала бы толчок развитию на Руси культуры, моральных норм, письменности и поднятие её международного авторитета».


  1. Также в трудах некоторых историков можно найти такую причину как оправдание социального неравенства. Советский историк Сергей Владимирович Бахрушин считал, что коренная причина принятия Русью христианства содержится в социальных и культурных условиях древнерусского общества X века, когда возникла феодальная знать, которая торопилась освятить свои притязания на господствующее положение. По мнению историка, христианство играло роль энергичного поборника передового феодального способа производства.

Таковы были причины принятия новой веры.
Однако достижению этих целей способствовало бы утверждение любой религии. Почему же Владимир остановил свой выбор именно на православии? Для ответа на этот вопрос вернёмся в 986 год. Согласно «Повести временных лет» в том году Владимир принял в Киеве проповедников различных учений. После выбора веры он отправил послов в различные уголки мира для изучения религиозных традиций и порядков. Послы, которых князь отправил в Царьград, были поражены пышностью и богатством, с которыми были украшены греческие храмы. Как отмечает Николай Михайлович Карамзин, известно, что греки обыкновенно сами обращали внимание варварских князей и послов на свою религию. Разумеется, при этом и основные догматы веры были объясняемы искусными толковниками. Кроме великолепия греческой церкви православие объясняло божественный характер происхождения верховной власти: единый бог освящает власть одного государя. Так же греческая церковь безоговорочно подчинялась императору. Именно превосходство светской власти над церковной и привлекло князя Владимира. К тому же Византия – это государство, имевшее на тот момент тысячелетнюю историю и являвшейся хранилищем знаний. Между Русью и Византией велась активная торговля. Вместе с материальными товарами Русь получала от империи технологии, научные открытия, знания и культурные достижения. В произведении Сергея Михайловича Соловьёва об истории древней России говорится так: «Русские люди всегда обретали уважение к империи, к блестящим формам её жизни, которые так поражали их воображение». По этим причинам киевский князь остановил свой выбор на православии. В то же время Владимир не хотел, чтобы новую веру ему просто дали. Он должен был её захватить для поднятия собственного авторитета. По византийским и арабским источникам в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры императоров Василия и Константина, – требование крайне унизительное для арамейских поселенцев. Тогда в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел ей, угрожая Царьграду. Император соглашается отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, после которого он нарекается именем Василий в честь своего восприемника императора Василия II. Владимир обязался вернуть Корсунь империи. После этих событий Владимир вернулся в Киев и на притоке Днепра, реке Почайна, крестил киевлян.
Утверждение христианства оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны, ускорилось изживание местных племенных различий, что способствовало формированию древнерусской народности с едиными языком, культурой и самосознанием. Сергей Фёдорович Платонов пишет, что в дохристианский период в обществе господствовала грубая сила, и человеческая личность сама по себе в нём не имела никакого значения. Христианская церковь не могла примириться с таким порядком. Христианство как наиболее гуманистическая религия способствовала духовному и моральному росту нашего народа. Опять же у Сергея Фёдоровича Платонова можно найти такие строчки: «Через свою иерархию и примеров ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала, как надо жить в делах личных и общественных».
Кроме воздействия на гражданский быт Руси можно заметить и просветительскую деятельность церкви. Она была многообразной. Происходило развитие духовной и материальной культуры. Владимир тотчас после крещения велит строить церкви. Самой грандиозной постройкой являлась Десятинная церковь. Вслед за архитектурой развитие получила и живопись. Храмы украшались фресками, мозаиками, иконами. Кроме этого получили развитие ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами были греки, но позднее под их руководством появились и русские мастера. Таким образом, зародилось русское национальное искусство. Происходило распространение письменности и грамотности на Руси. Были образованы первые училища, где обучали письму, грамоте, чтению, Закону божьему. Этот процесс иногда проходил жестоким, но скорее всего неизбежным методом. Детей бояр, дружинников и лучших горожан отнимали у матерей и отдавали в учение. Почему я назвала этот метод жестоким? Потому что матери, не утвердившись ещё в новой вере, не хотели отдавать своих детей для обучения и старались их воспитывать в прежнем языческом духе. Просветительское влияние было оказано и на письменность. Под воздействием привезённой греческой и болгарской письменности создавалась и собственная, русская, в которой главное место занимали летописи и жития святых. Произведения первых русских писателей оказали заметное влияние на духовную жизнь наших предков. Также христианизация позволила продолжить дальнейший экономический рост государства, значительно увеличить вес в окружающем его мире. В целом, благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Так член-корреспондент Академии наук Владимир Терентьевич Пашуто отмечал, что не исторические достижения предшествующих времён позволили нашей стране войти в круг передовых народов Средневековой Европы, а обращение к иноземной религии.
В то же время принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия.

Во-первых, после принятия христианства последовали жесточайшие гонения на всё, что было связано с язычеством. Новое духовенство отрицало языческую культуру и всячески боролось с её проявлениями. В результате был уничтожен огромный пласт древнерусской культуры дохристианского периода.

Во-вторых, православие способствовало в какой-то степени обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии русское государство и русская православная церковь оказались по сути дела в изоляции от остального мира. Именно этим обстоятельствам может быть отчасти объяснён отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в противоборстве с иноверцами, татаро-монголами, турками и другими завоевателями.

Итак, подведём итог долгого пути Руси к принятию христианства. Прежде всего оно способствовало укреплению власти феодалов над крестьянами, своим учением освещая феодальную собственность и подчинение властям. Нет сомнения и в том, что христианство содействовало укреплению государственной власти и территориального единства Киевской Руси. Оно имело и международное значение, поскольку отныне Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. Древнерусское государство стало державой, ни в чём не уступающей другим.


написать администратору сайта