сам 12. Приведите пример
Скачать 19.61 Kb.
|
Самостоятельная работа по теме 1.2 Задание 1. Приведите пример философского диалога о добре и зле Подберите две цитаты Платона об идее. Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине. Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях. Платон Астрономия заставляет душу взирать ввысь и ведет ее туда, прочь ото всего здешнего. Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим Аристотель Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных. Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого. Из ложных посылок можно вывести истинное заключение. Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах. Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине. Платон мне друг, но истина дороже Августин Блаженный Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного. Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела. Время врачует все раны. Фома Аквинский Любящие естественной любовью скорее актуализируются извне, нежели актуальны сами по себе. *Слабость нашего ума приводит к тому, что он черпает некоторые свои познания из снов. *Если положения веры и оспариваются, то не потому, что истины сомнительны, а потому, что разум слаб. *Существование — это то, что приводит все вещи к действительности Задание 2. Основные проблемы Схоластика Философия Возрождения Первооснова всего сущего редставляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона Закономерность сущего Задача постижения сущности религиозного учения не только с помощь веры, но и на рациональной основе -с помощь философии. Светское знание. Признается авторитет мудрости античных мыслителей. Главной особенностью периода является антропоцентризм, т.е. человек находится в центре исследований. Источник знания Сверхъестественное (даваемое в откровении т.е. то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Бибилии. Естественное, отыскиваемое человеческим разумом т.е. то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога Знания необходимы для обоснования догматов веры. Пантеизм-Бог сливается с природой Гуманизм-ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни Эстетизм— Не подражание природе, а творчество художника. Объект- человеческое тело, телесная красота и гармония. Знания мешают вере. Метод и способы познания Основывается на идеях Аристотеля. Номинализм- общие понятия только имена, они существуют после вещей. Основывается на идеях Платона. Реализм- общие понятие существуют до вещей. Что такое истина? Истины веры выше истин разума и не зависят друг от друга.(Фома Аквинский) Истины веры выше истин разума, но им не противоположны. (Аврелий Августин) Кто есть человек? Главной проблемой данного периода является проблемой сущности человека, возможности его познания и взаимоотношения с другими людьми. Ключевые философские вопросы: « В чем сущность человеческой морали?» « Как осуществляется человеческое познание?» Человек- свободное существо, способное творить самого себя и окружающий мир. Задание 3.Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 3.6 Одна из основных проблем, которой занимался Ж. Ж. Руссо (1712—1778), была проблема неравенства людей. В чем он видел причины неравенства людей? Когда, по его мнению, оно возникает? Какие пути предлагались им для преодоления этого неравенства? Реальны ли они? Каково философско-социологическое решение данной проблемы? Ответ: В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства , противоречивших естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными. Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты». Выход из такого положения, инспирированный доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов , которым будут подчиняться все. Однако, потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, и ради выгоды нескольких честолюбивцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету». Неравенство частной собственности , дополненной политическим неравенством, привели, согласно Руссо, в конечном счете, к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». Не отрицая самой частной собственности , Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один — быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых — умерение в скаредности и алчности». Жан Жак Руссо о народном суверенитете Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей. Вместе с тем, суверен , согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это, по мысли Руссо, противоречило бы самой природе политического организма. Суверен «стоит выше и судьи, и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Власть суверена включает в себя его безусловное право на жизнь и смерь подданных. В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. Соответствующие гарантии, согласно Руссо, нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином. В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть , направляемую общей волей, он и именует суверенитетом . По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном-единственном суверенитете — суверенитете народа . При этом под «народом» как единственном суверенитете Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый слой общества (низы общества), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты). С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим . Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа, по логике Руссо, означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа. Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она «напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области закона ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами». Исполнительская власть создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве последующего организма для сношений между подданными и сувереном. Поясняя соотношение законодательной и исполнительной власти, Руссо отмечает, что всякое свободное действие имеет две причины , которые сообща производят его: одна из них — моральная, другая — физическая. Первая — это воля, определяющая акт, вторая — сила, его исполняющая. Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы «оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства». |