Главная страница
Навигация по странице:

  • Протестантская этика и дух капитализма. Постановка проблемы. Вероисповедание и социальное расслоение.

  • 2. “Дух” капитализма

  • 3. Концепция призвания у Лютера.

  • Профессиональная этика аскетичного протестантизма. Религиозная основа мирского аскетизма.

  • Рецензия. М. Вебер. Рецензия.. "Проблема "отставания" востока или "опережения запада""


    Скачать 32.01 Kb.
    Название"Проблема "отставания" востока или "опережения запада""
    АнкорРецензия
    Дата08.06.2021
    Размер32.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМ. Вебер. Рецензия..docx
    ТипДокументы
    #215523

    Работу выполнил:

    студент 3 курса

    Манукян А.А.
    Тема: “Проблема “отставания” востока или “опережения запада””.

    Часть 1.

    Предварительные замечания.
    Перечислить и рассмотреть явления культуры, получившее по М. Веберу универсальное значение.

    Проблема “отставания” востока или “опережения запада”” всегда интересовала людей. Чтобы разобраться в данном историческом парадоксе, считаю необходимым выяснить, в чем заключаются отличия Запада от Востока? В работе М. Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”, мы можем видеть эти отличия.

    Первое отличие связано с развитием науки на Западе и Востоке. Всем хорошо известно, что на Востоке люди обладали хорошими знаниями в области математики, астрономии и тд. “Однако ни вавилонская, ни какая-либо иная культура не знали математического обоснования астрономии, его дали лишь эллины. В Индийской геометрии отсутствовало рациональное “доказательство” - оно также является продуктом эллинского духа, как, впрочем, и механика, и физика. Естественные науки в Индии, чрезвычайно развитые с точки зрения эмпирического знания, не знают ни рационального эксперимента”. Тоже самое касается не только точных и естественных наук, но гуманитарных: “Высокоразвитая китайская историография не знает прагматизма, укоренившегося на Западе со времен Фукидида. У Макиавелли есть предшественники в Индии. Однако ни в одном учении о государства, возникшем в странах Азии, нет ни систематики, подобной Аристотелевой, ни рациональных понятий вообще. … здесь [в Востоке] нет того, что позволило бы говорить о рациональной теории права, нет ского юридических схем и форм юридического мышления, присущих римскому и сложившемуся на его основе западному праву. Феномен, подобный каноническому праву, - также порождение Запада.” Таким образом, мы можем заключить, что отличительной чертой Западной науки является ее рациональность, связанная с рациональным доказыванием тех или иных знаний.

    Следующая отличительная черта отличающая Запад от Востока - это музыкальное искусство. “Рациональная гармоническая музыка - как контрапункт, так и аккордово-гармоническая фактура - оформление звукового материала на основе трех главных трезвучий и гармонической терции, наш хроматизм и энгармонизм, которые со времен Возрождения получили свое гармоническое рациональное обоснование, оркестр с его струнным квартетом в качестве главного стержня и с организацией группы духовых инструментов, генерал-бас, нотное письмо, введение которого и сделало возможным композицию и заучивание современных музыкальных произведений, то есть вообще их существование во времени; сонаты , симфонии, оперы и необходимые для их исполнения инструменты; орган, фортепиано, скрипка - все это существовало только на Западе.”

    Отличия мы также можем найти и в архитектуре. “Стрельчатая арка как декоративный элемент была известна разным народам Азии и народам античного мира; небезызвестен был, вероятно, на Востоке и стрельчатый крестовый свод. Однако рациональное использование готического свода как средства распределения тяжестей и перекрытия любых пространственных форм — прежде всего в качестве конструктивного принципа монументальных строений, как основы стиля, включающего в себя в виде декоративного элемента скульптуру и живопись, стиля, который был создан в средние века, не встречается нигде, кроме Запада”. Точно так же и в живописи “... вид "классической" рационализации искусства в целом - в живописи посредством рационального использования линейной и воздушной перспективы, — которые были созданы у нас Возрождением”.

    Помимо отличий в области науки и культуры между Западом и Востоком существуют отличия и в политических системах и в государственных чиновниках, в том числе. Что касается данной сферы, то М.Веберы выделяет следущее: “полной зависимости всей жизни, всех ее политических предпосылок от организации профессионально подготовленных чиновников, подчинение всего человеческого существования технически, коммерчески и прежде всего юридически образованным чиновникам, которые являются носителями основных повседневных функций социальной жизни, никогда не было ни в одной стране, кроме современного Запада. <...> Однако уже сословное государство – rex et regnum (“король и королевство”) в западном понимании известно только Западу. И, наконец, парламенты с их периодически избираемыми "народными представителями", с их демагогией и господством партийных лидеров в качестве ответственных перед парламентом "министров" возникли на Западе, хотя "партии" как организации, направленные на захват политической власти и общественно-политического влияния, безусловно, были известны во всем мире. Вообще "государство" как политический институт с рационально разработанной "конституцией", рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на "законы" управлением чиновников-специалистов известны только Западу, в данной существенной для него комбинации решающих признаков, хотя начатки всего этого были и в других культурах.”

    М. Вебер также рассуждает о сущности буржуазного промышленного капитализма. Он выделяет два класса капиталистического общества: «буржуазию» и «пролетариат». При этом автор выделяет, что такая дифференциация общества характерна лишь для Запада. Это связано с тем, что за пределами западного мира отсутствуют характерные для запада противоречия между буржуазией и пролетариатом. М. Вебер приходит к выводу, что данные противоречия между вышеуказанными классами, возникают только при капиталистической модели производства.

    По мнению М. Вебера, капиталистическое производство имеет ряд особенностей: 1) ориентированность на рентабельность, т.е. прибыльность; 2) основывается на ожидании прибыли на основе мирного обмена; 3) рационализм предпринимательской деятельности, который связывается автором с учётом капитала, т.е. сопоставлением доходов и расходов, который служит средством контроля и проверки правильности отдельных действий и помогает установить размер «прибыли» при завершении данного действия.

    Данные особенности вытекают из принципов организации промышленного предприятия при капиталистической модели производства. По мнению М. Вебера, к основным принципам организации промышленного предприятия относятся: отделение предприятия от домашнего производства, рациональная бухгалтерская отчётность, использование свободного труда, юридическое оформление разделения капиталистического предприятия и личного имущества предпринимателя и «коммерциализация», т.е. появление ценных бумаг и биржи, рационализировавших спекуляцию в капиталистической деятельности.

    1) В Новое время «ослеплять зодчих», по Веберу, было неактуально, потому что систематизированное и рационализированное эмпирическое знание, при капитализме становится достоянием всего общества.

    2) В Новое время «ситуация с колоколом», отраженная в фильме «Андрей Рублев», по Веберу была абсурдна, потому что систематизированное и рационализированное эмпирическое знание являлось тогда и является сейчас относительно лёгким для воспроизведения.

    3) Андрей Рублёв прекратил следовать обету молчания, поскольку увидел старания сына литейщика Бориса, который руководил отливанием колокола. Это стало причиной того, что к главному герою вернулась вера в человечество, следовательно, обет потерял свой смысл.
    Протестантская этика и дух капитализма. Постановка проблемы.


    1. Вероисповедание и социальное расслоение.


    Карает еретиков и милует грешников.

    Для объяснения указанного “принципа” католической церкви, для начала необходимо привести следующую цитату из работы М. Вебера: “Но не следует упускать из виду, то о чем теперь часто забывают: что Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы замены формы господства иной, причем замену господства необременительного, практически в те времена мало ощутимого, подчас едва ли ни чисто формального, в высшей степени тягостной и жесткой регламентацией всего повеления глубоко проникающей во все сферы частной и общественной жизни”.

    Таким образом, в понимании М. Вебера, Католическая церковь “карает еретиков”, ввиду недопустимости отклонения от жестко регламентированного образа жизни, насаждаемого церковью, тем самым они, еретики, выходят из под влияния церкви, чего нельзя было допускать. Отсюда и карательное отношение к “еретикам”, т.е. протестантам.

    Что же касается части “милует грешников”, то из выше приведенной цитаты можно прийти к следующему выводу. Исходя из того, что каждый еретик грешник, но не каждый грешник еретик, католическая церковь милостиво относилась к грешникам, т.к. они оставались в той “системе координат”, которую предоставляла католическая церковь. Также нельзя упускать из виду и такой стремление к обогащению католической церковью. Не будем забывать, что на то время еще действовала индульгенция, по факту, выкуп грехов за деньги.
    Либо хорошо есть, либо хорошо спать.

    Данный “принцип” никому в полной мере не соответствует, по мнению М.Вебера для католиков характерно “хорошо спать”, а для протестантов - “хорошо есть”. В своей работе М. Вебер. приводит цитату одного писателя - его современника: “Католик… спокойнее, наделенный значительно более слабой склонностью к приобретательству, он предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом, рискованной, тревожной жизни, подчас открывающей путь к почестям и богатстве. Народная мудрость гласит: либо хорошо есть, либо спокойно спать. В данном случае протестант склонен хорошо есть, тогда как католик предпочитает спокойно спать”.
    2. “Дух” капитализма
    Заповеди Бенджамина Франклина.

    “Время - деньги” - суть данной “заповеди” сводится к тому, что человек зарабатывающих 10 шиллингов “тем не менее полдня гуляет или тентяйничае дома, должен считать, что выбросил 5 шиллингов”.

    “Кредит - деньги” - “Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был бы вернуть их ему, он дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им”.

    “Деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги” - суть данной “заповеди” заключается в том, что деньги пущенные в оборот, приносят еще больше денег (1 шиллинг пущенные в оборот может принести 2 шиллинга, 2 шиллинга - 4 и тд.).

    “Завоевать себе положение в обществе” - данная “заповедь” гласит, что надо обладать определенными качествами добродетели, “чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек”, потому что “кредит - деньги”.
    Почему при капитализме важны такие добродетели: “честность”, “умеренность”, “пунктуальность”, “прилежание”.

    Бенджамин Франклин, по мнению М. Вебера формулирует “философию скупости”. Идеал ее - кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Суть дела заключается в том, что здесь проповедуется не просто правила житейского поведения, а излагаются своеобразная “этика”, отступление от которой рассматривается не только как глупость, на и как своего рода нарушение долга. Речь идет не только о “практической мудрости ”, но и о выражении некоего этоса…”

    Все нравственные правила Франклина имеют, правда, утилитарное обоснование: честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежание, умеренностью - все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из этого можно заключить, что там где видимость честности достигает такого же эффекта, она вполне может заменить подлинную честность - ведь легко можно предположить, что в глазах Франклина переизбыток добродетели - лишь ненужная расточительность и как таковая достойна осуждения.

    Для Франклина упомянутые добродетели, как, впрочем, и все остальные, являются добродетелями лишь постольку, поскольку он конкретно полезны данному человеку, и видимостью добродетели можно ограничится во всех тех случаях, когда с ее помощью достигается тот же эффект.
    Укажите перспективу “человека, проворного в своем деле”.

    На вопрос, почему же “из людей” следует “делать деньги”, Бенджамин Франклин - дает без какой-либо конфессиональной направленности - в своей автобиографии отвечает библейским изречением, которое он в молодости постоянно слышал от своего отца - старого кальвиниста: “Видел ли ты человека, проворного в своем деле? Он будет стоять перед Царями!”.
    3. Концепция призвания у Лютера.
    Вникните в смысл немецкого слова “Beruf”, и английского слова “Calling”.

    В немецком слове “Beruf”, и в английском слове “Calling” на ряду с другими мотивами звучит религиозный мотив - представление о поставленной Богом задаче, и звучит тем сильнее, чем больше в каждом конкретном случае подчеркивается это слово. Слово “Beruf” в немецком языке употребляется в смысле определенного жизненного положения, четко ограниченной сферы деятельности. В понятии “Beruf” находит свое выражение тот центральный догмат, который единственным средством быть угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аксезы, а исключительно выполнение мирских обящанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его “призванием”.

    Профессиональное призвание есть то, что человек должен принять как веление Господне, с чем он должен “мириться”, этот оттенок преобладает у Лютера.

    Профессиональная этика аскетичного протестантизма.

    Религиозная основа мирского аскетизма.

    В данном разделе работы М. Вебер проводит анализ протестантского учения с целью установить религиозные основы данного учения. Автор, ссылаясь на Кальвина, даёт ответ на вопрос: «Как протестанту удостовериться в собственном избранничестве?». Для этого надо довольствоваться знанием о существовании Божьего решения, а также упованием на Христа.
    Может ли рассчитывать протестант на утешение характерное для католицизма?

    М. Вебер указывает два пути: 1) верующий обязан считать себя избранником Божьим, а все мысли отвергающие данную догму необходимо прогонять, как дьявольское искушение, т.к. недостаточная уверенность в Божественном избрании свидетельствует о неполноте веры и. как следствие, неполноте благодати. 2) В качестве наилучшего средства обретения внутренней уверенности, в спасении рассматривается добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей.
    В чем значение Реформации?

    Для М. Вебера значение Реформации заключается в том, что она завершила историко-религиозные процесс «расколдования мира», которые уничтожил всю «средневековую атрибуцию» (т.е. магические средства спасе­ния), объявив их неверием и кощунством.
    В чем божественная милость дарованная избранным?

    По мнению М. Вебера сущность божественной милости, даруемой избранным заключается в уверенности человека в его спасении.
    Что достойно морального осуждения?

    Морального осуждения со стороны протестанта достойны чувства и эмоции, которые отстраняют человека от истинной веры.
    Что является с точки зрения протестантизма превентивной мерой различного рода искушений?

    Превентивной мерой данным искушениям здесь является постоянный контроль и самопроверка этической значимости совершаемых действий.
    I. «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»(Вольтер)

    На мой взгляд, смысл высказывания Вольтера заключается в том, что целью деятельности Кальвина была не раскрепощение верующих, а напротив, еще большее закрепощение верующих и регламентация их жизни.

    В целом можно говорить о том, что взгляды Вольтера и Вебера на природу протестантизма совпадают. Так, второй отмечал, что протестантская Церковь призывала к жесткой рег­ламентацией всей жизни верующего.
    II. «М. Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека он внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека» (Карл Маркс).

    На мой взгляд, основной мыслью данного высказывания К. Маркса является мысль о том, что Лютер сумел ликвидировать формализм в вере и поставил ее содержательную сторону во главу угла.

    Можно говорить о том, что взгляды Маркса и Вебера на природу протестантизма совпадают, поскольку второй отмечал, рассматривая концепцию призвания у Лютера, что протестантская вера направлена на внутренний мир человека.
    III. Итог.

    Подводя итоги эссе, можно говорить о том, что протестантская этика не стала основной причиной опережения Запада Востока, она явилось одной из причин. Протестантская этика сформировала комплекс норм, которые явились базисом для формирования социально-психологического «портрета» капиталиста.


    написать администратору сайта