Главная страница

философия доклад. Проблема предназначения человека и смысл его существования интересовала философов с древних времён и до нашего века


Скачать 20.54 Kb.
НазваниеПроблема предназначения человека и смысл его существования интересовала философов с древних времён и до нашего века
Дата11.01.2021
Размер20.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия доклад.docx
ТипДокументы
#167056

Проблема предназначения человека и смысл его существования интересовала философов с древних времён и до нашего века. Каждый учёный задавался этими вопросами и пытался дать на них ответ, возможно, опираясь на предшественников, а, возможно, создавая свою теорию и концепцию о человеке с философской точки зрения. Меня же заинтересовали суждения мудрецов Древнего Китая о философии человека. И я хочу попробовать разобраться в двух разных древневосточных учениях, сменявших друг друга: конфуцианстве и даосизме.

Основателем конфуцианства считается мудрец Кун-Фу цзы. Главной целью учения является полное послушание, совершенствование нравственной природы человека, жизнь государства, семьи и принципов управления.

Человек, как отдельная личность, Конфуция интересовал мало. Для него важно было не то, чем наделила человека природа, а то, что он может дать государству, то, какую пользу он может ему принести. То есть, для конфуцианства важно не то, что представляет собой человек, а какую роль он играет в обществе и в жизни государства. Для философа главным было познать скрытую природу человека, чтобы в дальнейшем иметь возможность воздействовать на неё в нужном, для общественной жизни, направлении.

Человек, по мнению Конфуция, несёт в себе определённую социальную функцию и обязан исполнять её во благо государству. Его учение, в большей части, состоит из объяснения Четырёх начал (четырёх необходимых для каждого человека достоинств): «жэнь» - человечность, «и» - справедливость, «ли» - этикет и «чжи» - ум. Ими должен украшать себя каждый. От украшения себя, зависит устройство дома. Когда будет устроен дом, будет устроено государство. А от устройства государства зависит устройство всей вселенной.1 И только человек, соединивший в себе эти Четыре начала, может представлять собой идеал всего учения – благородного мужа (Цзюнь-цзы). Конфуций «благородному мужу» противопоставлял «малого человека» и учил, как его распознать. Он говорил, что благородный муж постигает справедливость, а малый человек постигает выгоду.2

Также для конфуцианства крайне важны принципы иерархии отношений людей между собой. Философ выделял три главных вида отношений: отца к сыну, мужа к жене и правителя к чиновникам. Вторые должны беспрекословно подчиняться и слушаться первых, высших по званию и статусу. В этом выражается как суть и фундамент всего конфуцианства, так и характеристика Китая в целом.

Второй, так же великой философией, является учение о «дао», основателем которого считается Лао-цзы. Его концепция представления мира является противоположностью конфуцианства. Так как, в отличие от «небесной воли» Конфуция, здесь многообразный мир и жизнь людей движутся по определённому естественному пути – «дао». Главная задача человека – это достижение слияния с ним и приобретение гармонии между «инь» и «ян».

Идеалом для даосизма является совершенно мудрый человек. При чём эту мудрость он постигает через «у-вэй» – принцип «недеяния». Проще говоря, сидеть лучше, чем стоять, а лежать лучше, чем сидеть. Мудрый человек, поступает так, чтобы как можно меньше затратить своей энергии и меньше вмешиваться в жизнь вокруг. Идеалом общественной жизни являлся мир, а не война, уступки соседям, а не ссоры с ними, мудрость, а не насилие и жестокость.

Поэтому, любые действия, противоречащее «дао», означают лишние затраты сил и энергии, что в дальнейшем из-за вмешательства в природу приводит к неудаче или даже гибели. Мир нельзя привести в порядок искусственным путём, только дав свободу естественной природе вещей, можно прийти к гармонии и порядку.3 Потому, даже в политике мудрый правитель не делает ничего, ни решает проблемы, ни помогает гражданам, ни вторгается в естественный ход жизни, и у такого государя страна процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.

Если жить так, как говорит «дао», то требующих решения проблем и не будет. Лишь тот, кто свободен от страстей, способен проникнуть в «дао» и слиться с ним.

Лао-цзы называл «благородного мужа» – человеком «с низшим дэ» потому что те добродетели, которым он следует появляются тогда, когда человек отходит от «дао»: «дэ появляется – после утраты дао; человеколюбие – после утраты дэ; справедливость – после утраты человеколюбия; ритуал – после утраты справедливости. Ритуал – признак отсутствия доверия и преданности».4

Проанализировав два совершенно разных суждения, конфуцианства и даосизма, о человеке всё равно сложно ответить на вопрос, какая философия предпочтительней. Оба великих учёных достаточно аргументировали свои взгляды как на человека, так и на мир в целом.

Конфуций считал, что человек должен совершенствоваться, подчиняться законам и следовать правилам, а за непослушание его следует наказывать. И тогда в государстве, в котором правителю подчинены все жители, что уважают его и трепетно боятся, будет порядок. Для сильного государства нужен справедливый и сильный духом правитель.

Лао-цзы же наставлял на путь «дао», на невмешательство в естественный ход вещей. Большинство человеческих действий приводит к возникновению споров и проблем. Потому и нужно жить, поступая мудро, не влезая в дела государства и в жизни окружающих людей. Надо создать вокруг себя такую обстановку, чтобы не тратить энергию на решение своих или чьих-либо проблем.

Для каждого человека понятие и принятие этих учений будет различным. Я могу частично согласиться с позицией Конфуция о совершенствовании и прогрессе человека и государства, почитания при этом традиций прошлого, стремление к постижению идеи спасения мира и размышлениях об установлении общественного порядка, которое позволило бы жить без войн и страданий. Так же и с теорией Лао-цзы о том, что не стоит создавать себе проблемы, чтобы их в дальнейшем не решать, жить своей жизнью, не думая и не переживая за окружающих. Всё во Вселенной прекрасно в своём естественном состоянии, таким и должно оставаться и все идеи об исправлении мира делают его только хуже.

Список использованной литературы

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIX/1840-1860/Vasiljev_V_P/konfucianstvo.htm

Мудрые мысли. Цитаты. http://www.epwr.ru/quotation/txt_388_3.php

Дао дэ цзин. http://wushu.kulichki.net/Philosophy/DaodeJing.htm

1 В.П.Васильев. Конфуцианство. с.240

2 Мудрые мысли. Цитаты.

3

4 Дао дэ цзин. Гл.38


написать администратору сайта