Главная страница

философия 9. Проблема смысла жизни как основной вопрос казахской философии


Скачать 15.75 Kb.
НазваниеПроблема смысла жизни как основной вопрос казахской философии
Дата30.12.2022
Размер15.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия 9.docx
ТипДокументы
#869235

Проблема смысла жизни как основной вопрос казахской философии»

Философия, как необходимый компонент духовности, мировосприятия, которая уходит своими корнями вглубь веков и имеет богатейшие жизненно важные ресурсы, нашла свое отражение и на территории Казахстана. Духовная мудрость народа заключалась в великой любви к жизни, содержащая непреходящий смысл, основой которого являются такие морально-нравственные устои как честность, справедливость, человечность и «ненасытная» способность разума. Высшей ценностью общества являлся и является человек. И вся передовая мысль прошлого обращала свой разум, свои познания, на человека и его природу,  как и каким образом можно исправить сущность человека и обрести истинный смысл жизни. Ведь именно с вопроса - в чем смысл жизни и начинается любое философствование. Проблема смысла жизни принадлежит к числу «вечных» проблем философской рефлексии. Смысл жизни – сложное системное образование, затрагивающее проблемное поле философии – «человек и мир». Отражение идей смысла жизни в национальной социально-философской мысли содержит целостное отношение человека к миру, обществу, к другим людям и т.д. на основе целостного осознания. Специфику данной проблемы определяет, во-первых, ее актуальность (бытийственность); во-вторых, общечеловеческие ценности; в-третьих, национально-историческая традиция, имеющая фундаментальную основу человеческого бытия. Смысл жизни является по преимуществу социально-философской проблемой, т.к. исходя из ее разрешения, можно дать человеческое измерение социальной и природной реальности, направленности социальной ориентации человека и общественных групп. Ценность философии состоит в адекватном формировании и выявлении смысла человеческой жизни, на что были направлены усилия многих поколений философов Казахстана. Вопрос о смысле жизни ставился не только как вопрос духовного становления человека, но и как вопрос духовного становления нации через просвещение, нравственное самоопределение и социальную справедливость.

Человек - существо социальное. Его индивидуальность раскрывается во всех сферах его деятельности (трудовая, общественная, семейная и др.), которая напрямую связана с обновлением общества, связанного с поиском и принятием новых решений, которое невозможно без преодоления сложившихся стереотипов, без свободного творчества в самых различных областях деятельности людей. Смысл человеческой жизни в том, чтобы реализовать свои способности в этом мире и передать результаты последующим поколениям (диалектика преходящего и вечного). Творчество человека, его вклад  в материальную и духовную жизнь общества делают жизнь осмысленной. «Смысл  жизни людей, таким образом, - пишет И.Д. Панцхава, - должен состоять в соединении их индивидуальных стремлений с поступательным развитием человечества... Индивид, как часть коллектива, не может усматривать смысл жизни только в реализации личных интересов, т.е. личной цели, находящейся  в непосредственной зависимости от жизненно важных задач всего общества. Поэтому смысл жизни каждого индивида неразрывно связан со смыслом человеческой истории, которая в каждую эпоху ставит перед человечеством определенную задачу. Эта задача обусловлена закономерным развитием общества» [1].

Вопрос о смысле жизни человека был и будет ключевой проблемой. Представление о смысле жизни у каждого человека свое собственное, которое повлечет за собой вереницу целенаправленной деятельности. Исходными понятиями в характеристике смысла жизни являются: человек как деятельное, активное начало; общество, социальная среда; мир, в котором живет и действует реальный человек; т.е. основные диалектические противоречия между человеком, обществом, миром бытия человека. Проблема человека и его смысла взаимообусловлена со всеми элементами культуры данного общества. А именно, во-первых, следует указать на систему ценностей, функционирующей в обществе; во-вторых, картин мира, указывающих на интеллектуальное развитие человечества; в-третьих, стиль мышления, включающий самобытность и основные черты способа мышления, присущий какому-то отрезку исторического периода или эпохе. Эти три интегрирующих компонента смысла жизни не являются ее особыми элементами, а скорее пронизывают все ее содержание.

Для Казахстана является остро актуальной проблематика смысла жизни как национальной идеи, духовного стержня,  противостоящий, всему бездуховному. В построении независимого демократического общества проблема смысла жизни в ее социально-философском аспекте поможет осознать и определить дальнейшие пути развития. Если заглянуть в прошлое Казахстана, то увидим, что философия у казахов зародилась естественным образом, как и у всех народов мира. Она была связана с потребностями человека осознать окружающий его мир для того, чтобы понять, какое он имеет значение для его жизни и жизни его близких людей и всех людей в общем. Но у каждой культуры свои особенности. Понятие смысл жизни, в первую очередь, поглощает в себя национальные черты, самобытность; во-вторых, в человеке доминирует и общечеловеческая сущность, которая задает ему систему общечеловеческих ценностей, как базовых потребностей. Проблема смысла жизни, в основном, была связана с особенностями кочевого народа, его быта, привычек, нравов, обрядов, обычаев и традиций, а также влиянием той социо-культурной среды, в окружении которой протекала вся историческая жизнь казахов.


написать администратору сайта