Главная страница

микитина «проблематика свободы и контроля в медиакультуре». Проблематика свободы и контроля в медиакультуре


Скачать 52.96 Kb.
НазваниеПроблематика свободы и контроля в медиакультуре
Дата28.11.2022
Размер52.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламикитина «проблематика свободы и контроля в медиакультуре».docx
ТипРеферат
#816996

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

«Казанский Федеральный Университет»

Кафедра «Высшей Школы Исторических Наук и Всемирного Культурного наследия»


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Медиакультура» на тему:

«Проблематика свободы и контроля в медиакультуре»

Выполнил студент группы

04.2-030

Микитина Кристина Владимировна

Проверил преподаватель:

Хабибулина Лилия Фэатовна

Оглавление


Введение 3

Глава 1. 5

Медиакультура в реальности и ее взаимодействие с обществом 5

§1 Феномен медиакультуры 5

§2 Функции Медиакультуры 9

§3 Как СМИ влияет на людей. 14

§4 Как реклама влияет на людей. 16

Заключение 18

Список литературы 19



Введение



Культура – это искусственно созданная человеком среда, в которой он реализует свои цели, удовлетворяет потребности, также, это источник регулирования социального поведения. Следовательно, культуру можно рассмотреть, как способ взаимодействия людей с окружающим миром и между собой. Важнейшей функцией культуры, в таком случае, является – коммуникативная. А любая коммуникация предполагает наличие отправителя информации, канал, по которому она поступает и, наконец, получателя, который воспринимает информацию. 

В наше время мы используем различные виды коммуникаций. Такие изобретения 20-го века как телефон, радио, телевидение, Интернет, а также, развитие массовой печатной продукции привели человечество к информационной эпохе, образовали сложную систему массовых коммуникаций, которая и образует медиасреду или, просто, медиа. 

Медиакультура – это особый тип культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью.

Медиакультура приобретает в современном обществе огромное значение, являясь для большинства одним из важнейших способов познания окружающего мира.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что медиакультура стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии так прочно укоренились в нашем сознании, что сложно представить нашу жизнь без телевидения, радио, Интернета и т.д., поэтому, наиболее полное представление о медиакультуре поможет лучше ориентироваться в сложной, динамично развивающейся медиасреде.

Цель: изучить, как медиакультура влияет на свободу и контроль человека

Задачи:

  1. рассмотреть основные особенности медиакультуры в социокультурном пространстве

  2. определить влияние медиакультуры на общественное сознание.

  3. определить основные функции медиакультуры;



Глава 1.

Медиакультура в реальности и ее взаимодействие с обществом

§1 Феномен медиакультуры



Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаём через массмедиа. Это относится не только к знанию общества и истории, но и к знанию природы. Мы узнаём о стратосфере так же, как Платон узнавал об Атлантиде. С другой стороны, о самих массмедиа мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют, но по существу это ничего не меняет, потому что знания, полученные нами из массмедиа, словно сами собой складываются в замкнутый каркас, элементы которого укрепляют друг друга.

Суть масс-медиа заключается в том, что все общественные учреждения, которые используют для распространения сообщений технические множительные средства. Это определение подразумевает, что продукцией массмедиа являются книги, газеты, журналы, фотокопии, ксерокопии и т. п., но, скажем, не рукописи, производившиеся в массовом количестве под диктовку в средневековых мастерских, и не публичные представления и доклады в наши дни (если же сообщения этого рода распространяются посредством фильмов или дискет, их можно также отнести к области массмедиа). Где же проходит граница? Критерий может показаться несколько произвольным, но главное здесь — машинный способ изготовления носителя информации. Техника распространения сыграла в процессе обособления системы массмедиа такую же решающую роль, какой была роль денег по отношению к экономике. В этой системе коммуникаций не происходит взаимодействия между отправителем и получателем информации как присутствующими друг для друга. О таком взаимном присутствии можно говорить только в том случае, когда им доступен непосредственный контакт, когда они могут видеть, слышать, осязать друг друга и в зависимости от этого строят коммуникацию. Всего этого нет в массмедиа.

На сегодняшний день выявлен объективный характер воздействия медиакультуры на социальную жизнь личности и общества в целом. Медиакультура, прежде всего, средствами массовой информации приобщает человека к участию в общественной жизни, способствует его самоутверждению, освоению различных социальных ролей и т. д. Также установлена и система ценностей и определяющих ее критериев. Она регулирует человеческие стремления и поступки, предлагает возможности для оценивания действий других, общественной жизни как таковой, социальной пригодности человека или групп.

Системность и целостность рассматриваются как базовые свойства медиакультуры, она сохраняет целостный характер в условиях единого медиапространства для всех членов общества. Тем не менее существуют определенные факторы, нарушающие ее целостность: неравные возможности в доступе к медиасфере, в распространении сообщений в информационной среде, а, следовательно, ограниченное участие личности в духовной жизни общества через медиакультурный процесс. При утрате массовых медиакультурных отношений (общенациональных, межрегиональных, внутрирегиональных и пр.) компоненты медиакультуры не обеспечивают консолидации общества на решении ключевых задач социального развития. В то же время целостность медиакультуры, обусловленная информационным взаимодействием всех участников социальной деятельности, становится одним из приоритетных условий личностного и общественного развития, создает информационное взаимодействие внутри каждого вида общественной деятельности.

Значение медиакультуры как в постижении действительности, так и в познании самого человека определяется ее свойством вбирать в себя все многообразие реальности, что обеспечивается функционированием в системе медиакультуры таких подсистем, как социальные институты, обеспечивающие развитие и распространение медиакультуры. Все структурные компоненты медиакультуры взаимосвязаны: технический уровень медиакультуры обеспечивает материализацию и распространение медиаконтента во времени и пространстве; коммуникативный — ориентацию медиакультуры на массовую аудиторию. Ее медиавоздействие практически не имеет территориальных или временных границ. В русле поисков и экспериментов создателей медиакультуры в области технологий сложились принципы и черты, характерные для медийной среды: интерактивность мультимедиа произведений, художественных виртуальных реальностей, сетевые художественные и культурные проекты и прочее.

Новые информационно-коммуникативные технологии, в частности спутниковое и цифровое ТВ, видео, компьютерная и сотовая связь, интернет

и прочие, трансформируют медиасреду, при этом существенно влияют на массовое сознание, на традиционные виды культуры, на функционирование библиотек, кинотеатров, музеев, драматических театров.

Медиакультура в ХХ1 в. наряду с изобразительными, визуальными, вербальными возможностями стала использовать и кинестетические возможности коммуникации. Роль медиакультуры, как комплексного средства освоения человеком окружающего мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах, в обществе растет. Ее интенсивное развитие все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности. Очевидно, что современные информационные возможности предоставляют человеку условия для индивидуального общения с экраном в интерактивном режиме как с целью реализации своих творческих идей, так и с целью познания нового.

Медиакультура, являясь продуктом информационной эпохи, воздействует на ценности общества, на мировоззрение разных социокультурных групп. Соответственно, важнейшими направлениями современных исследований в области медиакультуры являются вопросы медиаполитики и медиаменеджмента, теории и практики медиаобразования, пути формирования информационно развитого и понимающего человека.

В условиях массового внедрения информационных и компьютерных технологий расширились не только позитивные, но и негативные методы воздействия систем массовых коммуникаций, как на отдельного человека, так и на общество в целом. Отличительной чертой современного информационного общества стало размывание границ между «массовым» и «элитарным». «Телекоммуникационные технологии становятся своеобразным инструментом информационной, политической и духовной экспансии, средством для создания новых социальных мифов.

§2 Функции Медиакультуры



Медиакультура – явление полифункциональное, как и культура в целом. Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе. классификация функций культуры, данная в трудах многих исследователей – философов, социологов, культурологов, – колеблется между числом шесть и четырнадцать. хотелось бы выделить только те важные функции, которые характеризуют именно медиакультуру, делая ее важным фактором информационной эпохи.

На первый план, безусловно, выходит информационная функция, так как медиакультура представляет собою особый тип информационного процесса, которого не знает природа. И поскольку медиакультура – это совокупность информационно-коммуникативных средств, то мы имеем дело с социальной информацией, носителем которой является культура. благодаря медиакультуре в обществе становится возможным накопление и умножение информации, а это, как говорил Ю. М. Лотман, «подразумевает сохранение предшествующего опыта», т. е. сохранение генетической памяти общества. ибо, по мнению Лотмана, «культура есть память».

Роль информационной функции медиакультуры усилилась благодаря компьютерной технике, включающей память и программы по переработке информации. таким образом, современная медиакультура выступает гарантом информационного обеспечения общества.

Вместе с тем информационную составляющую медиакультуры трудно представить вне связи с семиотической. Исходя из этого, можно сформулировать и такое определение: медиакультура – это социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Коммуникативная функция тесно связана с информационной, не случайно многие исследователи их объединяют. Суть коммуникативной функции состоит в том, что медиакультура – это акт общения между человеком и другими людьми, обществом и властью, разными странами, народами, социальными группами и т. д. именно коммуникативная функция медиакультуры дает ей возможность выступать мощным катализатором диалога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс.

Развитие форм и способов коммуникации – важнейший аспект культурной деятельности человечества. С ее развитием люди обрели необычайно широкие возможности передачи и обмена разнообразной информации – от первобытных сигнальных барабанов до современного спутникового телевидения, компьютера и интернета.

Нормативная (идеологическая) функция связана с тем, что медиакультура несет ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе. Сюда относятся также национальные обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты – словом, все то, что в совокупности образует более сложные комплексы, такие как право, мораль, идеология.

Все это те ценностные ориентации, без которых невозможен процесс социализации личности, невозможно сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. Безусловно, общество трансформируется, изменяется, модернизируется и система массовых коммуникаций, роль которых усиливается именно в переломные, кризисные периоды.

Отсюда актуальность и значимость нормативной функции медиакультуры.

Релаксационная (от лат. relaxation – ослабление) функция связана с потребностью личности в физическом и психическом расслаблении, разрядке. Медиакультура в полной мере предоставляет это современному человеку.

И дело не только в том, что потребление определенных видов медийной культуры (чтение беллетристики, прослушивание аудиозаписей, просмотр кино-, теле- и видеофильмов, компьютерные игры и т. д.) у нас происходит в момент досуга, когда мы «настроены» на развлечение, отдых, расслабление. дело в том, что и сама культура, по мнению голландского культуролога Й. Хайзенги, содержит в себе игровой элемент. По концепции Хайзенги, проанализированной в книге «Homo Ludens» («Человек играющий»), игра – это не только форма происхождения культуры, но и обязательный элемент всякой культурной деятельности, движущая сила развития культуры. «все есть игра», – утверждал Хайзенга, находя подтверждение своих мыслей в древнегреческой философии у Гераклита и Платона.

Современная индустрия развлечений, являющаяся составной частью медиакультуры, предлагает широкий спектр специальных средств релаксации – от эстрадных шоу и фильмов определенных жанров (детектив, триллер, эротическая мелодрама, фантастика и т. д.) до интерактивных игр по телевидению или путешествий в виртуальных компьютерных мирах. Перечисленные средства релаксации по-разному способны воздействовать на психику потребителя, о чем свидетельствуют данные социологических исследований, сказанное еще раз подтверждает, что медиакультура – сфера особая и абстрагироваться от нее нельзя.

Креативная функция – это еще одна фундаментальная функция медиакультуры, которая связана с освоением и преобразованием мира, окружающей жизни, среды обитания. С помощью, получаемой из сМк информации индивид расширяет свои познания о мире, осмысливая его с разных точек зрения: философской, нравственной, экономической, эстетической, правовой и т. д.; при этом проявляется его любознательность, желание познать себя в окружающем мире, проникнуть в тайны природы и человеческого бытия. Медиакультура способна расширить границы «непосредственного опыта» индивида, тем самым влияя на мировоззренческие установки, на процесс формирования личности. В большей степени, чем другие формы общественного сознания.

Креативная функция медиакультуры позволяет индивиду адаптироваться в современной жизни, окружающей среде, получить ответы на многие вопросы, подготавливая его ко всевозможным противоречиям и катаклизмам. Этот процесс сродни не только обучению и воспитанию, но и медитации, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и созидать.

Интеграционная функция медиакультуры связана с ее особенностью объединять народы, социальные группы, государства. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями.

Конец XX века ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий, существенным образом, повлиявшим на функционирование медиакультуры в мире. Спутниковое телевидение, сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. интернет, объединяющий национальные, региональные и местные компьютерные сети, стал источником свободного обмена информацией, чего не было ранее. интернет стал одновременно и мощным фактором интеграции различных культур в единое целое. Различия культур при этом сохраняются, но дело не в уничтожении этих различий, а в объединении разных традиций. Интеграционная функция медиакультуры, таким образом, направлена не на уничтожение культурной самобытности, а на объединение культур во имя мира и взаимопонимания между народами планеты.

Медиакультура выполняет в обществе и посредническую функцию. Она – социальный посредник, устанавливающий связи между людьми, разными структурами общества. Медиакультура дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом. Эта возможность сМи давно привлекала к себе внимание многих известных мыслителей. Еще молодой Маркс, редактируя рейнскую газету, обратил внимание на значение печати как «третьего элемента», который входит в структуру государства и находится между правителями и управляемыми. Оба они одинаково нуждаются для разрешения возникающих проблем в «свободной печати» – с «головой гражданина государства и с гражданским сердцем».

В связи с этим возникла концепция журналистики, что сМи – это «четвертая власть», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, – также обладает властными функциями. О воздействии информации на людей во всех уголках земного шара размышляет Э. Тоффлер в «Метаморфозах власти».

Медиакультура в отличие от других видов культуры реально выполняет функцию политическую, управленческую. Ее не зря, как и журналистику, называют «четвертой властью», учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей.

Однако можно согласиться с с. М. Гуревичем, утверждающим, что «средства массовой информации – не власть, но сила, иногда очень значительная, выражающая общественное мнение и влияющая на реальную власть, подчас даже ограничивающая ее возможности». А отсюда вывод: медиакультура – это посредник между обществом и государством, между социумом и властью.

Посредническая функция массмедиа усиливается в период становления гражданского общества, основанного на принципах демократии и плюрализма, политической свободы и гласности.


§3 Как СМИ влияет на людей.



В наше время, как уже говорилось, массмедиа имеет колоссальную власть над людьми, над нашими мнениями и убеждениями. Точнее будет сказать, что СМИ сами создают нам виртуальный мир грез и искаженной реальности, в который мы погружаемся каждый раз, когда взаимодействуем с ними.

Благодаря этому “погружению” они получают контроль над нашим сознанием, направляя его в нужное русло.

Говорят, что над мнениями господствует тот, кто определяет структуру потока информации, кто отбирает «факты» и «проблемы», превращая их в сообщения. Кто задал тот вопрос, который якобы волнует общество? Действительно ли важен этот вопрос на фоне других вопросов? Почему он задан именно так, а не иначе? СМИ не оставляют места для диалога, их хозяин мог бы заявить, как следователь: «Вопросы здесь задаю я!»

Г.Шиллер объясняет причину такого положения: «За исключением довольно небольшой избранной части населения, которая знает, что ей нужно, и потому может воспользоваться массовым потоком информации, большинство американцев попадают, хотя в основном и подсознательно, в лишенную всякого выбора информационную ловушку. В сообщениях из-за рубежа и о событиях внутри страны или даже в местных новостях практически нет никакого разнообразия мнений. Это обусловливается прежде всего идентичностью материальных и идеологических интересов, присущих собственникам (в данном случае тем, кому принадлежат средства массовой информации), а также монополистическим характером информационной индустрии в целом. Информационные монополии ограничивают информационный выбор во всех сферах деятельности. Они предлагают лишь одну версию действительности – свою собственную».

Изъятия фактов и проблем из реальной действительности чудовищны по своим масштабам. Например, в западных СМИ практически отсутствует серьезная информация об Азии. Из Китая, Индии и даже Японии поступают сообщения лишь экзотические (лунный Новый год, каратэ, китайская кухня), либо отвратительные (секс-туризм, проказа, мафия), либо возбуждающе-политические (терроризм, религиозное насилие, публичные казни торговцев наркотиками).

Континентального (а теперь уже и межконтинентального) размаха «толпообразующее» действие СМИ приобретает потому, что они образуют единую сеть, которой действительно накрывают всю массу людей, не имеющих ни времени, ни навыков для критического восприятия сообщений.

§4 Как реклама влияет на людей.



От истины — к рекламе. Реклама относится к загадочнейшим феноменам всей сферы массмедиа. Как состоятельные члены общества могут быть глупы на­ столько, чтобы расходовать немало денег на рекламу ради подтверждения своей веры в глупость других? Здесь трудно удержаться от того, чтобы не пропеть похвалу глупости, но очевидно, что это функционирует — пусть даже в форме самоорганизации глупости.

Все, что мы уже подозревали, — здесь нежданно становится истиной. Реклама пытается манипулировать, она работает неискренне и предполагает, что это предполагают [другие]. Она словно берет на себя смертный грех массмедиа — так, будто бы это могло привести к спасению всех остальных передач. Возможно, это и есть причина того, что реклама играет с открытыми картами. Здесь одним ударом решаются только что обсуждавшиеся проблемы подозрения в мотивированности. Реклама декларирует свои мотивы. Она оттачивает и, довольно часто, скрывает свои средства. Сегодня речь уже не идет только о том, чтобы адекватно и с информативными деталями описывать предлагаемые объекты, информируя об их наличии и цене. Рекламируют с помощью психологических комплексно-воздействующих средств, которые стараются обойти склонную к критике когнитивную сферу. Осознанное внимание привлекается на крайне короткое время, так чтобы не осталось времени на критическую оценку и продуманное решение. Дефицит времени компенсируется выразительностью. Кроме того, в рекламных сюжетах темы и образы меняются от момента к моменту безо всякого внимания к «интертекстуальности». Действует закон прерывания и надежда на то, что именно благодаря этому немедленно активируется воспоминание о только что виденном. Память, которая что-то помнит, но еще охотнее забывает, постоянно пропитывают чем-то новым; и новость информации — здесь, скорее, оправдание для намеренных напоминаний, что есть что-то, что можно купить, и что при этом определенные названия и зрительные фирменные знаки заслуживают особого внимания. Но это ничего не меняет в том, что никто не обманывается относительно цели рекламы и мотива ее сообщений.

Скорее можно предположить обратное: именно в силу того, что рекламодатель открыто заявляет о своем рекламном интересе, он с меньшим стеснением может обращаться с памятью и мотивами того, кому предлагается реклама. Осознанному обману положены правовые границы, однако они не запрещают скорее обычное соучастие в самообмане адресата. Сегодня реклама все больше опирается на то, что мотивы воспринимающего рекламу становятся неузнаваемыми. В этом случае он понимает, что речь идет о рекламе, но не осознает, как она на него влияет. Ему внушается мысль о свободе решения. Это подразумевает, что адресат, исходя из самого себя, желает то, чего он собственно вовсе не желал.

В связи с этим стоило бы проследить зависимость рекламы и моды. Здесь реклама как текст и особенно в виде образов может в значительной степени обращаться к информации. На достаточно большой круг мода воздействует как самодостаточная мотивация. Соответствие моде, а именно по возможности мгновенная реакция на нее, является чуть ли не принуждением.

Так, реклама становится еще одним фактором в порождении темпа трансформаций. Это затрагивает даже комплексные, с точки зрения планирования и техники производства, процессы. Например, для автомобилей неожиданно требуются округлые, а не угловатые формы, изящество — а не внушительность.

Заключение


Подводя итог, мы можем сказать, что массовая культура оказывается особенно сильным источником воздействия на сознание, поскольку только на первый взгляд кажется, что она автоматически исключает возможность осознанного воздействия, скрывает те самые буржуазные идеи, которыми проникнуты все виды коммерческой культуры, начиная от телевизионных многосерийных фильмов и кончая сериями рисованных картинок — комиксами.

Способов манипуляции много, но совершенно очевидно, что главным является контроль на всех уровнях над информационным аппаратом и аппаратом формирования идей. Это гарантируется действием простого правила рыночной экономики. Владеть и управлять средствами массовой информации, как и всеми прочими видами собственности, могут лишь те, в чьих руках капитал. Радио и телевизионные станции, газеты и журналы, киноиндустрия и издательства принадлежат корпоративным системам и информационным конгломератам. Таким образом, аппарат всегда готов к активному, доминирующему участию в манипулятивном процессе.

Новая система информационного общества в пространстве медиакультуры требует осмысления не только уже накопившегося практического опыта, но и анализа ее теоретических аспектов в гуманитарной науке, поскольку она является важнейшей силой современного общества и активно воздействует на традиционную культуру, политику, экономику, социальные процессы.

Список литературы





  1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2007

  2. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. В. Николаева – М.: «КАНОН – пресс -Ц»,2003

  3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.; научная редакция Я.Н. Засурский. – М. 2000

  4. Лебон Г. Психология народов и масс. – Минск, 2000

  5. Н.А. Крюкова. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе. / научная статья, 2013

  6. Возчиков В.А.. Философия образования и медиакультура информационного общества, 2013

  7. Л.М. Землянова. Проблема свободы выбора в современной глобализирующейся в медиакультуре / ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10, 2005

  8. Кирилловна Н.Б. Медиакульура и основы менеджмента / учебн. пособие, 2014



Казань

2020




написать администратору сайта