Главная страница
Навигация по странице:

  • В понятие информационной графической культуры в широком смысле кроме технического аспекта (что это язык чертежей и графического дизайна) входит и гуманитарный.

  • Сообщение Роль графической культуры в средней школе. Выступление Ефимчик О графической культуре. Проблемы формирования графической культуры в школе


    Скачать 20.07 Kb.
    НазваниеПроблемы формирования графической культуры в школе
    АнкорСообщение Роль графической культуры в средней школе
    Дата30.08.2022
    Размер20.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыступление Ефимчик О графической культуре.docx
    ТипДокументы
    #656684

    Проблемы формирования

    «графической культуры» в школе

    Выступление Ефимчик О.Л.

    на заседании секции учителей ИЗО, музыки, черчения , РХК, МХК

    РМО 28.08.2018.

    Стремительное развитие информационных технологий предъявляет возрастающие требования к визуально-мысленным навыкам.

    Уровень подготовки учащегося, а потом и специалиста, таким образом, в большой мере определяется тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько развито и подвижно его пространственное мышление.

    Графическая культура неотрывно связана с информационной культурой, готовностью человека к применению информационных технологий в обучении и в любой проектной деятельности, в решении повседневных задач, вообще в жизни.

    Сегодня понятие “графическая культура” не является устоявшимся, поэтому имеет несколько интерпретаций.

    С.А. Смирнов пишет, что “Графическая культура характеризуется пониманием механизмов эффективного использования графических отображений для решения стоящих перед человеком задач, умением интерпретировать и оперативно отражать результаты посредством читабельных изображений объектов и процессов на приемлемом эстетическом уровне”.

    Согласно Мега-энциклопедии, расположенной в Интернете и содержащей 10 энциклопедий, более 130 000 статей и более 30 000 иллюстраций:

    ”Графическая культура – умение использовать языковые графические средства передачи информации в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием высказывания”.

    О том, что чертежи являются языком техники, писал еще в XVIII веке Гаспар Монж: "...Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали".

    Графические изображения – язык, состоящий из знаков и символов. Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, форму, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности.

    Отсутствие в перечне изучаемых школьниками предметов предмета черчения говорит либо о непонимании реформаторами школьного образования его значения, либо о продуманном отчуждении целого поколения от «языка техники» — чертежа. Такое осознанное или бессознательное движение к лишению самостоятельности предмета уже привело к катастрофическому снижению уровня пространственного, технического, конструкторского и, наконец, творческого мышления молодых россиян.

    Способность мыслить пространственными образами является одной из важнейших человеческих способностей. Возникая как практическая потребность ориентации среди объектов материального мира, пространственное мышление в ходе онтогенеза становится важной составляющей интеллекта человека, оно служит средством познания самых разнообразных предметов и явлений действительности, а также является необходимым условием развития потенциальных способностей личности.

    Первые проблемы, связанные с развитием пространственного мышления у ребенка, возникают в результате восприятия им пространства, отраженного на плоскости (иллюстрации книг, картин). Известно, что дети воспринимают размер изображенных предметов на плоскости по их площади на картинке, то есть человек, изображенный на переднем плане на фоне удаленного города воспринимается равным дому, а избушка на дальнем плане ребенком сравнивается с грибком или цветком на переднем плане картины. Пространственные категории «лево-право», «дальше-ближе», «выше-ниже» для ребенка также затруднены по причине его эгоцентризма, то есть восприятия всех объектов пространства только относительно положения собственного тела.

    С «созреванием» мозга ребенка и с помощью верно выстроенной методики преодоления эгоцентризма эта проблема постепенно снимается. Отраженное ребенком трехмерное пространство на плоскости листа — это «выведенный наружу канал» функционирования пространственного мышления. Изображение трехмерных объектов пространства на листе бумаги двухмерными, механизм весьма сложный, а без обучающей системы порой недосягаемый.

    Совершенствование этого механизма у младших школьников связано с уроками изобразительного искусства, с рисованием. Но даже при методически верном обучении изобразительному искусству младших школьников отражение трехмерного пространства на плоскости остается далеко несовершенным. Полноценно освоить науку пространственных изображений возможно только при достижении ребенком определенного возраста. Это возраст подростка. Именно он является наиболее благоприятным для оперативности, динамичности, подвижности, широты и полноты оперирования пространственными образами. Поэтому совершенно логично именно в этот период введение школьного предмета, предполагающего работу с формой.

    Именно в подростковом возрасте мальчиков да и девочек начинает привлекать техника. И это самый сенситивный период в развитии пространственного мышления подростка. Десятилетиями черчение преподавалось в школе с седьмого по восьмой (а позже и девятый) класс. На основе решения графических задач у школьников развивались основные подструктуры пространственного мышления: топологические, метрические, проективные, порядковые, обеспечивающие динамичность, подвижность, оперативность, полноту и широту оперирования пространственными образами. Они позволяют мысленно манипулировать пространственными объектами, изменять их величину, конструкцию, находить новые усовершенствованные модели объектов.

    На этом «плато» затем успешно развивались профессиональные способности к технике, архитектуре, строительству, дизайну, изобразительному искусству. Графические дисциплины — начертательная геометрия, черчение, техническая графика всегда были базовыми, полноценными предметами учебных планов технических и педагогических вузов, техникумов, профессионально-технических и военных училищ.

    Теперь эти предметы практически исчезли из профессиональной подготовки. Невероятную трудность испытывают преподаватели технических вузов, общаясь с первокурсниками, у которых чертеж не имел места в жизненном опыте. Не меньше проблем испытывают и сами студенты. Решение любой пространственной задачи требует мысленного объемного ее воссоздания, а этот механизм «от чертежа — к объемной модели» и «от объемной модели — к чертежу» у студента не функционирует.

    Отсутствием достаточного уровня сформированности пространственного мышления объясняется неспособность многих студентов творческих направлений подготовки воплощать в объекты собственные художественно-образные идеи. Например, архитектор в своем проекте должен, прежде всего, уметь творчески преобразовывать форму, то есть манипулировать геометрическими телами, изменяя их сечениями и превращая линии перехода одного тела в другое в элементы архитектурных находок.

    Дизайнеры моды достигнут креативного уровня, научившись преобразовывать развертки плоскости поверхности ткани в изящные формы конструкции костюма и его отдельных элементов. Изъяны в эстетике и эргономике мебели связаны с несовершенством чертежей, на основе которых она выполняется.

    Объекты отечественного автопрома подвергаются критике прежде всего на предмет их формы, основу которой составляет исключенный из российской системы образования чертеж. В последнее десятилетие графические дисциплины почти исчезли и из учебных планов подготовки учителя. Выпускники художественно-графических и индустриально-педагогических факультетов, а именно им отводилась роль учителя черчения в школе, теперь к этой роли не готовы.

    Это поле проблем никак не согласуется с приоритетными задачами российского государства, взявшего курс на развитие технической науки, на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров. От современного специалиста на производстве требуется способность к прогнозированию производственного процесса, умение совершенствования его технологии, что невозможно без способности воплощать свои мысли, идеи, предложения в графические образы — схемы, чертежи, эскизы. Российское образование может стать адекватным стратегическим задачам, если подтвердит готовность всей системы образования к коренным качественным изменениям. Во-первых, должен произойти повсеместный переход на многоуровневую систему профессионально-технического образования, во-вторых, должна качественно перестроиться общеобразовательная школа, реформируясь в профильное обучение, и, в-третьих, должна быть успешно осуществлена программа модернизации педагогического образования.

    Графическая культура определяется нами как базовое, интегральное качество личности, проявляющееся в высоком уровне владения и оперирования знаниями в области графики, в осознании их ценности для профессионального будущего, в способности к анализу и прогнозированию производственного процесса, базирующейся на использовании геометро-графического потенциала для эффективного решения профессиональных задач.

    Овладение студентами комплексом графических знаний, умений и навыков в техническом вузе происходит на стадии бакалаврской и магистерской подготовки. В образовательной среде студентов технических вузов графическая подготовка может действительно стать стержневой основой предстоящей профессиональной деятельности, если ее базовая основа — пространственное мышление студентов было в достаточной степени сформировано еще в школе.

    Как известно, единственно эффективный путь формирования пространственного мышления — решение графических задач. Поэтому так важно и необходимо введение графических дисциплин в курсы по выбору и элективные курсы на старшей ступени обучения школьников. Обучая технической, инженерной и компьютерной графике школьников, мы создаем мощную основу их профессиональной ориентации.

    Но две составляющие системы «школа — технический вуз» будут малоэффективны без научно-методической подготовки школьного учителя в рамках графических дисциплин в педагогическом вузе. Качественную готовность будущих учителей к обучению школьников и студентов графическим дисциплинам в условиях модернизации российского образования призван обеспечить педагогический вуз программами специализированной подготовки бакалавра и магистра.

    Графическая культура может пониматься в узком и широком смысле. В узком понимании – это культура работы с графической информацией в области информационных технологий при помощи компьютера (уровень графической культуры зависит от знаний графических программных средств и умения ими пользоваться). В широком понимании – как умение людей при помощи графического языка общаться друг с другом.

    В понятие информационной графической культуры в широком смысле кроме технического аспекта (что это язык чертежей и графического дизайна) входит и гуманитарный. Сюда можно отнести умение выражать свои мысли в графической и художественной форме, умение рисовать, общаться и сотрудничать с другими людьми при помощи графики. В графическую культуру в широком ее понимании можно внести многие другие умения, не связанные с работой на компьютере, например, умение оформить рабочую тетрадь или учебный модуль, умение работать с классной доской, оформление наглядных пособий и т.д.

    Сегодня мы должны говорить, конечно, о графической культуре именно в широком понимании и проблемах с её формированием на уроках в средней школе. Думаю, нам нужно как-то попытаться выработать единые требования к оформлению чертежей, к записям в тетрадях, к обозначениям на чертежах, в таблицах, схемах на всех уроках в школе (математики, физики, черчения, технологии, истории и т.д.), чтобы не приходилось детей переучивать, предъявляя им на разных уроках разные требования к оформлению чертежей, записей, схем, таблиц.

    Может быть, имеет смысл проводить специальные уроки о правилах и приёмах грамотного композиционного оформления учебного материала в тетрадях, презентациях, сообщениях и т.п. учебных документах. Мало внимания уделяется и умелому овладению чертёжными инструментами (как в начальной школе, так и в среднем звене, и в старшей школе). Проблема есть, над её решением необходимо работать на всех уровнях и ежедневно на уроках.

    Графическая культура связана не только с культурой информационной, но и с общей культурой специалиста и человека. Другими словами, для современного специалиста XXI века умение получать необходимую информацию из сети Internet становится неотъемлемой частью его общей культуры.

    Подготовила: Ефимчик О.Л., учитель ИЗО, технологии,

    МХК, РХК, искусства

    МАОУ «СОШ № 1г. Немана»


    написать администратору сайта