Эссе Проблемы гуманизма. Проблемы гуманизма в современной философии
Скачать 21.28 Kb.
|
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Гуманизм в качестве философского направления получил свое распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия. Гуманизм является демократической, этической жизненной позицией, которая утверждает, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Данная теория призывает к формированию наиболее гуманного общества благодаря нормам этики, которые основаны на человеческих и иных естественных ценностях, на духе разума и свободного поиска, за счет применения способностей человека. Он также является не теистичным и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. [2,c.35] Стало быть, гуманизм утверждает ценность человека в роли личности, отмечает его право на свободу, счастье, развитие, а также проявление каких-либо своих способностей. Развитие атеизма также стало основываться на принципе гуманизма, а именно на первостепенном значении человека, личности и человеческого существа относительно любой социальной или религиозной структуры. Здесь важным является то, что первичной становится именно человеческая сущность, а не божественная. Важными также являются права человеческой личности, которые вытекают из позитивного и научного понимания природы человеческих отношений, а не из каких-либо сомнительных религиозных установлений и заповедей. Рассматривая ключевые теории психического развития, можно заметить, что они приобрели свое оформление в психологии 20-го века, что непременно напрямую связано с методологическим кризисом психологической науки в начале данного периода времени. В западной психологии рассматривалось психическое человеческое развитие в русле сформировавшихся школ психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и пр. Одной из первых таких школ стала научная школа, которая была основана З.Фрейдом и которая стала называться школой психоанализа. Первоначально психоанализ появился в качестве метода лечения психических и нервных заболеваний. Открытие бессознательного помогло ученому говорить о том, что психические процессы являются бессознательными, а сознательными являются только отдельные акты и стороны души. [2,c.47] В 20 веке значительно изменилось положение антропологии в общей системе биологического знания. Прежде всего, в виде крупной антропологической науки образовалась теоретическая медицина, сосредоточив в себе особо важные достижения биологических наук относительно патологии организма человека. В естественных науках же – это накопление сведений об отдельных классах природных свойств человека. Сюда можно отнести возрастную физиологию, включая учение о росте, зрелости и старении. Непосредственно философской реакцией на позитивизм стала философия существования, которая была названа экзистенциализмом. Такое направление появилось в качестве антропологической по своей направленности, где основной проблемой ее стала проблема человека, его существования в мире. В современной философии также стали реализовываться разнообразные стратегии анализа феномена техники. Техника здесь представлялась в виде фактора социально-экономического развития, некой специфической формы сознания или даже «среды жизнедеятельности человека». Наибольшее внимание данному вопросу уделял М. Хайдеггер, который акцентировал внимание на трансформации сущностных характеристик человека во времена современной техники и об экзистенциальном смысле техники. Сформулированная им трактовка техники квалифицировалась в виде «экзистенциальной философии техники». На первый план у ученого выходили вопросы о трансформации самопонимания человека в техническую эпоху, вопросы о социальных и антропологических последствиях технического прогресса [1,c.42]. Таким образом, гуманизм подразумевает под собой человеколюбие, а также прославление человека. Это некоторая система взглядов, в соответствии с которой признается ценность человека в качестве личности, его права на свободу, счастье и развитие. Так, судьба гуманизма – это великая трагедия человека, ищущего антропологического откровения. Список использованных источников: 1.Дёмин И.В. Критика инструменталистской трактовки техники в философии М. Хайдеггера // Человек в техносреде: конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей: сб. науч. ст. Вологда, 2014. С. 42–46. 2.Рожков, Н.А. Основы научной философии: Главные положения учения, удовлетворяющего высшие запросы человека / Н.А. Рожков. - М.: Ленанд, 2016. - 144 c. |