Главная страница

Философия. Проблемы творчества в истории философии


Скачать 41.59 Kb.
НазваниеПроблемы творчества в истории философии
АнкорФилософия
Дата20.09.2022
Размер41.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#686951

Проблемы творчества в истории философии
Проблема творчества для философии являются интегрирующей категорией, которая одна способна перебросить мосты между столь разными явлениями культуры, как искусство и наука. Творчество в философии – это деятельность великих ученых, философов, писателей и художников.

Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе.

В античной философии Платон представлял творческую силу как плод божественного волеизъявления. Творческое деяние человека было возможно только в условиях «умного» созерцания, которое являлось человеку как божественная одержимость животворящего духа. Такие понятия, как симметрия, гармония, пропорция, мера, ритм, были неотрывно связаны с представлением древних греков о красоте. Согласно Платону, идея прекрасного имеет свою иерархию, которая движется от материального начала к духовному.

Понимание творчества возникает в философии средних веков, как теистическая тенденция, идущая от древнееврейской религии. Она связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.

Фома Аквинский в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог Фомы - это добро в его завершенности, это вечный, созерцающий самое себя разум, это "...совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной".

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела — одна из характерных черт произведений искусства того времени.

В творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и изображение человека, как существа плотского, телесного, становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества. Например, знаменитый "Декамерон" Джованни Боккаччо буквально наполнен сатирическим изображением образа жизни монахов, священников, церковных деятелей вообще. Принижается роль научно-философского знания, ибо благодаря Фоме Аквинскому, наука, по мнению гуманистов, превратилась всего лишь в служанку теологии.

Немецкая философия второй половины XVIII - первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта. Творчество, по Канту, есть результат свободы и целесообразного применения способностей человека. Но так как от свободы в творчестве можно прийти к полной бессмыслице, то надо, чтобы создаваемое могло бы послужить ориентиром должного для других. И тот, кто умеет все это сочетать - гений, творец изящных искусств: "гений есть служащая образцом оригинальность природного дара субъекта в его свободном использовании своих познавательных способностей"

Кант понимает под воображением "способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании". Кант отводит воображению промежуточное положение между чувственностью и рассудком. В процессе построения своей философской системы Кант создал сложную и крайне разветвленную классификацию видов воображения.

Миметический подход к творчеству окрашен в России в тона религиозного финализма. Художник обязан вторить природе — ведь человек превзошел ее. И все же творчество остается отражением, но не следующим за существующим положением вещей, а придающим им завершенный образ и тем самым предвосхищающим — как зеркало будущего — конец мирового исторического процесса, грядущее всеединство. Креативность в целом и искусство в частности суть антиципирующее воспроизведение того, чего нет здесь и сейчас, но что наступит в императивном порядке.

У Николая Федорова мимезис смешивает языческое и христианское. В статьях об искусстве из второго тома «Философии общего дела» (писавшихся на исходе XIX в.) Федоров критикует эстетику подобий — лишь симулякров того великого творчества, каковое и впрямь воссоздаст жизнь, изобретя средства для воскрешения отцов. Это чаяние еще одного Ренессанса интегрирует в проекте некоей сверхрелигии первобытный культ предков и новозаветную идею преодоления смерти во плоти при скончании времен. При этом решение апокалиптической задачи берет на себя у Федорова не обоженный человек, как в визионерстве Бердяева, а исследователь, поэтапно наращивающий умственный прогресс.

Выводы. Проблема творчества в философии является значимой и актуальной, поскольку связывает такие разные явления, как культура и наука. Творчество в Средневековье вызвано из небытия посредством волевого акта Бога. В период Возрождения гуманистические традиции изображают не внешний облик человека, а его духовный мир. Творчество в немецкой классической философии берет свое начало в учениях Канта, который создал концепцию такого вида творчества, которая оказала огромное влияние на теорию и практику искусства, а также на последующее развитие представлений о творцах искусства. В русской философии признание личности как ценности и ее творческого потенциала отразилось в видении истории как богочеловеческого процесса ориентированного стремлением к утверждению религиозно-нравственного идеала. В творческом акте человек выходит из замкнутой субъективности двумя путями: объективации и трансцендирования.


написать администратору сайта