Главная страница
Навигация по странице:

  • Расширение народной борьбы. Раскол Национального Конгресса

  • Бомбейская политическая забастовка

  • Реформа Морли-Минто

  • 5. Зарождение национально-освободительного движения в Индонезии Колониальный гнет голландских империалистов

  • Пробуждение национального сознания

  • Доклад пробуждение Азии. Пробуждение Азии. Пробуждение Азии


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеПробуждение Азии
    АнкорДоклад пробуждение Азии
    Дата13.10.2022
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПробуждение Азии.pptx
    ТипДокументы
    #732159
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Раздел Бенгалии послужил толчком к подъему национально-освободительного движения, которое усиливалось также под влиянием русской революции.

    16 октября 1905 г. в Калькутте состоялась грандиозная массовая демонстрация. Десятки тысяч людей двинулись к берегу Ганга и в знак единства бенгальцев совершили священное омовение. На многотысячном митинге была принята резолюция с клятвой добиваться отмены раздела. В качестве средства борьбы национальные организации выдвинули массовый бойкот английских товаров. По всей Бенгалии происходили митинги и демонстрации. В 1906 г. в Калькутте вспыхнули первые забастовки рабочих джутовых фабрик, а также служащих государственных предприятий. Стали выходить новые национальные газеты. Среди населения распространялись листовки, которые проникали и в сельские районы. Общей платформой национально-освободительного движения стали требования воссоединения Бенгалии, сварадж (буквально «свое управление») и свадеши («свое производство»).

    Либеральная буржуазия понимала сварадж как весьма ограниченное самоуправление в рамках Британской империи, а свадеши как меры протекционизма в интересах крупной местной фабричной промышленности. Путем к достижению свараджа и свадеши она считала мирные протесты, резолюции, петиции.

    Передовые представители мелкой буржуазии отождествляли сварадж и свадеши с завоеванием политической и экономической независимости Индии. Но среди этих радикально настроенных участников национально-освободительного движения (так называемых крайних) не было единства в вопросе, какими именно методами пользоваться для достижения независимости. Лишь немногие видели в вооруженном восстании главное средство к достижению независимости.

    Подпольные организации - тайные общества были малочисленны и слабо связаны с массами. Поэтому ни в Бенгалии, ни в других частях Индии подготовка организациями буржуазных демократов вооруженного восстания не привела к успеху. Эти организации были разгромлены английскими властями, а уцелевшие группы их участников все чаще стали прибегать к индивидуальному террору.

    «Крайние» во главе с Тилаком в отличие от либералов стояли за вовлечение широких масс в национально-освободительную борьбу. Либералы («умеренные»), хотя и санкционировали массовую кампанию бойкота английских товаров в Бенгалии, готовы были при первой возможности прекратить ее, тогда как радикально настроенные участники движения, наоборот, высказывались за расширение этой кампании, включая отказ от уплаты налогов и бойкот английских учебных заведений и правительственных учреждений.

    Репрессии английских колонизаторов против революционного движения достигли неслыханных размеров. Жестоким преследованиям подвергалась национальная печать. Участников национально-освободительного движения высылали в административном порядке, без суда и следствия. В ряде районов Индии было введено военное положение.

    Одновременно колониальные власти стремились разжечьиндусско-мусульманскую рознь, чтобы внести раскол в национально-освободительное движение. По инициативе английских империалистов в 1906 г. была создана Всеиндийская мусульманская лига во главе с крупным помещиком, главой мусульманской секты исмаилитов Ага-ханом. Лига выступила в поддержку колониальных властей и призвала мусульман не участвовать в национальном движении, которое объявлялось «индусским» и пагубным для интересов мусульман. В этот же период возникла и реакционная индусская религиозно-шовинистская организация Хинду Махасабха («Великий союз индусов»). Руководимая индусскими помещиками и ростовщиками Хинду Махасабха также содействовала разжиганию индусско-мусульманской розни.

    Существенным элементом английской политики, направленной на подавление национально-освободительного движения, были также обещания реформ, с тем чтобы привлечь либеральную буржуазию на сторону колониальных властей. Проводником этой политики явился вице-король Минто, сменивший в конце 1905 г. лорда Керзона.

    Расширение народной борьбы. Раскол Национального Конгресса

    Весной 1907 г. произошли серьезные волнения крестьян в Пенджабе в связи с увеличением водного и поземельного налога. Руководители «крайних» призвали крестьян к борьбе. По приказу вице-короля вождь пенджабских «крайних» Ладжпат Рай и его ближайшие соратники были схвачены полицией и без суда высланы из Пенджаба. Этот акт произвола вызвал демонстрации рабочих. Демонстранты разгромили ряд правительственных учреждений и английский банк. В Бенгалии начались забастовки на джутовых фабриках и железных дорогах. Особенно крупная забастовка вспыхнула на Восточно-Бенгальской железной дороге осенью 1907 г. Сообщение с Калькуттой было прервано. В Калькутте проходили многотысячные митинги, участники которых оказывали решительное сопротивление полиции.

    В бенгальские деревни проникали листовки «крайних» с призывами к борьбе против колонизаторов, к единству индусов и мусульман. Крупные митинги и демонстрации с участием рабочих имели место в некоторых городах Южной Индии. Рабочие и крестьяне еще не были в состоянии отчетливо формулировать собственные требования, но их участие в национально-освободительной борьбе придавало ей большую силу и размах.

    Под влиянием этих событий заминдары (помещики) Бенгалии поспешили заверить вице-короля в своей поддержке, а князья предложили деньги и войска в помощь колониальным властям. Была напугана и либеральная буржуазия. Вопрос о прекращении бойкота послужил непосредственным поводом для раскола Национального Конгресса на съезде в декабре 1907 г. в Сурате. Разногласия приняли очень острый характер и вызвали на первом же пленарном заседании рукопашные столкновения. За «умеренными» пошли две трети делегатов.

    Тотчас же «крайние» во главе с Тилаком собрались на учредительное собрание новой партии, назвавшей себя партией националистов. Однако она просуществовала недолго. Вскоре после раскола Национального Конгресса Тилак был арестован. В июле 1908 г. он предстал перед верховным судом в Бомбее по обвинению «в попытках разжигания ненависти и неуважения к властям, недовольства против правительства и в поддержании чувства враждебности среди различных классов и подданных его величества». Соответствующий подбор присяжных (два индийца и семь англичан) обеспечил осуждение индийского демократа на шесть лет каторжной тюрьмы.

    Бомбейская политическая забастовка

    В ответ на приговор Тилаку «крайние» призвали население Бомбея к демонстрации протеста. 23 июля 1908 г. в Бомбее началась политическая забастовка. Она продолжалась шесть дней - по числу лет, на которые был осужден Тилак. В ней участвовало свыше 100 тыс. человек - текстильщики, железнодорожники, грузчики и рабочие городского транспорта. Забастовка сопровождалась закрытием базаров, лавок.

    Суд над Тилаком. 1908 г.

    Попытки полиции и войск, неоднократно открывавших огонь по забастовщикам, сломить сопротивление рабочих не увенчались успехом. Рабочие сооружали баррикады, осыпали полицию градом камней.

    Бомбейская политическая забастовка была кульминационным пунктом национально-освободительного движения 1905-1908 гг. в Индии. В. И. Ленин отметил большое историческое значение этого события. «Подлый приговор английских шакалов, вынесенный индийскому демократу Тилаку (Tilak),- он осужден на долголетнюю ссылку, причем запрос, сделанный на-днях английской палате общин, выяснил, что присяжные-индийцы высказались за оправдание, обвинение же вынесено голосами присяжных-англичан!- эта месть демократу со стороны лакеев денежного мешка вызвала уличные демонстрации и стачку в Бомбее,- писал В. И. Ленин.- Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы,- а раз это стало так, песенка английско-русских порядков в Индии спета!» (В. И. Ленин, Горючий материал в мировой политике, Соч., т. 15, стр. 161.)

    Реформа Морли-Минто

    Бомбейская стачка показала английским властям, что больше нельзя медлить с обещанными реформами. В 1909 г. английским правительством был принят «Акт об индийских законодательных советах». По новому закону, который получил название реформы Морли-Минто (по имени министра по делам Индии Морли и вице-короля Минто), число выборных членов Всеиндийского законодательного совета увеличивалось; в провинциальном совете Бенгалии даже создавалось выборное большинство. Однако выборы были двух- и трехстепенные, а число избирателей - ничтожным. Законодательные советы фактически имели лишь совещательные функции. Создавалась особая избирательная курия для мусульман, что обеспечивало привилегированнее положение помещичье-ростовщическим кругам мусульманского населения. В итоге от этих незначительных реформ, явившихся результатом национально-освободительной борьбы индийского народа, выиграли лишь верхние слои имущих классов, но даже и они не были удовлетворены полностью.

    Британскому правительству пришлось пойти и на пересмотр закона 1905 года о разделе Бенгалии. В 1911 г. Западную и Восточную Бенгалию воссоединили, а Бихар и Ориссу выделили в отдельную провинцию; самостоятельной административной единицей стал и Ассам. Одновременно было объявлено о перенесении столицы Индии из Калькутты в Дели, где колониальные власти рассчитывали иметь более спокойную обстановку, чем в промышленной Калькутте. К тому же перенесение столицы в Дели - знаменитую резиденцию Великих Моголов - по замыслу англичан должно было льстить самолюбию мусульманской верхушки и еще больше привязать ее к колониальным властям.

    Все эти меры ослабили национально-освободительное движение, но лишь на короткое время. Несмотря на то что «крайним» не удалось создать собственную общеиндийскую организацию, они продолжали свою деятельность на местах, а некоторые из них - в эмиграции. С развитием национального капитализма усиливалось влияние буржуазных элементов и среди мусульман Индии. Они тяготились реакционной политикой руководства Мусульманской лиги. В 1913 г. Ага-хан был отстранен от дел. Все большее значение в руководстве Лиги приобретали деятели, которые сочувственно относились к Национальному Конгрессу.

    5. Зарождение национально-освободительного движения в Индонезии

    Колониальный гнет голландских империалистов

    Процесс пробуждения Азии сказался и в отдаленной голландской колонии - Индонезии.

    В начале XX в. происходило бурное проникновение в Индонезию монополистического капитала Голландии и других империалистических держав. Относительно слабые голландские капиталисты вынуждены были проводить в своей колонии своеобразную политику «открытых дверей» - предоставлять предпринимателям других империалистических стран равные с голландцами возможности. Отмена в Индонезии в 80-х годах XIX в. системы принудительных культур, при которой колониальные власти эксплуатировали крестьян крепостническими методами, совпала с периодом перерастания капитализма в империалистическую стадию. Организация крупного плантационного хозяйства сперва на наиболее населенном и освоенном острове архипелага - Яве, а затем и в прибрежных районах других островов, добыча ископаемых, эксплуатация крестьянства, втягивавшегося в производство экспортных культур, осуществлялись теперь крупными акционерными компаниями. Все большую роль начинали играть банки, подчинявшие себе плантации и предприятия.

    Наряду с пряностями, когда-то привлекшими сюда колонизаторов, и с кофе и индиго, введенными в период существования системы принудительных культур, широкое развитие получили плантации сахарного тростника, началось внедрение каучуковых насаждений. Богатые залежи нефти привлекали как голландский, так и неголландский капитал. Именно в Индонезии путем объединения английского и голландского капитала возник в начале XX в. один из крупнейших мировых нефтяных трестов - Ройял Датч Шелл.

    Захват земель в виде концессий под плантации и для добычи ископаемых сопровождался все усиливавшимся обезземеливанием крестьянства.

    Выделка батика. Ява. 1915 г.

    На Яве крестьяне, полностью лишенные земли, составляли не менее 30% сельскохозяйственного населения. Вместе с малоземельным крестьянством они образовали для европейских предпринимателей неисчерпаемую резервную армию труда. Их жестоко эксплуатировали также помещики и кулаки. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимались на борьбу. Стихийные выступления крестьян на рубеже XIX и XX вв., принимавшие часто религиозно-сектантскую форму, вызывали тревогу колонизаторов. В 1903 г. колониальные власти были вынуждены создать специальную комиссию для «выяснения причин уменьшающегося благосостояния яванского населения», провести некоторые административные реформы, расширить число больниц, школ и т. д. Материалы этой комиссии, несмотря на ее стремление приукрасить действительное положение, раскрыли картину ужасающего безземелья, нищеты, хронических болезней.

    Обрабатывающей промышленности в Индонезии почти совсем не было, если не считать предприятий по первичной обработке колониального сырья, принадлежавших крупному иностранному капиталу. Отсутствовали даже такие, обычно возникавшие в колониальных странах виды легкой промышленности, как текстильная.

    Развитие национальной буржуазии происходило медленно и мучительно, наталкиваясь на почти непреодолимые трудности. Компрадорские (посреднические) функции и даже обслуживание внутренней торговли были в Индонезии большей частью захвачены китайскими и арабскими торговцами. Национальными предприятиями являлись лишь ремесленно-кустарные мастерские, редко поднимавшиеся до уровня небольших мануфактур. В единственной отрасли, где национальный капитал играл более или менее заметную роль,- в производстве и торговле батиком (традиционная набивная ткань для одежды)-насчитывалось всего несколько предприятий, имевших более сотни рабочих.

    Наказание законтрактованного. Суматра. Начало XX в.

    При этом, торгово-промышленная буржуазия, связанная с производством батика, целиком зависела от ввоза белых тканей а также синтетических красок, вытеснивших прежние - органические.

    При очень медленном складывании национальной буржуазии индонезийский пролетариат, формировавшийся на иностранных предприятиях на Яве, достиг к началу XX в. значительной численности, а в портовых городах -Сурабаие, Сема-ранге, в столице колонии -Батавии (Джакарте) и на близлежащих плантациях имел относительно высокую степень концентрации.

    В то же время на всех островах, кроме Явы, империалисты испытывали недостаток рабочих рук. На Суматре, Борнео (Калимантане) и других слабо населенных островах, еще покрытых тропическими лесами, местные жители уходили во внутренние районы, расчищали там новые крохотные участки, предпочитая скудное существование за счет сбора продуктов тропической природы подневольному труду и жестокой эксплуатации на иностранных плантациях и рудниках.

    Иностранные предприниматели стали ввозить на эти острова законтрактованных кули с перенаселенной Явы и из южных провинций Китая. В первое десятилетие XX в. на плантациях и рудниках Суматры работало уже несколько десятков тысяч таких кули. Неграмотных крестьян Явы часто хитростью заставляли приложить отпечаток пальца к контракту, содержание которого им было неизвестно. Им сулили большие заработки и возвращение в деревню состоятельными людьми. «Подписав» такой контракт, кули на все время его действия превращался в бесправного раба. Специально введенные колониальными властями уголовные законы против кули, нарушавших контракт, сурово карали непослушание или попытки к бегству. Условия, на которые были обречены законтрактованные кули, исключали всякую возможность их организации, задерживали рост их классового самосознания.

    Положение господствующего класса в Индонезии отличалось значительным своеобразием. Голландцы сохранили в колонии несколько сот мелких султанов и правителей, но к началу XX в. их власть стала эфемерной. Обладая титулом, имея скудный цивильный лист и даже свой «двор», большая часть таких правителей не могла распоряжаться ни землями, ни налоговыми поступлениями и находилась под контролем голландских резидентов. За три века голландского господства многие потомки прежних яванских феодалов превратились в колониальных чиновников. За ними сохранялись пышные титулы, низшие и средние должности в колониальном аппарате, нередко переходившие по наследству. Получаемое ими жалованье было значительно выше среднего дохода представителей слабой национальной буржуазии. Но свои привилегии, которые делали феодально-чиновничьи слои опорой колонизаторов, яванские приайя (знать) могли реализовать лишь как правительственные чиновники. Основа их прежнего феодального господства - монополия на землю - постепенно перешла к голландскому колониальному правительству. Правда, появлявшиеся у них накопления они старались использовать для скупки наделов разорявшегося крестьянства, но такие «новые» помещики уже не владели крупными поместьями, не вели собственного хозяйства, а сдавали землю в аренду.

    Империалисты опирались также на сельскую администрацию, пополнявшуюся из числа деревенских богатеев. Это звено колониального аппарата пользовалось различными льготами, должностными наделами, правом на бесплатный труд крестьян и на поборы с них.

    Пробуждение национального сознания

    В начале XX в. в Индонезии появились силы, способные выступить в качестве выразителей пробуждавшегося национального сознания. Стала формироваться европейски образованная национальная интеллигенция, по происхождению феодально-чиновническая, но по идеологии уже буржуазная. Рост недовольства среди молодежи привилегированных слоев объяснялся крайне ограниченной возможностью найти применение своим силам и знаниям вследствие существовавшей для местных служащих и чиновников дискриминации. Эта молодежь сближалась с демократической интеллигенцией, выходившей из среды ремесленников, купцов, зажиточного крестьянства. Раньше всего национальные идеи дали о себе знать на Яве, где не только сильней чувствовалась империалистическая эксплуатация, но и быстрее развивались капиталистические отношения внутри местного общества.

    Раден Аджанг Картини.

    Население острова стало как бы ядром складывавшейся индонезийской нации. Из среды яванской интеллигенции вышли первые национальные деятели, выступавшие против колониальных порядков, требовавшие для местного населения права на образование, на уравнение в правах с европейцами, осуждавшие существующий строй, бесправие женщин и т. д. Видную роль в этом прогрессивном'движении играла молодая яванка Картини (она умерла в 1904 г., двадцати пяти лет), неустанно боровшаяся за демократические права индонезийской женщины.

    В мае 1908 г. ученики медицинской школы на Яве, откликнувшиеся на пропаганду врача Вахидина Судиро Хусодо, основали первую национальную организацию - культурно-просветительное общество «Буди Утомо» («Высокая цель»). Индонезийский народ впоследствии стал отмечать дату возникновения этой организации как «день национального пробуждения». Призыв «Буди Утомо» к объединению нашел широкий отклик. Отделения общества возникли и в других средних и специальных учебных заведениях.

    В октябре 1908 г. Хусодо торжественно открыл первый съезд сторонников «Буди Утомо», получивший название конгресса «молодой Явы». Выступавшие на съезде не ограничивались популяризацией первоначальных целей «Буди Утомо» - пропаганды «морального совершенствования» и организации школьного фонда для получения современного образования. Они выдвинули задачу «гармонического развития Явы и Мадуры», призывали добиваться внедрения образования в самом широком смысле, прогресса сельского хозяйства, техники и промышленности, возрождения национального искусства и литературы.

    Либеральный характер «Буди Утомо» сказывался как в отсутствии резкой критики голландского господства, так и в усиленном подчеркивании легальных методов деятельности. Большинство выступавших на съезде сходилось на том, что «молодежь - это мотор, который двинет корабль «Буди Утомо», а старшее поколение должно быть рулевым, который поведет корабль опытной рукой в спокойную гавань». Это «старшее поколение» составляли консервативные полуфеодальные чиновники, которые вскоре приобрели в организации большое влияние. Они не были способны превратить «Буди Утомо» в массовую организацию, да и не стремились к этому. Руководители ограничивали деятельность «Буди Утомо» просветительными целями и агитацией за предоставление чиновникам-индонезийцам лучше оплачиваемых постов, за уравнение их в правах с чиновниками-европейцами. «Буди Утомо» не стала революционно-демократической организацией.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта