Глобализация культуры( с выделениями). Процесс глобализации культуры
Скачать 24.25 Kb.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Одним из ведущих явлений, которые определяют сегодня облик и структуру жизни человеческого сообщества в буквальном смысле слова, во всех его аспектах – социальном, экономическом, культурном и политическом, является глобализация. Фактически, сегодня существует немало определений этого явления, объясняющих его либо как процесс глобального потока капиталов, или, как обоснованный финал развития постиндустриального общества, объединённого с технологической революцией, то как процесс всеобщего переназначения рабочей силы и т. д. Особенно знаменитым, является понимание о глобализации как о процессе «макдональдизации», «американизации» или «вестернизации» мира. Все эти понятия, в силу примитивизации ими в той или иной степени сложнейшего явления, создающие большие сомнения насчёт своей адекватности, хотя они ясно подтверждают то, что человеческое сознание, соприкасаясь с темой глобализации, прежде всего подчёркивающий вопросы перестройки культуры и изменений, протекающих в системе моральных, нравственных и духовных ценностей. Так как именно этим действительно определяется структура жизни как определённого человека, так и человеческого сообщества на всех его ступенях, будь то нация, этнос, социальная группа или та или другая гражданская организация. На текущее время в полной мере явным является факт чрезвычайно значительного взаимодействия глобализации и национальных и этнических культур. В ходе этого преобразовываются устоявшиеся ареалы пропаганды господствующих мировых религий и конфессий, чаще всего попадающих в новые условия существования и взаимодействия, но и случается их координирование с относительно новыми ценностями, такими, например, как принципы гражданского общества. Все это нуждается во внимательном изучения и детальном анализе – как со стороны специалистов, так и со стороны массы заинтересованных лиц, которым неравнодушна судьба культуры, особенно российской культуры, в современном, молниеносно изменяющемся мире. Вопросы, касающиеся смысла и значимости процессов глобализации и влияния её на российскую культуру с давних времён волновали, как мыслителей, исследующих данную область, так и простых людей. Таким образом, тема работы является актуальной, так как ее рассмотрение помогает определить смысл и значимость процессов глобализации в культуре. Целью данной работы является анализ значимости влияния глобализации на российскую культуру. Задачами данной работы выступают: Рассмотреть глобализацию и ее социокультурные последствия; Изучить процессы глобализации культуры; Рассмотреть влияние глобализации на российскую культуру; Процесс глобализации культуры Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин "глобализация культуры" появился в конце 80-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Глобализация является одним из отличительных признаков современного этапа общественного развития. Этот факт отмечают практически все исследователи, которые подчеркивают, что историческая эпоха на рубеже веков характеризуется прежде всего расширением и углублением глобализационных процессов. Современный мир представляет собой время культурных перемен, эпоху глобализации, процесс которой является новым этапом в развитии общества, новой формой существования социума. Глобализация общества на сегодняшний день является одной из важных тенденцией развития цивилизации, которая оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества: культуру, политику, образование, науку, экономику. Другими словами, глобализация зависит от научного, технологического и экономического развития страны. Наиболее важные перемены будут происходить в сфере культуры. 1 Глобализация в сфере культуры, конечно же, имеет положительные и отрицательные последствия. К отрицательным можно отнести то, что культурная глобализация ведет к дальнейшему вытеснению высокой культуры и полному господству массовой культуры, к размыванию культурного многообразия, демассовизации. Положительные стороны глобализации — это налаживание культурных связей с помощью всеобщего информационного пространства. С помощью информационных технологий происходит проникновение различных культур во все точки нашей планеты, соответственно сближение государств и развитие национальных экономик. Непосредственное влияние на культуру оказывает не глобализация в целом, а именно информационные технологии, доступная компьютеризация, интернет-ресурсы. Эпоху перехода в новое тысячелетие можно охарактеризовать как невиданное развитие различных средств коммуникации, формирование интегративной культуры мира. В этом случае говорят о том, что наступает эра новой информационной культуры. В таких условиях главное и основное значение для судеб цивилизации приобретает утверждение системы ценностей, которые ориентированы, прежде всего, на гуманистические идеалы, на то, чтобы обеспечить благоприятную среду жизни для нынешних и будущих поколений.2 Информационная культура проникает широко в наше общество. Культурная глобализация дает человечеству возможности широкого выбора культурных символов и институтов, которые несут большой потенциал для развития общества. Распространение культурной информации дает людям представление о других стилях и образах жизни. Группы, втянутые в процесс глобализации, являются носителями не одной и даже не двух культур, а множества культур в целом. Наряду с этим, многие исследователи считают, что возможно сформировать новую глобальную культуру или даже несколько культур, имея в виду эталоны самых стремительно развивающихся и распространяющихся культур. Другие же уверены, что идея «глобальной культуры» скорее утопична, нежели похожа на реальность. Глобализация социальных связей людей выводит их за пределы определенной культуры, приобщает к эталонам других культур. «Сферы потребления, досуга и развлечений, так называемая массовая культура приобретают во всем мире все более гомогенный характер, мало отличаются по своему «наполнению» в обществах, принадлежащих к различным цивилизациям. Эти аспекты глобализации имеют наиболее очевидный, повседневно наблюдаемый характер и создают почву для теории универсальной вестернизации мира, для таких метаморфических понятий, как «макдонализация» (совершенно одинаковые по меню и дизайну закусочные Макдоналдса можно встретить по всему миру). Менее бросаются в глаза, но не менее значимы явления культурной глобализации в сферах производства, бизнеса, образования»3. Основанием диалога религий сейчас становится вопрос о том, что необходимо согласовывать ценности различных цивилизаций и вырабатывать глобальную этику человечества. Организация Объединенных Наций работает уже над такими проектами. Глобальный мир должен сохранять культурное многообразие и уважать право каждого народа действовать в соответствии с собственными культурными идеалами и ценностями. Такой проект будущего часто называют глокализацией, т. е. синтезом модернизированных локальных культур с достижениями формирующейся глобальной культуры, который происходит при взаимообогащении культур. История человечества — это история развития, взаимодействия и диалога различных культур. С развитием средств массовой коммуникации происходит взаимодействие, взаимопроникновение различных культур, понимание особенностей разнообразных национальных культур. Проблема понимания, которая начинается от межличностного общения и заканчивается коммуникацией культур, имеет особую значимость. И, несмотря на различие национальных культур, всегда есть возможность для их диалога. Глобализация и ее социокультурные последствия Глобализация культуры – приближение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, становлением транснациональных корпораций и мирового рынка, вследствие влияния на людей средств массовой информации. Глобализация является одним из специфических признаков современного этапа общественного развития. Этот факт замечают чуть ли не все исследователи, которые отмечают, что историческая эпоха на рубеже веков отличается, прежде всего расширением и углублением глобализационных процессов. Явление глобализации осмысливается в большом количестве работ как известных, так и начинающих авторов, которые отдали прояснению ее сущности и описанию особенностей не одну тысячу страниц. О глобализации писали М. Кастельс, И. Валлерстайн, Дж. Стиглиц и У. Бек, 3. Бжезинский и Н. Хомский, Дж. Сорос и Ж. Бове, М.И. Войейков и Н.М. Римашевская, А.И. Уткин и М.Г. Делягин и др. Впрочем, подавляющее большинство из тех, кто писал (и пишет) о глобализации, касался в большей степени экономических, политических или демографических аспектов данной проблемы. Вопросов же, связанных с влиянием глобализации на процесс развития, как мировой культуры, так и культур отдельных наций и народов, они касаются отчасти, почти не заостряя на них своего внимания. Как же отражается глобализация на развитии культуры? Большая часть из тех, кто изучает социокультурные последствия глобализации, оценивают ее только как феномен, несущий в себе ярко выраженное дурное начало. Хотя возможно, что глобализация содействует становлению идеи о взаимосвязанном мире, где существование различных народов и культур является допустимым только тогда, когда они в качестве закона принимают принцип культурного плюрализма. Глобализация явно повышает плотность "информационного потока", дает шанс всевозможным культурам прорваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности, приобрести динамику собственного развития. В то же время глобализация побуждает перемены не только в экономической, политической или правовой сфере жизни общества, но и самым непринуждённым образом выражается в тех процессах, которые происходят в сфере культуры, в таких ее отраслях, как искусство, науки, образование, воспитание. С одной стороны, глобализация открыто содействует ускорению процесса «социодинамики культуры». Под ее влиянием быстро повышаются темпы производства, расширения и применения культурных ценностей. Время цикла производства и потребления культурных ценностей сильно уменьшается, что вызывает рост объема информации, получаемой индивидом, углублению его кругозора, увеличению его умственного уровня. Благодаря новым информационным технологиям, человек глобального общества приобрёл шанс познакомиться с общей суммой процессов, которые были недостижимы людям индустриального и постиндустриального общества из-за дефицита у большей части из их шанса осуществлять экскурсионные поездки в разные страны, путешествовать по миру, использовать услуги, предоставляемыми известнейшими хранилищами культурных ценностей, где собрана большая часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, пребывающие в "мировой информационной паутине", позволяют познакомиться со всем тем, что было создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, необусловлено от того, где расположены те или иные шедевры: в Петербурге, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали открыты хранилища огромнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, средствами которых в течение столетий пользовался небольшой круг лиц, занимающихся законотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Глобализация легализировала наличие конкретного культурного стандарта, в соответствии с которым человек информационного общества должен владеть несколькими иностранными языками, уметь пользоваться персональным компьютером, совершать процесс коммуникации с представителями других культурных миров, понимать ход развития современного искусства, литературы, философии, науки т.д. Глобализация удвоила насыщенность культурных обменов, быстро расширила круг тех, кто осуществляет крайне длинный процесс перехода из одного культурного мира в другой. В конечном счёте, она сделала прозрачными границы для талантов, сняла почти все ограничения на перемещение из страны в страну известных исполнителей, дирижеров, художников, режиссеров, многие из которых и в данное время проводят за рубежом гораздо больше времени, чем у себя на родине. Результаты творчества в условиях глобализации прекращают быть наследием той или иной нации, а становятся достоянием всего человечества. Сегодня никого уже не поражает то, если на сцене Большого или Мариинского театров происходит постановка спектакля французским или американским балетмейстером; если на Красной площади поют великие теноры мира и т.д. Не будет утрированием заявление, что глобализация содействует культурной универсализации, похожей по своим характеристикам с универсализации античного времени, когда Зенон и Архимед, Протагор и Софокл, Гомер и Пракситель понимались не как эллины, а тем более граждане Афин или Спарты, а как обладатели ценностей, немаловажными в границах Ойкумены — всего цивилизованного мира. Культурная политика России в условиях глобализации В нашем мире глобализация является одним за важнейших явлений, определяющих сегодня облик и структуру жизни человеческого сообщества буквально во всех его аспектах – социальном, экономическом, культурном и политическом. Культурную политику следует определить как систему практических мероприятий, финансируемых и регулируемых государством, направленных на сохранение и развитие культурного наследия нации. Глобализация изменяет во многих сферах баланс не только между национальным и глобальным, но глобальным и локальным. Парадоксом современной глобализации явился тот факт, что местные культурные различия стали гораздо более выраженными, чем прежде. Государство начинает уделять большее внимание установлению правил, создающих надежные правовые и социальные условия для развития культурной области, предполагающих нормативное и финансовое регулирование социокультурной сферы, создание и развитие специализированных институтов, пользующихся доверием в обществе. На основе анализа социокультурной ситуации в России можно сформулировать значение культурной политики в развитии российского общества в условиях глобализационных перемен. Оно заключается: в формировании общественной идентификации, придании российскому сознанию подлинно общенационального характера; в поддержании культурно-интеллектуального воспроизводства нации; выработке ценностных оснований взаимодействия сообществ, обучающихся жизни в новых глобальных условиях; смягчении для отдельной личности культурно-психологических последствий воздействия глобальных культурно-информационных потоков; выработке социокультурных перспектив общественного развития. В процессе глобализации исчезает многообразие типов культурного взаимодействия. По мере ее углубления и расширения доминирующим типом взаимодействия между различными культурными мирами становится экспансия, в ходе которой происходит насильственное внедрение одной культуры в систему ценностей другой культуры. Культурная экспансия, культурные потоки через масс-медиа разрушают внутренние связи национальной культуры, помогающие скрепить ее вместе. На этапе глобализации можно видеть, что различные идеологии постепенно уступают место так называемой «массовой культуре», незаметно прививаемой мировой общественности через телевидение, газеты, журналы, радио, интернет, а так же современные кинематограф, музыку и литературу. Массовая культура несет опасность национальной культуре, ее самобытности, поскольку информационная революция устраняет расстояние и государственные границы, где различные культуры взаимодействуют, следовательно, соперничают друг с другом. Соперничество ведет к ослаблению позиций одной из них и, в конечном счете, к ассимиляции слабой культуры со стороны более сильной. Ценности национальной культуры вытесняются или подменяются образцами массовой культуры, ориентированной на достижение стандартов американского образа жизни в его самом примитивном восприятии. Главным негативным последствием влияния глобализации на культуру является изменение в системе взаимоотношений между элитарной, народной и массовой культурой, она понизила статус культуры как таковой, которая сегодня воспринимается как средство, способствующее достижению жизненного успеха и материального благополучия. Кризис человеческого развития в России носит комплексный характер. Его культурное измерение неразрывно сопряжено с возможностями развития в экономической и политической сферах, поддержанием занятости и определенного уровня доходов людей, охраной их здоровья, а также реализацией демократических принципов жизни, прежде всего личных свобод человека. Более реальным выходом из кризисного состояния политико-экономической системы могла бы стать корректировка идейно-культурного содержания процесса глобализации. В условиях глобализации усиливаются попытки стирания идентичностиличности по национальности, менталитету. Нация создает и сохраняет свою культуру как символ реализации своего права. Нация, как культурная реальность, проявляет себя в разных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностная ориентация, язык, письменность, искусство, поэзия, судопроизводство, религия и т.д. Свою высшую функцию нация должна видеть в существовании нации как таковой. Она вечно должна заботиться об упрочении суверенности государства. Культура общности не является простой суммой культур отдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей. Культура – единственная сила, формирующая человека как члена общности. Система ценностей выступает одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов. Процесс глобализации по своему историческому предназначению призван служить прогрессу. Глобализация может быть направлена на благо человека, а может нести негативное воздействие. В настоящее время невозможнооднозначно оценить процесс глобализации как свидетельство позитивногоили негативного развития. В глобализации культура не теряет себя – раскрывает свою сущность. Для России важнейшими приоритетами должны стать: сохранение культурного наследия как важнейшего фактора национальной идентичности;развитие тех локальных компонентов сферы культуры, на основе которых обеспечивается функционирование трансграничных культурных потоков, удовлетворение массовой потребности в продукции, изготовленной на стыке культурной и информационной областей; поддержка творческого воображения, новаторства и изобретательности, самобытности, достижение эффективного управления социокультурной сферой на основе современныхтехнологий и профессионализации кадров. Сегодня, культура должна быть осмыслена в качестве решающего аспекта глобализации, а не простой реакции на экономическую глобализацию. При этом не следует считать, что глобализация культуры – это установление культурной однородности во всемирном масштабе. Этот процесс включает всебя культурные столкновения и противоречия. Конфликты и столкновенияразличных культур и цивилизаций – главный фактор современного многополярного мира.4 В мире резко выросло ощущение собственной уникальности и самобытности у народов и регионов. Можно сказать, что защита местных национальных традиций и особенностей является глобальным феноменом. Принципиально способность к самосохранению специфических культур возможна, но реализуется эта возможность только при определенных условиях. Первейшим из них является безусловная значимость национальной культуры для мирового сообщества; для этого культура должна быть не только внутренне богатой, но и воспринимаемой миром, нужной миру – тогда мировое сообщество будет заинтересовано в ее сохранении, как общем достоянии. Глобализация требует от местных культур и ценностей выборочного восприятия и освоения нового опыта иных цивилизаций, возможного только в процессе конструктивного диалога с ними. Сегодня можно говорить о новой регионализации России, в ходе которой глобализация играет одну из существенных ролей. Речь идет о том, что внутренние административные границы между регионами перестают фиксировать локализацию процессов экономической, социально-культурной и политической активности. Возникает новая пространственная организация общества, в которой особую роль играют факторы инфраструктуры и социокультурной мобильности. Важнейшим обстоятельством является то, что новая регионализация не замыкается границами России, наша страна тем самым включается в современный общемировой процесс. По сути, никакие изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитывается специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа, не ведется работа по повышению творческого потенциала личности и ее общей культуры, развитию интеллектуальных навыков, сохранению и обогащению культурных ценностей людей, духовного здоровья нации в целом. Россия имеет перспективы развития только в том случае, если ее стратегии будут предполагать комбинированную деятельность по обеспечению становления свободной, зрелой личности, способной сделать правильный социальный и интеллектуальный выбор. Таким образом, современная культура остается множеством самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии, а порой и конфликте друг с другом. В условиях глобализации сохраняются территориальные и культурные границы стран, историческая память отдельных обществ, но также возрастает общность культурных стандартов, возможность стать членом объединенной системы, растет взаимозависимость. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Глобализация дискредитировала идеалы Просвещения, продемонстрировав на практике, что в глобальном мире неприемлемо существование ни индивидов, ни государств, руководствующихся принципами свободы, равенства и братства. Она создала предпосылки для превращения интеллигенции в сообщество интеллектуалов. Ее идеологами были предложены новые критерии значимости этносов – не по культуре, а по способности вписаться в глобальную экономику, найти свою нишу в системе разделения труда. Но самое главное негативное последствие превращения глобализации в мировой феномен состоит в том, что глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур. Между тем «культура народа, — пишет Гердер, — это цвет его бытия, изящное, но бренное и хрупкое откровение его сущности». Об этом писал и Кант, который доказал, что создание культуры представляет собой высшую цель, которую способен поставить человек перед собой. Высшей же целью культуры является создание человека морального. Таким образом, разрушая культуры, мы лишаем человечество конечной цели и обрекаем его на пребывание в "до-моральном" состоянии. Именно с отмеченными негативными последствиями и связано неприятие того варианта глобализации, который осуществляется в настоящее время. С этим связан и интенсивный поиск ее альтернативных моделей, который ведется сегодня учеными, политиками, общественными деятелями многих стран мира. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Богатырева Т. Глобализация и императивы культурной политики современной России // Госслужба. – 2018. – № 5. – С. 90-97. 2. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. – 2019. – № 4. – С. 58-68. 3. Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур// Философские науки. – 2017. – № 4. – С. 33-42. 4. Княгинин В., Щедровицкий П. На пороге новой регионализации России // В сб.: Россия между вчера и завтра / Под ред. В. Преображенского иД. Драгунского. – М., 2019. – С. 84-85. 5. Федотова Н. Н. – «Кризис идентичности в условиях глобализации , Человек.»: Учебник- Спб: «Академка», 2018.- 242с. 6. Шендрик А.И.-« Социология культуры»: Учебное пособие для студентов.- М: «Экзамен», 2020- 92 с. 7. http://for-um.ru/book/nauka/kulturologia/ «Книги и аудиокниги по культурологии» 1 Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур// Философские науки. – 2017. – № 4. – С. 33-42. 2 Богатырева Т. Глобализация и императивы культурной политики современной России // Госслужба. – 2018. – № 5. – С. 90-97. 3 Шендрик А.И.-« Социология культуры»: Учебное пособие для студентов.- М: «Экзамен», 2020- 92 с. 4 Княгинин В., Щедровицкий П. На пороге новой регионализации России // В сб.: Россия между вчера и завтра / Под ред. В. Преображенского иД. Драгунского. – М., 2019. – С. 84-85. |