Исследовательский проект 9 класс.. Ирина. Проект Как современная живопись влияет на молодого человека
Скачать 33.45 Kb.
|
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа №2 города Лакинска Cобинского района Владимирской области Проект «Как современная живопись влияет на молодого человека» Учебный предмет: искусство Автор проекта: Емелина Ирина ученица 9 «А» класса Руководитель проекта Копылова Дарья Вячеславовна 2023г. г. Лакинск Введение.............................................................................................................................3 Основное развитие живописи «Нашего времени»...............................................4 Период серого Средневековья сменил более яркий период Ренессанса……….5 Изучение стилей и какими материалами пользовались….................................. 6 Какие самые выдающиеся художники оказались популярными …….............. 7 Какой стиль они использовали чаще всего.......................................................... 8 Мнения исследователей о влиянии живописи на состояние человека….……..9 Изучение влияния произведений живописного искусства на людей…….......10 Заключение ..................................................................................................................... 12 Список литературы ………………................................................................................ 13 Введение. В последнее время снижается интерес живописи как к виду искусства, так как кино, телевидение вытесняют его, но, я считаю, живопись еще актуальна и будет актуальной еще долгое время, живописные полотна, по мнению ученых, вызывают у человека чувство эстетического удовлетворения. Поэтому я для своего итогового проекта выбрала тему: «Как современная живопись влияет на молодого человека». Основную цель проекта я для себя определила следующим образом: изучить и понять, как влияет живопись на молодого человека. Для достижения цели мне нужно решить следующие задачи: Изучить литературу, отражающую проблему. Провести исследование влияния определенных картин на ощущения подростков, подобрав для этого картины разных направлений и жанров. Представить результаты исследования в виде диаграммы и компьютерной презентации. Актуальность данной работы в том, что изучаемая тема актуальна, потому что и сегодня многих людей интересует искусство, в том числе и живопись. Развитие живописи "Нашего времени" Живопись – одно из древних искусств, которое на протяжении многих веков прошло эволюцию от наскальных росписей палеолита, до новейших течений XX и уже даже XXI века. Это искусство родилось практически с появлением человечества. Древние люди, даже не осознав полностью себя человеком, почувствовали необходимость изображать окружающий мир на поверхности. Для рисования они использовали что-то похожее на краски, сделанные из натуральных материалов. Кисточки делали из волос животных, либо просто рисовали пальцами. В результате изменений возникали новые виды и жанры живописи. За древним периодом последовал период Античности. Возникло стремление живописцев и художников к воспроизведению реальной окружающей жизни, таковой, какова она видится человеку. Стремление к точности передачи вызвало зарождение основ перспективы, основ светотеневых построений различных изображений и исследование этого художниками. Следующим важным периодом в прошлом живописи является Средневековье. В это время живопись была более религиозного характера, и мировоззрение стало отражаться на искусстве. Творчество художников было направлено на иконопись и другие мелодии религии. Основными важными моментами, которые должен был подчеркнуть художник, было не столько точное отображение реальности, сколько передача духовности даже в самых различных живописных произведениях. Период серого Средневековья сменил более яркий период Ренессанса. Эпоха Возрождения вновь внесла перелом в историческое развитие этого искусства. Новые настроения в обществе, новое мировоззрение стали диктовать художнику: какие же аспекты в живописи раскрывать более полно и ясно. Жанры живописи, такие как портрет и пейзаж, станут независимыми стилями. Художники выражают эмоции человека и его внутренний мир через новые способы живописи. В начале ХХ века живопись кардинально меняется и появляется более новое направление современного искусства – абстрактная живопись. Идея этого направления в том, чтобы передать согласие между человеком и искусством, создать гармоничность в сочетаниях линий и цветовых бликов. Это искусство не имеющее предметности. Она не преследует точной передачи реального образа, а наоборот – передаёт то, что в душе художника, его эмоции. Важной ролью для этого вида искусства являются формы и цвета. Суть её заключается в том, чтобы по-новому передать ранее знакомые предметы. Здесь художникам предоставляется полная свобода своих фантазий. Это и дало толчок к зарождению и развитию современных направлений, таких как авангардизм, андеграунд, абстракционизм. С конца ХХ века и по настоящее время живопись постоянно меняется. Но, несмотря на всё новые достижения и современные технологии, художники всё-таки остаются верны классическому искусству – масляной и акварельной живописи, творят свои шедевры при помощи красок и холстов. Изучение стилей и какими материалами пользуются художники. Барокко, рококо, классицизм… Это все стили в живописи. Некоторые существовали в конкретную эпоху. Тогда достаточно посмотреть на дату создания картины и понять, какой это стиль. Но многие пересекались во времени: один стиль ещё в моде, а другой уже наступает ему на пятки. В таком случае даты не всегда помогут. Хорошо бы знать основные черты каждого стиля. Ещё лучше – понимать, почему тот или иной стиль возник. С чего вдруг художники переключились с прекрасного ренессанса на вычурное барокко. Почему строгий классицизм был вытеснен зыбким импрессионизмом. И зачем художники повально отказались от эстетики и ударились в экспрессионизм. А потом и вовсе отошли от узнаваемых образов, увлёкшись абстракционизмом. 1. Абстракционизм. Название данного направления произошло от латинского слова «abstractio» — «отвлечение». Художники, которые работали в данной технике, отказались от реалистичных средств живописи, пытаясь показать гармонию и закономерности мира с помощью геометрических форм и цветовых сочетаний. Самые знаменитыми представителями данного направления являются: В. Кандинский, К. Малевич, Пабло Пикассо. 2. Барокко. Барокко в переводе с итальянского означает причудливый. Признаки барокко: контрастность, напряжённость, величие и пышность. В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное. Последователи барокко: Рубенс, Караваджо, Эль Греко. Охота на кабана, Рубенс Питер Пауль. Какие самые выдающиеся художники оказались популярными Многие известные художники прожили недолгую, но яркую жизнь, наполненную реализацией своего таланта. Большинство не получило признания при жизни, но посторонние люди сделали на их картинах целое состояние. Все они отличаются особым взглядом на окружающую действительность, нашедшую отражение в таких удивительных полотнах. Клод Моне (1840 – 1926) Леонардо да Винчи (1452 – 1509) Винсент Ван Гог (1853 – 1890) Эти художники были самые популярные, благодаря своим работам они стали известны во всем мире. Какой стиль они использовали чаще всего Ван Гог (реализм) В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога - с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года. Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными. Леонардо да Винчи (разные стили) Леонардо рисовал на самых разных поверхностях. Иногда он использовал влажную штукатурку, а иногда рисовал на сухой каменной стене. Обычно он использовал масляные краски ручной работы из молотых пигментов. Позже в жизни он использовал темпуру из яичных белков и работал на холсте, доске или, опять же, камне (если он писал фреску). Клод Моне (реализм) Юный художник просто искал свой стиль. Уже в это время он стал пренебрегать линией и моделировал все формы с помощью цветовых пятен. Живописец, ещё в Нормандии пристрастившийся писать на природе, больше всего интересовался эффектам естественного освещения. Работа на лесной опушке давала молодому художнику возможность наблюдать, как солнечные лучи проходят сквозь листву и падают на различные поверхности, цвет которых немедленно изменяется, благодаря этим рефлексам и бликам листвы. Мнения исследователей о влиянии живописи на состояние человека. Живопись – неустанный спутник человека с самых древних времён. Она и украшает дом, она и элемент культа, и предмет рассмотрения эстетики. С нами живут и смотрят сквозь века многочисленные портреты, пейзажи, натюрморты. В последние годы в нашей стране «эмоциям» придается очень большое значение: не случайно сегодня практически в любой организации работает профессиональный психолог, а регулярно обращаться за психологической помощью для многих людей становится естественной нормой жизни. Есть и другое мнение на счет этого. После проведения многочисленных наблюдений ученые обнаружили, что живопись положительно сказывается на самочувствии человека. Так, нахождение в окружении картин снимает головную боль и прочие неприятные ощущения, успокаивает нервную систему, лечит душевные раны. Кроме того, использование красок на холсте и просмотр произведений образного искусства предотвращает нервные срывы, а также избавляет от таких частых «гостей» современности, как переживание, тревога, стресс и депрессия. Но другие считают иначе, например, специалисты из Университетского колледжа (Лондон) провели исследования, в результате которого выяснилось, что взгляд на картину и присутствие любимого человека порождают в нашем мозгу активизацию одних и тех же участков. В частности, в организме человека происходит всплеск дофамина, который отвечает за чувство удовлетворения и приятные ощущения. Изучение влияния произведений живописного искусства на людей. В ходе своего исследования я провела анкетирование среди 133-х человек. Я предлагала респондентам анкету: «Какие чувства вы испытываете, глядя на данную картину?» А) Безразличие Б) Ненависть В) Радость Г) Воодушевление Д) Жалость Е) Равнодушие Ё) Душевный подъем З) Страх Были предложены для рассматривания картины Айвазовский. «Кораблекрушение» - тема бушующей морской стихии К. Брюллов. «Последний день Помпеи»- связана с гибелью города, изображен природный катаклизм. Ольга Аксёнова. «Белка» – Связанно с животным Александр Кестер «Девочка с гусями» - связана с девочкой, которая играет с гулям. Ханс Даль «На краю воды» - связана с ребятами у лодки у края воды Ван Гог «Ночь над Роной» На рассмотрение каждой картины давалось 3 минуты. После этого я просила заполнить анкету. Получены следующие результаты: Айвазовский «Кораблекрушение» - преимущественно чувство воодушевление, радость, душевное душевный подъем. «Последний день Помпеи» - преимущественно чувство страха, тревоги. Ольга Аксёнова. «Белка» - преимущественно чувство равнодушие, безразличие. Александр Кестер «Девочка с гусями»- преимущественное чувство душевное подъем, безразличие. Ханс Даль «На краю воды» - преимущественное чувство воодушевление, радость. Ван Гог «Ночь над Роной» - преимущественное чувство воодушевление, душевный подъем. Вывод: разные люди по-разному воспринимают картины. На них неоднозначно действуют содержание и цветовая гамма произведения живописи. При рассматривании их человек может испытывать различные эмоции. Заключение. Разные люди по-разному воспринимают картины. На них неоднозначно действуют содержание и цветовая гамма произведения живописи. При рассматривании их человек может испытывать различные эмоции. В своей работе я подтвердила мысли исследователей о том, что живописные полотна способны вызывать эмоциональный отклик у людей. Однако не удалось найти подтверждения тому, что картины, несущие агрессивное содержание, находят аналогичный отклик в душах зрителей. Но и безразличными полотна не оставляли своих зрителей. Таким образом, можно сделать вывод: большинство людей испытывает при виде картины воодушевление, радость, душевный подъем или иные чувства. Единицы испытывают жалость, ненависть, страх. Мне в результате решения поставленных задач удалось подтвердить теорию специалистов из лондонского университета. Проект цели достиг. Результаты проектной деятельности отражены в презентации. Список литературы Зарецкий Д.М., Смирнова В.В.- Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших заведений. Искусство 8-9 классы : учеб. Для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеевна, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011. https://estet-portal.com/statyi/kak-iskusstvo-zhivopisi-vliyaet-na-cheloveka http://hochuvseznat.com/kak-zhivopis-vliyaet-na-cheloveka/ https://sovjiv.ru/news/896 https://farbenliebe.ru/raznoe/vliyanie-zhivopisi-na-cheloveka.html |