Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Тема: Александринский театр

  • С 3 см. ОДЕРЖАНИЕ

  • 1.3 Биография Александры Фёдоровны

  • 1.4 Биография Карла Ивановича Росси

  • 1.5 Создание театра

  • Александринский театр. Проект по дисциплине основы индивидуального проектирования тема Александринский театр


    Скачать 54.68 Kb.
    НазваниеПроект по дисциплине основы индивидуального проектирования тема Александринский театр
    Дата30.10.2021
    Размер54.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлександринский театр.docx
    ТипРеферат
    #259561

    Министерство образования Калининградской области

    государственное автономное учреждение

    Калининградской области

    профессиональная образовательная организация

    «Колледж предпринимательства»

    ПРОЕКТ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
    Тема: Александринский театр





    Выполнил:

    обучающийся группы ИСП 21-21

    специальность 09.02.07
    Информационные системы и программирование

    Кашинская Е.С.
    Руководитель:

    Прокофьева Г.А.




    Калининград

    2021

    С
    3 см.
    ОДЕРЖАНИЕ




    СОДЕРЖАНИЕ 2


    Введение

    Цель данного проекта сформировать интерес у аудитории к Александринскому театру и привлечь к нему внимание .

    С появления новых технологий молодежь перестала ходить в театр и приобщатся к культурным ценностям. Но с выходом Пушкинской карты вы можете посетить этот прекрасный театр.

    Задачи данного проекта стояли такие :

    1. Показать внутренний интерьер театра

    2. Рассказать историю возникновения театра и его особенности

    3. Рассказать о выступлениях, которые аудитория может посетить благодаря Пушкинской карте .

    В первой главе будет рассказывается история театра и личностей, которые участвовали в его создании. Отношение императорской семьи к театру, биография Карла Ивановича Росси и Александры Фёдоровны. И что такое театр.

    Во второй главе пойдет описание тетра в настоящее время и его особенностей. Расскажу также о трупе 2021 года и спектаклях которые в настоящее время можно посетить по Пушкинской карте.

    1. Александринский театр

    Александринский театр (полное официальное название — «Национальный драматический театр России (Александринский)», в просторечии — Александринка, Пушкинский театр) — петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени

    1.1 Театр

    Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.

    Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.

    С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.

    Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А. С. Грибоедова до пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова. Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры – от В.Каратыгина и А.Мартынова до Н.Симонова, Н.Черкасова, В. Меркурьева, И.Горбачева, Б.Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е.Семеновой, М.Савиной (основательницы Союза театральных деятелей России), В.Комиссаржевской до Е.Корчагиной-Александровской, Е.Тиме, Н.Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Буров, Н.Мартон, И.Волков, А.Девотченко, С.Смирнова, И.Вознесенская, М.Кузнецова, К.Петрова и др.

    В театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г.Козинцев, Г.Товстоногов, Н.Акимов. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. Спектакли александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А.Бенуа, К.Коровин, А.Головин, Н.Альтман, выдающиеся композиторы А.Глазунов, Д.Шостакович, Р.Щедрин.

    Академик Д.С.Лихачёв неоднократно говорил и писал о том, что Александринский театр «является поистине национальным достоянием России».

    1.2 Отношение императорской семьи к театрам

    Со времен московского царя Алексея Михайловича в придворный быт входит практика театрализованных действ. Общепризнанным является то, что придворный театр времен царя Алексея Михайловича стал одной из важных ступеней становления русского профессионального театра. В XVIII в. театр занял свое прочное место в дворянской культуре.

    Члены императорской семьи регулярно посещали главные театральные сцены столицы. С посещением связывалось множество нюансов. Во-первых, к XIX в. отслеживание новинок театрального сезона стало прочной традицией в аристократической среде.

    Во-вторых, многие великие князья оказывали неформальное покровительство молодым актрисам и балеринам, что также стало неофициальной традицией. В-третьих, два петербургских театра получили имена императриц – Александры Федоровны и Марии Александровны, превратившись в императорские Александринский и Мариинский театры. Было создано специальное подразделение – Дирекция императорских театров в структуре Министерства Императорского двора.

    Когда семья императора выезжала в пригородные резиденции, то театральный сезон продолжался и там, только на различных летних площадках императорских резиденций. Так, во время пребывания в Царском Селе при Дворе постоянно два раза в неделю играли спектакли, состоявшие из одной русской и одной французской пьесы. Граф С.Д. Шереметев упоминает, что в сезон 1863 г. «в Китайском театре давались спектакли, в Эрмитаже был прелестный бал….За ужином блюда подавались на машине, как в прошлом столетии».

    В Царском Селе кроме Китайского театра активно использовалась сцена в Большой зале Царскосельского дворца. Там дважды в неделю на сцене, устроенной еще при Николае I, давали спектакли артисты императорской русской и французской трупп. После спектакля все следовали на ужин.

    Российские императоры хорошо знали и ценили своих артистов. Ценили в том смысле, что во время юбилейных бенефисов считали своим долгом прислать юбиляру дорогой подарок и по возможности почтить юбилейный спектакль своим присутствием. Кроме этого, артисты императорских театров получали достаточно высокое жалованье и могли при достаточной выслуге лет рассчитывать на достойную пенсию.

    В дворянском кругу выступления профессиональных трупп на «домашних площадках» – дело обычное. Так было и в императорской семье. Иногда и монархи выходили на сцену во время профессиональных постановок. Конечно, это рассматривалось как вполне безобидная прихоть монарха. Даже грозный Николай I позволял себе такие экспромты. Один из ведущих актеров Николаевской эпохи П.А. Каратыгин, описывая в своих «Записках» представление водевиля «Ложи первого яруса» в Гатчинском дворце, писал: «Спектакль, говорят, прошел на славу, хотя был бесконечный, но к довершению эффекта государь, который во время второго акта сел нарочно сбоку, незаметно ушел за кулисы, накинул на себя серую шинель и явился на сцену квартальным надзирателем».

    Один из многолетних соратников Николая I барон Модест Корф упоминает в мемуарах, что в Гатчинском дворце приглашенные актеры играли две пьесы: «Ложа первого яруса» Каратыгина и французскую комедию. В последней император играл роль немца, которого сбил с ног русский купец. Корф подчеркивает, что пьесу с участием Николая I смотрели «в самом тесном кругу» зрителей – семья и пятеро ближайших сановников. Русскую пьесу играли для более широкого круга зрителей, но царь в ней не участвовал.

    Надо заметить, что петербургская аристократия с пренебрежением относилась к русскому драматическому театру, предпочитая Михайловский «французский» театр. Эту моду задавала царская семья. Александринский театр был весьма посещаем, однако совершенно другой, разночинной публикой: «Фи, Александринский театр – для простых», «Туда никогда не ходят».

    1.3 Биография Александры Фёдоровны

    Фридерика (Фредерика) Шарлотта Вильгельмина родилась 13 июля 1798 года и была третьим ребёнком и первой дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. Она приходилась сестрой прусским королям Фридриху Вильгельму IV и Вильгельму I, первому германскому императору. Потеряла мать в 12 лет.

    После того, как армия Наполеона вошла в Берлин, семейство короля укрылось в Восточной Пруссии, под защитой российского императора Александра I. В 1814 году Шарлотта познакомилась с его братом Николаем Павловичем. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда.

    Брак был необходим в целях укрепления союза России и Пруссии. Николай не должен был унаследовать российский престол, так как наследником являлся его старший брат Константин, и Шарлотта была рада стать великой княгиней и жить подальше от дворцовых интриг. Ввиду нежного возраста невесты бракосочетание было решено отложить на два года.

    Принцесса прибыла в Россию в июне 1817 года, 24 июня (6) июля 1817 года приняла православие с именем Александра Фёдоровна и 25 июня (7) июля 1817 года обручилась с Николаем Павловичем. При миропомазании получила титул великой княжны и орден Святой Екатерины. Венчание состоялось в день рождения княжны — 1 (13) июля 1817 года в церкви Зимнего дворца. Перед свадьбой, будущая великая княгиня писала: «Я много плакала при мысли, что мне придётся встретиться с вдовствующей государыней, рассказы о которой меня напугали». И всё же впоследствии между Марией Фёдоровной и её невесткой сложились достаточно хорошие отношения (чего нельзя сказать об её отношениях с императрицей Елизаветой Алексеевной). После венчания получила титул великой княгини.

    При русском дворе новую великую княгиню приняли любезно. «Нам памятна её величественная и строгая фигура, представлявшая законченный тип немецкой красоты», — писал современник. Александра Фёдоровна отличалась грациозностью, любезностью и весёлостью. Компанию ей составляла близкая с детства подруга, графиня Цецилия Гуровская, ставшая женой русского офицера Фредерикса. Хотя Александра и выучила русский язык (под руководством поэта Жуковского), изъясняться всю жизнь предпочитала по-немецки.

    Брак Николая и Александры оказался многодетным, уже через девять месяцев после свадьбы великая княгиня родила первенца, сына Александра, названного в честь дяди, императора Александра I.

    Александра Фёдоровна - Императрица Российской империи

    Будущая императрица, переехавшая в 1825 году в Петергоф, болезненно переживала период неопределённости, связанный с отречением от престола цесаревича Константина. При получении известия о восстании декабристов она бросилась в придворную церковь молиться о благополучии своего семейства. От пережитого волнения у неё развились тик лица и нервная болезнь, из-за которой пришлось несколько раз откладывать коронацию. На следующий день после восстания она записала в своём дневнике:

    Я думала, что мы уже достаточно выстрадали и вынесли. Но волею неба нам было суждено иное. Вчерашний день был самый ужасный из всех, когда-либо мною пережитых... Нельзя было скрывать от себя опасности этого момента. О, господи, уж одного того, что я должна была рисковать драгоценнейшей жизнью, было достаточно, чтобы сойти с ума... Боже, что за день! Каким памятником останется он на всю жизнь!..

    Дневник Александры Фёдоровны

    Услышав о том, что жёны декабристов поехали вслед за мужьями на каторгу, Александра Фёдоровна записала в своем дневнике: «О, на их месте я поступила бы так же!».

    В молодости Александра Фёдоровна была изрядной кокеткой, сорила деньгами на лучших курортах Европы, почти каждый год ездила с мужем в Германию. Она упомянута в блестящей строфе «Евгения Онегина», которая не вошла в окончательную редакцию романа, под именем Лаллы-Рук. Таково было придворное прозвище императрицы. В эпоху романтизма, когда все поэты и художники воспевали красоты Италии, императрице страстно хотелось побывать в этой стране. Чтобы утолить эту жажду, Николай велел построить для неё в Петергофе павильон в «помпеянском» стиле. В Москве же её имя получил Александрийский дворец.

    Согласно воспоминаниям современников, «когда Николай I прочел пасквиль Т.Шевченко на императрицу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: „Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но её-то за что?“»

    После вступления супруга на российский престол получила титул императрицы. Коронация Николая I и Александры Фёдоровны состоялась 22 августа 1826 года в Успенском соборе Кремля. Во время коронации на императрицу были возложен орден Андрея Первозванного.

    12 (24) мая 1829 в Сенаторском зале Королевского замка состоялась коронация Николая I и Александры Фёдоровны на Царство Польское — уникальный случай в истории России и Польши.

    Во время пожара Зимнего дворца император приказал в первую очередь спасать письма, которые писала ему Александрин из Германии в период их помолвки. Семейное счастье омрачало её расстроенное здоровье (она выносила семерых детей) и невозможность приспособиться к климату Петербурга. Из-за частых болезней она была вынуждена уезжать лечиться на европейские курорты. Душевную боль приносили ей мимолётные увлечения мужа, особенно его связь с Варварой Нелидовой, возникшая после того, как врачи уверили государыню в опасности новой беременности для её жизни и посоветовали прекратить половые отношения с мужем.

    При этом собственный круг друзей-мужчин Александры Фёдоровны в 1830-е годы составляли молодые кавалергарды Скарятин, Куракин, Дантес, Бетанкур и Александр Трубецкой, которого в письмах к подруге Софи Бобринской императрица ласково называла «Бархат». Подобно мужу, она не выносила запаха табака и впоследствии заставила своего первенца расстаться с этой пагубной привычкой. Распорядок дня императрицы, по словам современника, был следующим:

    Трудовой день императрицы начинается с раннего утра смотрами и парадами. Затем начинаются приемы. Императрица уединяется на четверть часа, после чего отправляется на двухчасовую прогулку в экипаже. Далее, перед поездкой верхом, она принимает ванну. По возвращении — опять приемы. Затем она посещает несколько состоящих в её ведении учреждений или кого-либо из своих приближенных. После этого сопровождает императора в один из лагерей, откуда спешит на бал. Так проходит день за днем, подтачивая её силы. Поговаривают, что у неё чахотка, и опасаются, как бы зима в Петербурге не оказалась роковой для её здоровья, но ни за что на свете она не решится провести шесть месяцев вдали от императора.

    Вдовствующая императрица Александра Фёдоровна. Портрет кисти Винтерхальтера (1856).

    Александра Фёдоровна умела владеть собой, скрывать под маской безоблачного счастья обиды и слёзы, старалась казаться здоровой и весёлой, когда её мучила лихорадка. Маркиз де Кюстин в 1839 году отмечал, что императрица не только танцевала все полонезы на свежем воздухе с открытой головой и обнажённой шеей, но и «будет танцевать до тех пор, пока у неё не станет сил держаться на ногах». При этом он не преминул отметить, что в свои сорок лет государыня выглядит гораздо старше своего возраста:

    Императрица обладает изящной фигурой и, несмотря на ее чрезмерную худобу, исполнена, как мне показалось, неописуемой грации. Она была сильно взволнована и казалась мне почти умирающей. Нервные конвульсии безобразили черты ее лица, заставляя иногда даже трясти головой. Ее глубоко впавшие голубые и кроткие глаза выдавали сильные страдания, переносимые с ангельским спокойствием. Императрица преждевременно одряхлела и, увидев ее, никто не может определить ее возраста. Она так слаба, что кажется совершенно лишенной жизненных сил. Жизнь ее гаснет с каждым днем; императрица не принадлежит больше земле…

    В 1845 году, когда врачи велели Александре Фёдоровне ехать для поправки здоровья на юг, в Палермо, казавшийся несгибаемым император умолял их со слезами: «Оставьте мне мою жену!» Не в силах вынести разлуку, он совершил путешествие на Сицилию (в сопровождении фрейлины Нелидовой, с которой императрица к тому времени смогла наладить отношения). В 1837 году он начал для неё строительство приморского дворца в Ореанде, однако там Александра Фёдоровна, искренне любившая Крым, побывала лишь однажды. С годами она предпочитала всё больше времени проводить на Лазурном берегу.

    В 1854 году Александра Фёдоровна была как никогда близка к смерти. Через год, после кончины Николая I, она затворилась в Александровском дворце и на протяжении пяти лет носила титул вдовствующей императрицы. Она была окружена избранным кругом любимых фрейлин, читавших ей на ночь Шиллера и Гёте; среди них была и Варвара Нелидова. В эти годы императрица всё чаще болела, лечилась в Швейцарии, Ницце и Риме, а вернувшись из заграничной поездки в июле 1860 года уже не переставала хворать. Во время пребывания на Швейцарской ривьере с умирающей императрицей встречался поэт Ф. И. Тютчев, написавший об этих встречах стихотворение «Её последние я помню взоры…».

    Стела в память об Александре Фёдоровне на центральной площади Хельсинки

    Александра Фёдоровна скончалась 20 октября (1 ноября) 1860 года в Царском Селе, ей было шестьдесят два года. Отпевание состоялось 5 ноября; похоронена в Петропавловском соборе.

    1.4 Биография Карла Ивановича Росси

    Родился 29 декабря 1775 г. в Венеции. Сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной петербургской балерины Гертруды Росси. С раннего детства Росси воспитывался у архитектора Винченцо Бренны.

    В 1795 г. его определили на службу чертёжником в Адмиралтейство, спустя год он стал помощником Бренны на строительстве в Гатчине и Павловске.

    В 1802 г. Росси был на два года командирован для продолжения обучения архитектуре во Флорентийскую академию. По возвращении в Петербург (1804 г.) Росси подал проект переустройства набережной Адмиралтейства, но план сочли легкомысленным, и он был определён художником на фарфоровый завод.

    Лишь в 1806 г. Карлу Ивановичу удалось добиться звания архитектора.

    В 1808 г. Росси получил назначение в Кремлёвскую экспедицию, которая ведала строительством и реконструкцией правительственных зданий в Москве. В Первопрестольной зодчий возвёл несколько зданий, в том числе деревянный театр, однако все его постройки погибли в московском пожаре 1812 г.

    Занимался он и строительством в Твери (в частности, им был построен Путевой дворец).

    В 1815 г. Росси вернулся в Петербург. Первая его крупная работа в столице — реконструкция Михайловского дворца (1819—1825 гг.), за которой последовали переустройство Дворцовой площади и Главного штаба (1819—1829 гг.).

    В 1824— 1832 гг. Росси руководил строительством ансамбля Александринского театра и, практически одновременно, зданий Сената и Синода.

    Для творчества зодчего характерны как широкий градостроительный подход, владение искусством композиции, так и внимание к деталям. Работы Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга. Почти окончив работу над Александринским театром, Росси был вынужден просить об отставке, мотивируя это слабым состоянием здоровья. 25 октября 1832 г. прошение было удовлетворено.

    Из поздних работ Росси известна колокольня Юрьева монастыря в Новгороде (1838— 1841 гг.).

    Умер 18 апреля 1849 г. в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. Позднее его прах был перенесён в Александро-Невскую лавру; одна из центральных улиц Петербурга ныне носит имя Зодчего Росси.

    1.5 Создание театра

    Александрийский театр, утвержденный императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года, в день Святого Александра Невского, построен в глубине площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра.

    Архитектор Карл Росси, построивший великолепное здание театра в центре Невского проспекта, разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним. Назван театр в честь супруги императора Николая I, Александры Федоровны, которая помогала разрабатывать дизайн лож и ротонд здания.

    Александрийский театр построен на болоте. Создавая фундамент, в землю вбили 3000 дубовых свай. Сложная система дренажа из специальных колодцев и труб ограждала здание от затопления.

    Конфуз все-таки случился: в 1932 году в театре ожидали высоких гостей и забетонировали случайно обнаруженные отверстия в стенах. К удивлению хозяев, зрительный зал и фойе затопило так, что вызванная Кировым пожарная машина с мощным насосом не справилась с наводнением, вода не убывала.

    Тогда срочно соорудили подмостки, покрыв их коврами. Гости не заметили оплошности хозяев, только одна из актрис позднее сообщила начальству театра: «У нас здесь что-то хлюпает».

    Впервые при строительстве Александрийского театра использовано смелое инженерное решение – чугунное перекрытие сводов. Ложи зрительного зала поднимаются чугунными консолями, закрепленными в стенах. Это улучшило обзор зала и акустику.

    Новаторское решение опротестовали инженеры и чиновники, ведавшие строительством. Архитектор пытался доказать безопасность проекта, но Николай I приостановил строительство.

    Тогда Карл Росси, обратившись в строительный департамент, написал: «В случае несчастья в упомянутом здании пусть тотчас же меня повесят на одном из стропил». Убедившись в безопасности проекта, устроили перекрытие сводов, которое прослужило без ремонта 170 лет. Кроме того, в театре было устроено паровое отопление.

    Император Николай I, посетив театр, пришел в восторг от мастерства архитектора. В знак признательности Карл Росси получил в пожизненное пользование ложу № 14 второго яруса. Архитектор воспользовался подарком, чтобы поправить свое материальное положение – он продавал билеты в ложу.

    Александрийский театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера, и входы туда были разными.

    Однажды в ложе, по билетам, проданным Росси, оказались рядом знатный дворянин, купец и кучер. Возмущенный вельможа устроил скандал, о котором донесли императору. Николай I, обидевшись на архитектора, лишил его ложи и больше не дарил подарков., скопировано с сайта architectureguru.ru


    написать администратору сайта