Главная страница

Алексей Харитонов. Проект по литературе Бюджетное учреждение профессионального образования


Скачать 50.53 Kb.
НазваниеПроект по литературе Бюджетное учреждение профессионального образования
Дата21.06.2019
Размер50.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАлексей Харитонов.docx
ТипРеферат
#82526

Проект по литературе

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югра

«Нижневартовский социально-гуманитарный коледж»
Методическая комиссия (кафедра) филологии

Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьева в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока


Индивидуальный проект

по дисциплине: «Литература»


Выполнил:

Студент 116 С-2 группы

Специальности 49.02.01 Физическая культура

Харитонов Алексей Евгеньевич

Руководитель курсового проекта:

Преподаватель русского языка и литературы

Еремеева Оксана Сергеевна

г.Нижневартовск

содержание





введение 3

Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьева в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока 4

Заключение 18

Список литературы 19



введение



Женственность – этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как: эмоциональность, ранимость, кажущаяся беззащитность, хрупкость, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать; квинтэссенция феминно-гендерного стереотипа.

Женственность также является социально-психологической категорией, означающий набор качеств некоторых мужчин, которые отличаются в своём поведении и мироощущении от большинства представителей «сильного пола». Эта черта нередко является причиной дискриминации, остракизма, неприязни и даже ненависти со стороны других людей.

Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь согласитесь, роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Но насколько глобальными должны быть эти перемены?

Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей. Диспуты, споры, полемика разгораются среди ученых в самых разных направлениях гендерной психологии.

Цель исследования: трансформация идеи вечной женственности В. Соловьева в образ Прекрасной дамы в творчестве Блока.

Задачи исследования:

– Изучение трансформации вечной женственности в творчестве Блока

– Анализ тенденций по вопросу женственности.

Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьева в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока



Александр Блок один из самых талантливых поэтов в русской классической поэзии. Его творчество необычайно изящно и таинственно. Особенно яркими являются «Стихи о Прекрасной Даме», в которых воплощаются поиски проявления «Женской Души». Возможно, его увлечение философскими учениями Владимира Соловьева обнажилось в стихах, в которых все пропитано символизмом. В этом сборнике он обращался к женщине, в которую был страстно влюблен, а, впоследствии, стал ее мужем. Женщина, в стихах поэта, предстает существом возвышенным и недостижимым. Поэт представлял ее «Царевной» и «Звездой». «Закатная, Таинственная Дева» - пишет поэт. Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока существует в ореоле таинственности и непостижимости. Она как туман и неуловимая дымка пронизывает все и вся.

Рассматривая тему «Прекрасной Дамы» в творчестве Блока, можно заметить некоторую трансформацию его видений. Вполне возможно, эти изменения связаны с драматическими событиями в личной жизни Блока. Но, тем не менее, женщина остается для него чем-то божественным и эфемерным. В стихотворении «Незнакомка» тема безысходности и отчаяния: «…И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», сплелась с темой размышлений о прекрасной Незнакомке:

...И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

В этом стихотворении поэт в достаточно концентрированном виде описывает всю ничтожность и пошлость больших городов, с каждой строчкой усиливая идею обреченности окружающего мира. И вдруг, «дыша духами и туманами», появляется Незнакомка. Вот тут и можно увидеть весь контраст и диссонанс окружающей атмосферы. Прекрасная Незнакомка является символом красоты и чистоты, она несет с собой гармонию. Интересно, что светлый образ возникает лишь на мгновение, затем оно исчезает как туман.

Вообще, в своей лирике поэт противопоставляет возвышенный лик «Прекрасной Дамы» с материальными, лишенными гармонии, вещами. Но ведь и мир менялся, а вместе с ним и образ женщины. Годы революций и смены власти в России наложили характерный отпечаток на само творчество Блока. В поэме «Двенадцать», при кажущейся простоте частушечного стиха «Дамы» предстают в совершенно другом образе:

Ах ты, Катя, моя Катя,

Толстоморденькая…

Образ женщины выражен таким непристойным образом в надежде на перерождение и переход из хаоса и тьмы в «светлое» будущее

Время меняется, и образы предстают в ином виде. Но «Прекрасная Дама» Блока –   это один из самых необычайных образов в русской классической любовной поэзии. Погружение в тайны природы женственности всегда будут привлекать к творчеству выдающегося поэта Александра Блока.

Блок Александр Александрович (28.11.1880 - 07.08.1921) родился в Петербурге в дворянской семье. Отец, А. Л. Блок, был юристом, профессором Варшавского университета; мать, А. А. Бекетова (по второму браку — Кублицкая-Пиоттух), дочь ученого-ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись еще до рождения сына. Блок рос в семье деда, окруженный всеобщим вниманием и заботой. "Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет",— писал поэт в автобиографии, упоминая о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн".

Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы, рукописные журналы (в одном экземпляре), где пробовал свои силы в самых разных жанрах — от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии. Эта первая пора творчества (1898—1900) была периодом накопления опыта и поэтического самоопределения Блока. В то время он как бы "переживал" русскую поэзию от Жуковского до Фета: он и мыслил, и чувствовал, и творил в ее романтическом духе. В 1898 г. Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он всерьез увлекся театром и даже "готовился в актеры", некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка.

В 1897 г. на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 г. произошла встреча Блока с его будущей невестой и женой — Л. Д. Менделеевой (дочерью Д. И. Менделеева).

Любовь Дмитриевна сразу же произвела на него огромное впечатление. С этого момента для Блока начался новый отсчет времени.

Творчество Александра Блока приходится на начало XX века. Этот период ознаменовался для всей России как переломный в ее истории и отразился во многих произведениях великого поэта. Многие поэмы и стихотворения Блока, посвященные политической ситуации в стране, вызывают у читателей противоположные мнения. Некоторые восхищаются ими, другие не признают. Но можно точно сказать, что все с большим удовольствием читают произведения, относящиеся к ранней лирике Блока. Несомненно, это шедевры любовной лирики. Блок создавал их, вдохновленный своей молодой женой, дочкой великого русского ученого Менделеева. Ее красота послужила источником мыслей Блока, которые, сложившись в прекрасные стихи, заставляли волноваться сердца многих его почитателей. В произведениях Блока отсутствует образ конкретной женщины. Его Муза предстает в образе вечной женственности, нежности, непорочности. Прекрасная Дама Блока олицетворяет собой обычную земную женщину что-то возвышенное, объединяющее в себе лучшие женские черты:

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Себя Блок представляет как служителя Прекрасной Дамы, как ее рыцаря:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В своем творчестве поэт полностью полагается на своих душевных переживаниях, нежных чувствах, он буквально открывает всю свою душу, и показывает себя горячим "мечтательным» юношей. В тот момент для него словно не существует реальной жизни, он пытается полностью себя отдать своим мечтам о Прекрасной Даме:

Жизнью шумящей нестройно взволнован.

Шепотом, криком смущен.

Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних времен.

Белая Ты, в глубинах несмутина.

В жизни - строга и гневна.

Тайно тревожна и тайно любима.

Дева, Заря, Купина.

Однако со временем в творчестве поэта случился кризис его юношеской мечтательности, и тогда приходит время осознанию реальности. Его Прекрасная Дама начинает приобретать свои свойственные именно ей черты, поэт описывает ее более приземленной. В «Незнакомке» Блок описывает свою совершенно новую Музу. Блок олицетворяет ее из небесной среды в земную, под описание которой подходит каждая простая женщина:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

В то же время женщина все также великолепна, в ней присутствует гордыня, она словно возвышается над однообразием и пошлостью нашего времени. Но все же в ней произошли изменения:

И медленно, пройдя меж пьяными.

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами.

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями, .

И в кольцах узкая рука.

Это описание наводит нас на мысль о ее аристократичности, благородном происхождении. Ее лицо покрывает вуаль, что символизирует какую-то тайну. Не все нам еще известно о новой Прекрасной Даме, создается ощущение, что за ее чудесной внешностью стоит что-то неизвестное.

Многие считают что, именно эта сокровенная тайна вошла в основу названия стихотворения «Незнакомка». По прошествии времени, и мнение самого юного поэта Блока о своей божественной Музе сильно менялось и постепенно уходило в другую сторону от образа Прекрасной Дамы и той самой Незнакомки. В этот период Блок посвящал большинство своих творений Родине.

Таким образом, Блок постоянно изменялся, и вместе с ним постоянно изменялся образ его Музы. Эти стихи, наполненные большой любовью к женственности, Родине, могут понравиться людям любого возраста, мужчинам и женщинам, людям, которые увлекаются политикой и далеки от нее, потому что они о любви, вечном чувстве, близком любому человеку. Ранние стихи Блока всегда актуальны, всегда актуальны как любовь.

Эпоха «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира.

«Стихи о Прекрасной Даме» можно связать с юношеской любовью поэта к его любимой жене Л. Д. Менделеевой и именно поэтому оставались дороги и бесценны для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении пропогандировал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.

В этом лирическом цикле герой Блока еще не начал испытывать дикую тоску, чувства одиночества, как, например, в более ранних стихотворениях, меняется его восприятие мира и эмоциональный фон поэзии. Его творчество приобретает элегический тон и таинственное содержание. В то же время поэт стал напряженно ждать откровения, призывая Прекрасную Даму. Поэт хотел, как можно быстрее ощутить момент истины и счастья, преображение всего мира. Блок довольно часто в этот период времени стал выражать свои чувства, прибегать к символике.

Поэт пытался оживить саму женственность, называя свою самую заветную мечту вечно молодой, Вечной Женой, Королевой, Святой, Девой, рассветом, кустом.

Если проанализировать образ прекрасной дамы и ее лирического героя, ее главного рыцаря в жизни, то можно сделать вывод, что эти понятия двойственны. Лирические стихотворения, где поэт говорил нам о любви, названной "земной", к реально существующей женщине, можно смело отнести к интимной лирике. В стихотворениях герой ждет свою даму, и дает ей нежное и чувственное описание:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова.

Для главного героя он подобен божеству, которому он покорно поклоняется, если видит его только на расстоянии или в бассейне ночи"на закате". В поэзии почти каждая встреча с ней-это счастливое и нежное событие, которое охватывает любовь, трепет и счастье. Как часто она одета в" серебристый мех", или в" белое платье", стремительно исчезает"в темных воротах". Сразу же образ настоящей женщины стремительно исчезает, и в этот момент поэт словно видит мистический образ "девственных радужных Врат", он ласково называет его "ясным", "непостижимым".

Ключевой герой в этот момент переживает значительные метаморфозы и чувства, которые он испытывает к женственности. В один миг он "молод, свеж и влюблен", а затем он связывает себя с монахом, который, кажется, зажигает свечи перед алтарем в храме Девы Марии, а позже буквально олицетворяет ее смелого рыцаря. Тут мы можем столкнуться и с настоящими земными героями стихотворений поэта, и с тяжелой душевной работой над своими чувствами. Герои испытывают глубокие эмоциональные чувства, которые пытаются выразить своими робкими словами и признаниями в любви. Главный рыцарь томно ожидает появления Прекрасной дамы, которая сильно затмевает любовные чувства, вызванные неуверенностью героя. К сожалению, рыцарь в тот момент явно чувствует себя недостойным ее. В стихотворениях Блок, пытается показать и выразить те эмоции, которые испытывает мужчина когда видит Прекрасную даму. Его нестабильное состояние, которое показывает все переживания и сомнения, вызванные тем, что он понимает как он не достоит даже внимания своего образа подражания.

Поэт на протяжении всего цикла стихов часто ставит на один ранг любовь земную и божественную. Блок, описывая прекрасные чувства обожествляет их как самые высокие чувства, не имея ничего общего с физическим влечением. В то же время, поэт приземляет описание состояния рыцаря показывая насколько сильно его влечение к образу Прекрасной дамы. На мой взгляд, главный герой с особым трепетом ждал каждую встречу с Прекрасной дамой, полностью осознавая, что он обычный приземленный человек, который во многом уступает образу его образа любви. Герой в тот момент полностью осознает, что он имеет обычные земные качества, свои недостатки и преимущества которые невозможно поставить в один ранг с чувствами с Прекрасной дамы. И в тот момент, герой задается вопросом сможет ли он совладать с тем бурным характером и «божественными» качествами которыми имеет у себя образ Прекрасной дамы для того чтобы завоевать ее сердце и душу. Характер буквально молится всему божеству, но выдержит ли он все эти препятствия до конца?

Герой, метаясь в своих сомнениях буквально мечется пытаясь дотянутся хоть немного до того образа, к которому он стремился. К образу, к которому как он считал, точно сможет завоевать сердце Прекрасной дамы. По моему мнению, в этот период жизни очень важен цикл лирических стихов Блока, на трансформацию которых повлияло творчество Вл. Соловьева. В стихотворениях поэт периодически восклицает «Приди!». Главный герой буквально кричит и призывает к себе хотя бы не на много приблизить образ и встречу с прекрасной дамой. В этот период ее образ олицетворяет в жизнь все те тайны которыми герой еще не готов делится с обществом.

Именно в этот период, Блок показывая весь сумбур чувств между героями, и практически не надеется на изменения в понятиях и принципах реальных людей. Изменить сложенные годами понятия людей, изменить качества человеческих душ, и поэтому он говорит: «Ты далеко, как раньше, так и сейчас..». В этот момент можно прочувствовать то отчаяние которое испытывает поэт пытаясь изменить человеческие души.

Блок, который на тот момент увлекся символикой, с особым трепетом и рвением старается показать читателю, что если он не по дет по пути светлым чувствам и настоящей любви, то все человечество может потерпеть крах. В его понятии любовь, доброта и искренность являются основополагающими факторами, которые сыграют решающую роль в будущем всего человечества. Но несмотря на все попытки главного героя завоевать сердце Прекрасной дамы, поэт верит что все может изменится в лучшую сторону.

Блок буквально передавал искренние переживания и описывал в творчестве. Весь цикл "стихи о Прекрасной Даме" можно охарактеризовать как чистую любовно-пейзажную лирику, как мистико-философский рассказ о пути поэта к Софии, то есть к мудрости, и пути мира к духовному преображению.

Свою раннюю лирику (1898—1900) Блок позднее ознаменовал под символическим знаком "Ante Lucem" ("Перед рассветом", "Перед Светом"). В его жизни в то время была пора темных надежд, юношеских преданий мечтаниям, долгих поисков Идеала, "неведомого Бога", духовных основополагающих законов жизни, затянутая пора блужданий по "предрассветным сумеркам". В то время в сердце Блока мелкими шагами, но уверенно сложилась его своеобразная поэтическая мифология, которую можно связать с символом той самой Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, и его безумными идеями изменениями в лучшую сторону мира.

На пороге 20 века, поэт испытывает чувства что совсем скоро, в его жизни все может измениться. Это ожидание для него очень томительно. Если проанализировать всю биографию поэта можно заметить как часто его настроения меняются на довольно депрессивный лад. Блок все чаще замечает как меняется состояние его души, понимая то что он не может целиком и полностью изменить и повлиять на общество. В этот период поэт стал тщательно изучать древнюю философию. Довольно сильно его увлекли учения Платона, в особенности его видение и понимание о духовности и сущности всего мироздания. Поэт стал разделять его точку видения и вносить это в массы. Он поверил в реальное существование «других миров», где происходит настоящее истинное бытие. Тут можно проследить, что такое видение характеризует всю романтическую идею во всем его лирическом цикле стихов о Прекрасной даме.

Именно с образа Прекрасной Дамы начинается стала возрождаться рыцарская поэзия, которая во всем своем проявлении возникла еще в 15 веке в Провансе. Весь цикл настолько сильно развила тему о средневековой жизни, что тут же можно было заметить все брызги древнего элинства. Куртуазная поэзия включила в себя баллады уличных трубадуров, королевских балов.

Прекрасная дама заняла в поэзии трубадуров такое же место, какое отводилось Мадонне в религиозной поэзии средних веков. Разница заключалась лишь в том, что Мадонна являла собой неприступный божественный образ, царивший на небесах, а прекрасная дама царила в сердце поэта и являлась лучшим украшением земли. Любовь к прекрасной даме переросла в величайшую нравственную силу, призванную преобразить человека, приобщенного к ней.

Поэт клялся своей «госпоже» в «вечной любви» и «нерушимой верности», признавал себя ее «вассалом». Воспетая трубадурами любовь оказала значительное влияние на мрачную поэзию средневековья. Она обострила чувство прекрасного, заставила иначе взглянуть на мир, увидеть красоту вечно живой природы:

«И столь любовь сильна,

И столь огня полна»

Что и Категория «вечной женственности» сыграла большую роль в гендерном дискурсе символистов, акмеистов, имажинистов, футуристов. Что касается поэзии русского символизма, то здесь духовно-нравственным ориентиром стала идеалистическая философия Владимира Соловьева о пришествии Вечной Женственности, перекликающейся с идеей Третьего Завета Д. Мережковского.

Работа В. Соловьева «Смысл любви» содержит в себе следующий тезис, который лег в основу мировосприятия и творчества младосимволистов:

«Смысл любви – ... небесный предмет нашей любви только один всегда и для всех один и тот же – Вечная Женственность Божия. Но задача человека не в том, чтобы ей поклоняться, а в том, чтобы реализовать и воплотить этот идеал как индивидуальный на земле».

Культ Прекрасной Дамы пронизывает всю раннюю лирику поэта. В 1897 г. Блок знакомится с К.М. Садовской, которая стала первым прототипом Прекрасной Дамы. Несмотря на этот земной прототип, Прекрасная Дама обожествлялась Блоком, стала для него идеалом вечной женственности.

Андрей Белый писал: «В первом периоде поэзии А. Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна отражающей целый лик его Музы. Она Дева, София, Владычица мира, Заря-Купина; её жизнь воплощает в любовь высочайшие задания Вл. Соловьёва и гностиков; превращает абстракцию в жизнь, а Софию – в любовь; и низводит нам прямо в душу странные концепции Василида и Валентина, связывает туманнейшие искания древности с ре лигиозно-философским исканием наших дней» [2: 267-283].

Революция открывает для Блока катастрофическую природу бытия и стихийный облик мира, обусловив резкую смену героини его лирики. В стихотворениях «Обман», «Легенда», «Последний день» речь идет об унижении и гибели женщины в жестоком мире буржуазного города. Мир, где правит Прекрасная Дама, отходит на второй план. Не последнюю роль в этом сыграло расставание Блока с Л.Д. Менделеевой.

Так, интересный женский образ встречается в стихотворении «На железной дороге»: деревенская девушка ходит встречать проезжающие поезда, мечтая об иной жизни, той, которая мчится мимо нее за стеклами вагонов: «Так мчалась юность бесполезная». И эта ненужная красота, эта бессмысленная жизнь оборвалась под колесами поезда.

Поэт все также обращается к любовной лирике. Яркий пример – стихотворение «Незнакомка», которое принадлежит к тому периоду творчества поэта, когда главными в его мироощущении были тоска, отчаяние и неверие. Образ женщины здесь выстроен по-новому, на противопоставлении двух миров.

Стихотворение начинается с описания обыденной жизни, реального мира пошлости и обмана:

«По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.»

Среди всего этого хмельного угара появляется незнакомка, чей романтичный образ, окутанный флером таинственности, привносит в описание окружающей действительности, низкой и грязной, нечто светлое, святое:

«И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна» [3].

Та, о ком пишет поэт, уже не та Прекрасная Дама, эфемерная и возвышенная, на ее место пришла земная женщина, не лишенная, однако, очарования. Ее образ контрастирует с упаднической атмосферой обыденности, заставляет поэта поверить в светлое начало жизни, само появление незнакомки – это внутреннее отрицание поэтом дисгармонии мира и безысходности жизни. Образ Музы А. Блока меняется на протяжении всего творческого пути поэта. Прекрасная Дама, почти святая, трансформируется в новый женский образ, который нам раскрывает стихотворение «Незнакомка». Эти стихи наполнены любовью к женственности как источнику красоты и цели всех высших переживаний прекрасного в искусстве и вне его.

Итак наиболее главенствующим из событий в жизни Блока стало знакомство в 1901 г. с творчеством философа и поэта Вл. Соловьева. В то время поэту буквально открылись все источники его темных и тяжелых переживаний, и в тот момент все стало на вои места в понимании понятии "мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века". В тот период под влиянием Вл. Соловьева поэта все сильнее захватила идея о воплощении Идеала в земной действительности.

Он тогда уверовал в свою возможность буквального соприкосновения идеального ("иного") и реального миров. Все то, что происходит "здесь", на земле,— это, по словам Вл. Соловьева, "только отблеск, только тени от незримого очами".

Ожидание грандиозного преображения все теснее связывалось в его сознании с нисхождением на землю Вечной Женственности. Явлению Ее, Таинственной Девы, должны предшествовать некие знаки, доступные лишь духовному взору избранных, "посвященных". Поэту чудятся небесные и земные "видения". Чаяние преображения мира достигло кульминации "мистическим летом" 1901 г. в Шахматове, подмосковном имении, где он проводил летние месяцы.

В тот период времени Блок уже верил в то, что на земле же существует реальный олицетворенный образ Вечной Женственности, о котором так рьяно мечтал Вл. Соловьев.

В то же время реальный роман влюбленных протекал довольно напряженно: Прекрасная дама проявляла себя холодно и практически неэмоционально, с его отчаянными чувствами, в некоторые моменты образ героя посещали мысли о самоубийстве, с муками неосуществимых надежд, душевными тревогами, реальной и "мистической" ревностью. Наконец 7 ноября 1902 г. Блок получил "царственный ответ": Любовь Дмитриевна согласилась стать его женой. Сразу же после этого события было написано стихотворение "Я их хранил в приделе Иоанна...", открывшее новую главу "лирического дневника" Блок (цикл "Распутья").

В 1901 г., который сам поэт считал для самого себя в жизни "исключительно важным" и определившим его судьбу, в тот момент Блок перешел с юридического на историко-филологический факультет Петербургского университета. С начала 1900-х гг. постепенно расширяется круг блоковского общения – М. С. Соловьев (брат Вл. Соловьева) и его жена О. М. Соловьев, 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский, которые активизировали его интерес к религиозно-общественным и эстетическим проблемам. В руководимом Мережковскими журнале "Новый Путь" в 1903 появилась первая подборка стихотворений Блока ("Из посвящений").

В том же году в 3-й книге альманаха "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (заглавие предложено В. Брюсовым). В январе 1903 г. Блок вступает в переписку с Андреем Белым, с которым его сближали сходная мистическая настроенность, родство духовных поисков, верность соловьевским заветам. В январе 1904 г. Блок с женой (бракосочетание состоялось в августе 1903 г.) совершил поездку в Москву, где встретился с Андреем Белым, В. Брюсовым, К. Бальмонтом.

В 1904 г. Блок получил от московского издательства "Гриф" предложение издать сборник стихотворений. Книга под названием "Стихи о Прекрасной Даме" вышла в октябре 1904 г. (на титульном листе — 1905). К моменту выхода сборника Блок уже далеко отошел от тех идей и мотивов, которые составили его поэтическое содержание, они уже стали как бы "прошлым" в духовном развитии художника. Период "Стихов о Прекрасной Даме" (1901—1902) сам Блок позднее образно назвал "мгновением слишком яркого света".

Заключение



Для А. Блока А.  его любовная история с Л. Д. Менделеевой стала музой: Л. Менделеева стала вдохновительницей поэта. Соловьев оказал влияние тем, что его любимая женщина не только идеализируется на протяжении всего цикла в художественной форме, но и описывается божественной фигурой.

Также история Блока и Менделеевой отлично показывает то, как фривольно поэты интерпретировали в своем сознании и развивали идеи Соловьева. Прежде всего это проявляется в том, что космическая сила Софии сужается в фигуру музы поэта и что идея мирового синтеза отодвигается в сторону по сравнению с задачами эстетической конструкции. Вообще в символистской практике Соловьевская категория фемининного (София, Вечная Женственность и т. д.) чаще всего совпадает с категорией музы. Есть, однако, и другие примеры.

Из области общественных и эстетических идей можно, например, указать на воззрения Гиппиус и Мережковского, которые подчеркивали мысль о синтетичности и соединении полярностей во всех сферах общественной и частной жизни

На связанность всего со всем указывает и само название «символизм» (слово «символ» в греческом языке обозначает соединение) — термин, который появился в русском литературном обиходе именно благодаря брюсовским сборникам «Русские символисты». Хотя примером для Брюсова являлась французская литература, его идеал синтеза сходен с философией Соловьева.

Список литературы





  1. Е.Н. Трубецкой «Знакомство с Соловьевым».

  2. Е.Н. Трубецкой «Личность В.С. Соловьева». (Первая глава из книги "Миросозерцание В.С. Соловьева")

  3. Е.Н. Трубецкой «К вопросу о мировоззрении В.С. Соловьева (По поводу статьи Л.М. Лопатина)»

  4. А.А. Блок «Рыцарь-монах»

  5. А.А. Блок «Владимир Соловьев и наши дни»

  6. Белый А. Начало века. М., 1990.

  7. Белый А. Поэзия Блока; «Ветвь». Сборник Клуба московских писателей. М., 1917.

  8. Блок А. Стихи. URL: http://blok.lit-info.ru/book/stihi.

Алексей Харитонов


написать администратору сайта