Внеклассное мероприятие %22Традиции и культура народов Дагестана. Проектор, презентации, демонстрация национальной одежды, традиционная пища
Скачать 37.86 Kb.
|
Внеклассное мероприятие: Традиции и культура народов Дагестана. Цель: 1. Образовательная; изучение прогрессивных традиций народов Дагестана с целью их возрождения и сохранения в сознании и поведения каждого дагестанца. 2.Воспитательная; формирование у учащихся таких ключевых понятий, как честь, совесть, терпение, мир, согласие, добропорядочность. 3.Развивающаяся; научить учащихся использованию в своей будущей жизни традиционных ценностей и поставить их на службу обществу. Оборудования: плакаты по теме, проектор, презентации, демонстрация национальной одежды, традиционная пища. План: 1.Приветствие, стихи Р. Гамзатова и Ф. Алиевой. 2.Этикет.Традицииуважения старших. Сценки» Закон уважения» 3.Дагестанское Гостеприимство. Сценка « Ленивая жена», и народный фольклор, сказки и притчи. 4.Национальная одежда и пища (демонстрация) 5.Духовная пища; колыбельная песня, танец лезгинка. Вступительное слово учителя: Дагестан богат своими традициями, промыслами культурой, а самое главное своими жителями. Мы гордимся своими поэтами, писателями, учеными, художниками, скульпторами, космонавтами. Мы должны знать историю своей Родины, своего народа Дагестан, все, что люди мне дали, Я по чести с тобой разделю, Я свои ордена и медали На вершины твои приколю. Посвящу тебе звонкие гимны И слова, превращенные в стих, Только бурку лесов подари мне И папаху вершин снеговых! Ведущая 1: Ассаламуалейкум! Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро. Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном краю -многонациональном Дагестане. Дагестан - это родина более 100 равноправных народов, которые жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой и никогда никому не давали себя в обиду. Ведущая 2:Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи мелодиями и танцами. Культура учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитание старших, Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца. Ведущая 1:Наше мероприятие посвящено традициям и культуре народов Дагестана. Сегодня мы представим фундаментальные традиции народов Дагестана. Это традиция уважения старших, традиция гостеприимства, традиции общения и этикет. А также продемонстрируем одежду, песенную и танцевальную культуру. И, конечно, пищу народов Дагестана. Расул Гамзатов Трусоватого мужчину Если встретишь где-нибудь Знай, что он не дагестанец Не из Дага держит путь. Дагестанские мужчины Мелкой дрожью не дрожат Своей доблестью и честью Больше жизни дорожат! Наши девушки стыдливы Ходят плавно как луна След в пыли не остается И походка не слышна. Если в дом нагрянут гости, А хозяева при том Чешут сонные затылки Улыбаются с трудом Знай, они не дагестанцы Не из Дага их родня В Дагестане жить не станет Их семейка и полдня! Пусть придет хоть вся планет В очаге у нас огонь Никогда не охладеет Для гостей его ладонь. Знай же, друг, что это пламя Выражает существо. Дагестанцы, дагестанки, Дагестана моего. Фазу Алиева Законы гор В горах моих родных Не писаны законы Во все века Никто их не писал Никто из них томов Не составлял -Натуры горцев К этому не склонны Но если в очаге У одного лишь горца Еще хранится Искорка огня, Она из ночи в ночь День изо дня Из очага в очаг передается И если в сундуке У одного лишь горца Еще хранится горсточка муки, Ее на все хватает очаги, И в каждом доме Свежий хлеб печется. И если юношу В дорогу провожают А проводу выходит весь аул. А если кто в ауле захворает Покоя не находит весь аул. Ведущая 2: Дагестан является одной из наиболее многонациональных республик нашей страны. Пожалуй, ни в одном другом Регионе России не сосредоточено так много народностей и этнических групп, как здесь. Ведущая 1:По этнической пестроте и языковой дробности Дагестан представляет собой исключительное явление, сложный, своеобразный мир даже на фоне многонационального Кавказа.Поразительная этническая мозаичность, языковая дробность послужили основанием для наименования этой части Кавказа не только «страной гор», но и «горой языков». Ведущая 2: В нашей республике на сравнительно небольшой территории проживают представители 70 национальностей нашей страны, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических групп, отличающихся друг от друга по языку и особенностям многовековой материальной и духовной культуры. Ведущая 1:Это аварцы и близкородственные им андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, арчинцы, даргинци и близкородственные им кайтаги и кубачинцы; лакцы, кумыки, ногайцы, азербайджанцы, горские евреи, таты. Ведущая 2: Все эти народности трудятся бок о бок с представителями проживающих в Дагестане других народов (русских, украинцев, чеченцев ...). На формирование особенных черт материальной культуры определенное влияние оказали естественно - географические факторы. Ведущая 1:Много веков прожили горцы в горах и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя. Яркий пример тому различные традиции взаимопомощи у народов Дагестана. Благодаря этим традициям, каждый чувствовал свою защищенность. Ведущая 1: Эти традиции знает каждый дагестанец: На помощь надо приходить вовремя и со всеми, а закончив работу нельзя хвалить себя и самое главное- никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи. «Сделал добро-забудь, получив добро- помни всю жизнь». Ведущая 2:Одной из особенностей всех народов Кавказа было и остается уважительное отношение к представителям старшего поколения. Уважение и почтительное отношение к старшим по возрасту, воспитывалось в каждой дагестанской семье с раннего детства. Оно начиналось с уважения к родителям, старшим братьям и сестрам. Ведущая1: По правилам дагестанского этикета предписывалось вставать, когда в комнату входил старший или проходил мимо, уступать место, первым здороваться, предлагать свою помощь. Считалось дурным тоном вмешиваться в разговор старших, шутить с пожилыми, обращать внимание на их недостатки, обращаться по имени. Ведущая 2: Ребята подготовили поучительные и шуточные сценки из жизни горцев. Давайте посмотрим. (сценка: «Закон уважения» , «горцы от ума-уважуха» ) Ведущий 1: Традиция человечности дагестанской семьи - это традиция гостеприимства. Познакомимся с правилами гостеприимства. Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!». Всаднику, старшему по возрасту, помогают слезть с коня, выйти из машины, поддерживают ношу, помогают отнести в дом, помогают снять одежду, снаряжение. Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин садится рядом, спрашивает о здоровье, о состоянии его духа, о родственниках и близких, об общих знакомых, потом спрашивает о новостях. Стол для гостей накрывают быстро лучшей едой из того, что есть в доме. Перед едой предлагают гостю помыть руки. Сажают на почетное место. Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и лучше. Нельзя съесть свою порцию раньше гостя. Постель для гостя готовят в спокойной уединенной комнате, пожелав «Спокойной ночи!». Гостя, покидающего дом, хорошо и сытно кормят, помогают умыться, одеться, сесть на коня. Провожают до края аула, за ворота дома. Расставаясь, желают: «Счастливого пути! Всяческих благ!». Настоятельно просят заходить еще. О кавказском гостеприимстве конечно же знают все . В следующей шуточной сценке ребята покажут к чему может привести не желание соблюдать традиции. СЦЕНКА «РАЗГОВОР МУЖА С ЛЕНИВОЙ ЖЕНОЙ» ( жена неохотно метет пол, входит муж) Муж - Ишь сколько пыли в доме развела! Того гляди я задохнусь в пыли нагрянет гость к нам, через пол часа не выдержав он плюнет нам в глаза. Жена –(бросает веник) Клянусь, не помню я такого дня, чтоб ты мой муж не упрекнул меня. Коль гостя ждешь, предупреди о том, и накануне приберу я дом. Муж – Мне на работу уходить пора. А ты к обеду будешь так добра, нам приготовь бул- баш, да по вкусней, ещё вчера я пригласил гостей. (муж оборачивается, возвращается) Жена - Прости меня! прошу я, сделай милость, беда у нас не добрая случилась, купил ты мяса 3-кило да вот, всё до последнего куска сожрал соседский кот. (муж начинает злиться) Муж – не будь ленивой ты до тошноты! Наверно похудели все коты. Коль мяса нет, то пусть взамен бул -баша, молочная нас будет ждать к обеду каша. Жена – Я надоила молока с вершок, всё остальное высосал телёнок… и дом не прибран, паутина всюду, знай, при гостях краснеть я буду. Муж – Жена моя! С тобой одно мученье, испытываешь ты мое терпенье! Невольно позавидуешь соседу. Пожарь хотя б яичницу к обеду. Жена – Кричать не нужно, ругать, меня нет никакого проку. Не на меня кричи, а на сороку. На чердаке сорока побывала, яички из корзины все украла. Муж – (сильно топает ногой ) Ну хватит! Знай такая мне жена, отныне в доме больше не нужна. Иди, зови свидетелей сюда, я расхожусь с тобою навсегда!!! (жена испугано закрывает уши) Жена – поверь! Я до обеденной поры дом приберу и выбью все ковры, поставлю мясо и сварю обед. Дай руку мне , сердиться смысла нет. (стих: Ну и парень смех и грех). Ну и парень, Смех и грех. Ты - посмешище для всех. Если встретишься с джигитом, Сходен ты с котом побитым. Встретится тебе герой, Ты как мышь перед горой. Только в споре с хилой бабой Ты могучий, а не слабый. Если пред тобой калека, Ты похож на человека Аварская сказка: Ответ старика Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил: - Сколько тебе лет, старик? - Восемьдесят. - А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева? - Через сорок - ответил старик. Путник усмехнулся: - Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева? Старик ответил: - Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются дети и внуки. Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь. Ведущая 2:Известно, что Дагестан - это край резких природных контрастов, большого числа естественных географических зон. Здесь можно встретить и выжженные солнцем полупустыни, и поля вечных снегов и ледников, вздымающиеся ввысь монолитные громады горных хребтов, и обширные низменности.Дагестан граничит на юго-востоке с Азербайджаном, на юго-западе с Чечней и Ингушетией, на северо-западе со Ставропольем и на севере с Калмыкией. Восточные границы республики омываются Каспийским морем. Основными отраслями сельского хозяйства народов Дагестана были земледелие с садоводством и скотоводство. Причем население гор было занято на отгонном скотоводстве, а равнины - на производстве зерна. Ведущая 1:Дагестан с древнейших времен славился богатством произведений декоративно - прикладного искусства. Изделия ручного ковроткачества, обработка цветных и драгоценных металлов, в том числе изготовления оружия, украшений, обработка дерева, слоновой кости, гончарное производство получили широкую известность за пределами Дагестана. Ведущая 2:Дагестанцы повсеместно обрабатывали кожу, овчину, шерсть, а в ряде районов еще растительные волокна и шелк. Большое развитие получило производство тканей из шерсти, хлопка, конопли. Данные археологии свидетельствуют о том, что производство тканей было известно горцам Дагестана еще в глубокой древности. Ведущая 1:На сегодняшнем мероприятии мы будем говорить в основном о женской одежде. Женская одежда народов Дагестана XIX - начале XX вв. представляла собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовые гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.В далеком прошлом, когда складывались и развивались локальные особенности материальной культуры, женщина редко выезжала из своего аула. Ведущая 2:Шили и украшали одежду сами женщины, Они создавали моду, фасоны, проявляя свое творчество, умение, талант, художественные и эстетические. Не удивительно, что эти многокрасочные, своеобразные костюмы вызывали восторг путешественников разных времен. При всем многообразии женского костюма, наиболее важные его элементы (туникообразное платье-рубаха, распашное платье, некоторые виды шуб, головных уборов и т. д.) по покрою являлись едиными, если не для всего Дагестана, то для определенных микрорайон Ведущая 1:А теперь мы представляем вашему вниманию кумыкский костюм. Ученица 1:Нарядное платье - къабалай. Наиболее широко оно бытовало у кумыков, у других народов Дагестана встречалось редко. Покрой его близок к покрою распашного платья. Шилось в основе распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имел и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным.Главное отличие заключалось в том, что къабалай имел спереди вставку - алдалыкъ, шириной 30-60 см., чаще из той же ткани, что и само платье, но иногда из ткани другого качества и цвета. Эта вставка от подола до пояса вшивалась в юбку, выше же пристегивалась. В целом же вставка вшивалась таким образом, что напоминало отдельное нижнее платье. Къабалай имел двойные рукава: нижние — узкие, по руке с разрезом у запястья, застегиваемые на мелкие пуговицы, узелковые петли, и верхние - широкие, длинные и, как правило, откидные, несколько расширенные книзу с округленными или прямоугольными концами.На голове они носили легкие шарфы из шифона. Шарф набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висячими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец шарфа забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо. Ведущий 2:Представляем лакский стиль одежды (играет лакский мотив) Ученица 2:Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые -темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а так же длинные узкие штаны "х1аджак". В некоторых обществах (Вицхи, Куба и др.), граничащих с Аварией, лачки у андалалским аваркам, руоаху по талии подтыкали в штаны. С конца XIX века некоторое распространение получают платья: отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа и распашное бузма, так же отрезное: с узким лифом и широкой юбкой. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементов костюмного комплекса. Головной убор "бак1бахьу" "чутха". Поверх него носили платки "голмелли" сложив треугольником, или покрывала -полотенце украшенное вышивкой. Ведущая 1:Представляем лезгинский комплект костюма.(на экране демонстрируется лезгинский костюм). Ученица 3 :Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, голубого, а так же белого цветов. Черное обычно носили в период траура, а так же глубокие старухи; кроме того, будничная одежда так же нередко была темного цвета. В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма Повседневный женский костюм состоял из длинного ситцевого платья -рубахи переем , бегьрем либо туникообразного покроя, либо отрезного по линии талии, с широкой юбкой, длинных ситцевых штанов вахчаг , верхнего распашного платья, мешкообразного головного убора шуткъу и большого квадратного платка из шерсти, шелка. Основным видом обуви лезгинок были богато орнаментированные шерстяные вязаные носки и чулки кемечар , которые женщины в домашних условиях носили без верхней обуви, подшив для практичности сафьяном. Ведущая 2:Одним из комплексов одежды народов Дагестана является аварский костюм, (на экране демонстрируется аварский костюм). Ученица 4:Длинная (до пят) и широкая нательная рубаха туникообразного покроя под названием гурди, являлась широко бытовавшим элементом и составляла основу костюма аварки. Она служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах.Штаны для повседневного ношения шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета ( чаще из крашенных в темный цвет бязи и более плотных хлопчатобумажных тканей). Платья подтыкали с боков в штаны или в специально для этого завязанный шнур, так что она укорачивалась почти да колен.Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба, и как правило, свисала с затылка вниз (по спине) в виде накосника. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Носили чухту, не снимая ни днем, ни ночью. Выходя из дома, а при посторонних и в доме, женщина обязательно поверх чухты накидывала покрывало или платье. Среди женских костюмов особое место занимает костюм аваро-андо-дидойских народностей, отличающийся, в свою очередь, многовариантностью.В целом костюм женщин этой группы народностей присуще простота покроя, в основном темный колорит, оживляемый яркими дополнительными и красочными массивными украшениями.У андиек длинные и широкие платья - рубах кванно чаще из черной ткани, или из темной, черные штаны ошкъоги , заправляемые в сапоги, цветная чухта с высоким выступающим надо лбом седлообразным корпусом и длинным полотнищем на подкладке, свисающим по спине, большое белое покрывало к1ази, носимое поверх чухты, войлочные и кожаные сапоги чакмагьол .Андийки не носили матерчатых поясов, а затыкали рубаху в штаны.Поверх повседневного платья бежтинки носили матерчатые передники. Передник украшался тесьмой, застроченным орнаментом, а в нижней части -узкими лентами, расположенными горизонтальными линиями, напоминающими радугу, цветными аппликациями. Традиционной обувью была вязанная шерстяная орнаментированная обувь. Ведущая 1:Своеобразной была одежда даргинок, (на экране даргинский костюм). Ученица 5:Платье на кокетке длинное. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. На голове — чухто, поверх которого одевается покрывало-полотенце. Покрывало представляет собой длинное и широкое полотенце, надеваемое, как правило, поверх чухты. В пределах Даргинии производили покрывала из хлопка, шелка. Самыми большими считались поксрывала -"дик1а" - от 2,5 до 3,5 м. длины и до 1,5 м. ширины. Штаны с широкими штанинами. Край штанины для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой. На ногах носили кожаные чувяки. В целом будничный костюм даргинки представлял собой своеобразный вариант общедагестанского горского костюма. Характерными для него являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, многоцветность головных покрывал, нарядность общего вида усиливаемая многочисленными украшениями. Рубаха туникообразного покроя (разной расцветки, предпочтительно бордовый, зеленый, коричневый), узкие черные штаны, короткая цветная головная повязка чуткъа из разноцветных кусков, с черной полосой в налобной и теменной частях, белое, часто украшенные вышивкой золотом покрывало "к1аз". Особенно тщательно отделывала свой "к1аз" кубачинка. В отличие от всех других горянок, она покрывала его шелковой или золотой вышивкой, орнаментом растительного характера.На один конец его кубачинки нашивали широкую кайму с бахромой. Вышитую золотыми или серебряными нитками или привозную.Привозная, готовая для отделки кайма пришивалась к нарядному "к1азу" и вдоль который обрамлял лицо и свисал по спине. Каждая кубачинка, подчиняясь закону моды, обязательно должна была иметь хотя бы один "к1аз" с дорогой отделкой,а знатные женщины имели их целую дюжину: с золотой и серебряной каймой и бахромой, вышивкой, из разных белых тканей - шелка, батиста. Ведущая:В настоящее время одежда народов Дагестана представляет своеобразное сочетание местной традиционной и городской современной одежде: сохраняя элементы старинного костюма, дополнили его новыми формами, отвечающим современным культурно-эстетическим вкусам и представлениям.В последние годы возрождается интерес к многовековой культуре народов республики. При всех прогрессивных изменениях, свидетелями которых мы являемся, бережное отношение к лучшим образцам материальной культуры, в частности, традиционной одежды - одна из актуальных задач, стоящих перед историками культуры. Сценка "Хорошая традиция" Музыка - Лакский мотив На сцене две сестры, одна городская, впервые приехавшая в село Сайда, а другая сельчанка Патимат. Действие происходит в ауле. К сестрам подходит аулъчанка их сверстница и здоровается. Аульчанка: - Бивзрав! Мои дорогие! Патя: - Иннагу бивзрав! Сайда - Не легче сказать " привет"? Патя: - Нет, это у Вас в городе отвечают так, а у нас в ауле принято здороваться так, как надо здороваться лачкам. Мужчины здороваются: "Ассаламуалейкум!", что означает "Да будет мир над вами!", во всех случаях отвечают: "Ваалейкум вассалам!", т. е. "И вам мир!" Сайда:_-_Ты_мне_говорила,_что_в_ауле_из_родственников_наших_живет_один_дядя_Курбан_со_своей_семьей.Мать:_-_Ну_да,_а_чтоСайда'>Сайда:_-_Очень_нравится.Автор_:Приехала_Сайда_домой_в_город.Мать'>Сайда:_-_Ну,_теперь_я_точно_знаю,_как_надо_приветствовать_аульчан.Автор:_-_Проходит_сельчанка_в_национальной_одежде.Сайда'>Сайда:_-_А_кто_должен_первым_приветствоватьПатя'>Сайда: - А кто должен первым приветствовать? Патя: - Приветствовать надо четко и ясно. Младший должен первым приветствовать старшего, мужчина первым должен приветствовать женщину, входящий приветствует присутствующих, хозяин приветствует гостя, здоровый - больного, уходящий прощается с остающимися. Сайда: - Ну, теперь я точно знаю, как надо приветствовать аульчан. Автор: - Проходит сельчанка в национальной одежде. Сайда: - Патя, мне так стыдно, но я даже не знаю, как называется наша национальная одежда. Патя: - Конечно, тебе должно быть стыдно, ты ведь лачка! И не знаешь о лакской одежде, культуре и обычаях.Одежда лачек была более своеобразной, отличалась богатством украшений. Женский головной убор является очень важной частью одежды. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементом костюмного комплекса. Головной убор " бак!бах1у ", " чутха ". Поверх чутхи одевали голмелли . Платье должно быть свободным, что бы скрывать строение фигуры, или надевали платье, отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа. Неотъемлемой частью были узкие штаны "х1ажак" - Ну, как Сайда, нравится? Сайда: - Очень нравится. Автор: Приехала Сайда домой в город. Мать: - Ну, как, доченька, понравилось тебе в горах? Сайда: - Отдохнула хорошо, но я не понимаю, мама, почему ты меня обманула. Мать: - А в чем дело? Автор: Удивилась мать такому обвинению. Сайда: - Ты мне говорила, что в ауле из родственников наших живет один дядя Курбан со своей семьей. Мать: - Ну да, а что? Сайда: - Оказалось, что в ауле все друг другу родственники. Мать: - Не понимаю. Толком объясни. Сайда: - Когда мы с Патей выходили на прогулку, всех встречных она называла тетями, дядями, дедушками, бабушками, братьями и сестрами, а ты мне не говорила, что у нас в ауле так много родственников. Почему? Мать: - Знаешь, доченька, это такая традиция у аульчан. Чтобы расположить к себе людей, они друг другу говорят: "дедушка", "бабушка", "дядя", "тетя", а к своим сверстникам обращаются со словами: "сестра", "брат".Старшие обращаясь к младшим говорят: "сын мой", "хорошего отца сын". Сайда: - Вот как! Сайда: - Хорошая традиция. Теперь я тоже буду обращаться к старшим и к своим сверстникам. Мать: - Я очень рада, дочь моя! Ведущая 1:Традиционную национальную структуру в целом сохраняет и пища дагестанцев. Пищевой рацион их, в основном, составляли продукты животноводства и земледелия, которые пополнялись Съедобными растениями и дикорастущими травами, что напрямую связано с природно-географическими особенностями края, где проживают дагестанцы.Традиционными угощениями дагестанцев является пища из мучных и мясомолочных продуктов. Самым распространенным блюдом является хинкал. Ведущая 2:Но каждый народ готовил его по-своему .И мы предлагаем его вам опробовать и определить, так чей же хинкал вкусней, а также и другие традиционные блюда наших народов.(ученицы в традиционной одежде выносят блюда и угощают гостей) Ведущая1: В воспитании дагестанского человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь- от самого рождения до самой смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. (исполняется колыбельная песня). Ведущая2:Дагестанская народная музыка своей мелодичностью приводила в восторг многих. Близкие сердцу каждого горца мелодии сопровождаемые чабанской свирелью, чунгуром, зурной, дудукой, вырожают искреннюю любовь к родине, красоте величественных гор. Ведущая 1:Мудрецы говорят, если хочешь узнать душу народа, прислушивайся к его народной песне, всмотрись в его народный танец. Ведущая2:Что мы вам и предлагаем сейчас сделать. Танец-лезгинка. Горец клянется: человеком родился - человеком умру! Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека. Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня. Об ауле, в котором нет порядка, неряшливом, непутевом горцы говорят: - Человека там нет! Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: - Там есть человек. Хороший человек тот, кто говорит правду и не поддается гневу. Хозяин земли тот, кто ее пашет. У кого летом не будет кипеть мозг - у того зимой не будет кипеть котел. Мудрый дагестанский народ придумал много пословиц и поговорок: Дом, куда не ходят гости - несчастный дом. Делай для друга учись для себя. Доброе имя лучше сокровищ. Бедняк живет, как может, а богач - как может. Если говорящий глуп, хотя бы слушатель должен быть умным. Если даже рот кривой, на сходе богатый говорит. Если соседи хорошие, то и слепая девушка замуж выйдет. Если тебя не слушают, лучше сидеть молча. Крапиву рвать лучше чужими руками. Не подходи к чиновнику, когда разбогатеешь, он сам к тебе придет. Овечий язык ешь, а человеческого берегись. Около золота и железо блестит. Хороший камень из аула не выносят. У кривой палки не бывает прямой тени. |