учебник по паскалю. Программа 5 Алгоритм 5 Свойства алгоритма 6 Формы записи алгоритма 6
Скачать 2.21 Mb.
|
ЗаключениеИзучение алгоритмических языков высокого уровня было и остается важным элементом в подготовке специалиста, чья профессиональная деятельность связана с информационными технологиями. Теоретический материал и многочисленные примеры программ, приведенные в этом пособии, позволяют автору рассчитывать, что оно окажется полезным для всех, кто приступает к изучению увлекательной науки программирования. Приложение 1. Таблицы ASCII-кодов символов для операционных систем DOS и WindowsЧтобы понять, как хранится информация в ЭВМ, нам придется вспомнить ряд терминов. Минимальная единица измерения информации -- один бит. Бит -- это двоичный разряд со значением "0" или "1". Очевидно, почему разработчики первых ЭВМ остановились на двоичной системе счисления. Числа в этой системе легче всего представить физически -- допустим, нулю соответствует состояние "не намагничено" участка магнитной ленты, а единице -- "намагничено", или нулю -- состояние "нет сигнала", а единице -- "есть сигнал" в некоторой линии связи. Вся информация в компьютере хранится в числовой форме и двоичной системе счисления. Поскольку с помощью одного бита можно представить всего 2 различных значения, минимальной передаваемой или адресуемой единицей информации является байт, представляющий собой совокупность 8 бит. Более крупными единицами измерения данных являются килобайт (Кб) =1024 (210) байта, мегабайт (Мб) =1024 килобайта и гигабайт (Гб) =1024 мегабайта. Для ориентировки можно сказать, что если на странице текста помещается в среднем 2500 знаков, то 1 Мб -- это примерно 400 страниц, а 1 Гб -- 400 тысяч страниц. Легко понять, сколько различных значений может быть представлено с помощью N бит -- это число равно 2N. Таким образом, в один байт "уместится" 28 = 256 различных значений. Для обработки на компьютере вся нечисловая информация должна быть преобразована в числовую форму. Так, для компьютерной обработки текста каждая буква при вводе кодируется определенным числом, а при выводе на внешние устройства, такие как монитор или принтер, по кодам символов строятся соответствующие изображения букв. Соответствие между набором символом и кодирующими их числами называется кодировкой символов. Как правило, код символа хранится в одном байте, поэтому коды символов могут принимать значения от 0 до 255. Такие кодировки называются однобайтовыми. Основной символьный набор компьютера -- это стандартная для IBM-совместимых машин однобайтовая кодировка ANSI, называемая также ASCII-кодом (читается "аски-код"). В двухбайтовой кодировке Unicode (Юникод), предлагаемой в настоящее время в качестве общемирового стандарта, символ кодируется двумя байтами, таким образом, коды символов могут принимать значения от 0 до 65535=216 различных символов. В этой кодировке имеются коды для всех букв алфавитов множества языков, математических, декоративных символов и т. д. На рис. П1 представлены две основные русскоязычные кодировки, известные как DOS-866 и Windows-1251. С первой работает среда Турбо-Паскаль и все программы русифицированных версий DOS, со второй -- все приложения русифицированных версий Windows. Чтобы узнать код символа, достаточно к числу десятков из первого столбца приписать число единиц из первой строки. Так, код буквы "Z" в обеих кодировках равен 90. Символы с кодами меньше 32 -- непечатаемые, это такие символы, как перевод строки, возврат каретки, табуляция, поэтому они не вошли в таблицу. Код пробела равен 32. Обратите внимание, что первые половины кодовых таблиц (символы с кодами меньше 128) совпадают как в этих двух кодировках, так и во всех остальных. Рис. П1. Кодировки Dos и Windows Приложение 2. Основные директивы компилятора Паскаля{$A+} -- включить/выключить выравнивание по словам. {$B+} -- включить/выключить полное вычисление булевых выражений. {$С MOVEABLE DEMANDLOAD DISCARDABLE} --управление сегментом кода (только режимы Windows и Protected):
{$D+} -- включить/выключить отладочную информацию. {$E+} -- включить/выключить эмуляцию сопроцессора вещественных чисел. {$F+} -- включить/выключить FAR-вызовы по умолчанию. {$G Имя_модуля1, Имя_модуля2, ...} -- включить в проект указанные модули Unit (только режимы Windows и Protected). {$G+} -- включить/выключить генерацию кода процессора 80286. {$I Имя_файла} -- включить исходный текст файла *.pas в программу. {$I+} -- включить/выключить контроль операций ввода-вывода. {$K+} -- включить/выключить оптимизацию вызовов подпрограмм (только Windows). {$L Имя_файла} -- включить файл *.obj в программу на этапе сборки. {$L+} -- включить/выключить генерацию MAP-файла. {$M Стек, Хип-минимум, Хип-максимум} -- указать размеры стека (1024-65520) и хипа (0-655360) для программы в байтах. {$N+} -- включить/выключить поддержку сопроцессора 80x87. {$O+} -- включить/выключить поддержку оверлеев. {$O Имя_модуля} -- подключить оверлейный модуль (unit). {$P+} -- если директива включена, строки "открыты" ("закрыть" для совместимости со старыми версиями). {$Q+} -- включить/выключить контроль переполнения для арифметических операций. {$R+} -- включить/выключить контроль переполнения для порядковых величин. {$R Имя_файла} -- подключить файл ресурсов *.res (только Windows и Protected). {$S Размер} -- указать размер сегмента кода (только Windows и Protected). {$S+} -- включить/выключить проверку переполнения стека. {$T+} --включить/выключить контроль типов указателей. {$V+} -- включить/выключить строгий контроль длины строк. {$W+} -- если режим включен, генерируются начальный и завершающий код для far-функций и процедур. {$X+} -- включить/выключить расширенный синтаксис. {$Y+} -- включить/выключить генерацию таблицы перекрестных ссылок. |