дкп. Программа по Духовному краеведению Подмосковья. Реализация учебной программы обеспечивается учебником Шевченко Л. Л. Духовное краеведение Подмосковья
Скачать 0.82 Mb.
|
1 2 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Духовное краеведение Подмосковья» для 8 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования Московской области, /автор Л.Л. Шевченко 2007 г./ и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) основного общего образования по Духовному краеведению Подмосковья. В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю). Тип программы: базовая программа по «Духовному краеведению Подмосковья». Реализация учебной программы обеспечивается учебником Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура религии (Православие)). Учеб. пособие /Под ред. Л.Н. Антоновой. – 2-е изд. – М, 2007., включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Форма организации учебных занятий: классно – урочная. Целью программы «Духовное краеведение Подмосковья» является изучение истории христианской православной культуры на землях Московского края, представленной в традициях людей, объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. Культурологическое содержание предмета Духовное краеведение Подмосковья позволяет раскрыть школьникам смысл понятий: «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории. Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально- педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Задачи учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» В процессе обучения предмету «Духовное краеведение Подмосковья» ставятся следующие задачи: формирование у школьников знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли; 3 формирование знания о христианской нравственной культуре; о понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствовать решению задач духовно - нравственного воспитания школьников; формированию качеств патриотизма и гражданственности; ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры; интересу, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья. Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся: Показателями освоения курса Духовное краеведение Подмосковья в 8 «А», «Б», «В» классах учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. Называть, характеризовать, знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия – Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Сопоставлять, сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия – Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Объяснять, раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры – Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и 4 духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Называть, характеризовать, знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия – Предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы. Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. В связи с этим, критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной творческой деятельности (сочинения, рисунки, разработанные маршруты духовного краеведения и т.д.), Основное содержание учебного предмета Духовное краеведение Подмосковья Тема 1. Введение в предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры) 5 Тема 2.Что такое «религиозная культура»? Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Тема 3. О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговополощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология – о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков. Тема 4. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Апостол Андрей Первозванный. Первые храмы и иконы на Руси. Проповедь христианства на Московских землях Тема 5. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых в поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых». Тема 6. Особенности православной культуры. Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязь разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители – ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. Два корня христианской православной культуры. Святая земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси. 6 Тема 7. Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры. Православие – традиционная культура России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте – даре любви, данному человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний Феодосий Печерские, святой воин – богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина. Тема 8. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира – Боговоплощение (Рождество Христово) – Распятие (Крестная жертва) – Воскресение Христово – создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Тема 9. Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается 7 смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни? Тема 10. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Храм - дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме. Тема 11. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? История возникновения первой иконы Иконописный канон. Типы иконографии Христа и Богородицы. Как христиане сохраняли святыни. Духовная красота иконы. Тема 12. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных, духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении церковных книг. Монастыри – центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных произведений относятся к произведениям духовной литературы? Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл. Северное Подмосковье. К игумену Русской земли - преподобному Сергию Радонежскому. 8 Как формировалась духовная культура России? Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Житие преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий митрополит Московский. Благословение святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Помощники – священники Александр Пересвет и Родион Ослябя. Путешествие по святым местам родной земли — Троице-Сергиева Лавра. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Архимандрит Дионисий и старец Авраамий Палицын. Святыни Лавры. Соборы. Архитектурно-художественные ценности. Представление иконы «Троица». Преподобный Андрей Рублев. Как преподобный Андрей Рублев написал икону «Троица». Ученики преподобного Андрея Рублева. Росписи храмов Лавры. Из источников христианской духовной культуры - Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Крестное целование. Культурное наследие — роман ИС. Шмелева «Богомолье» о традициях жизни христиан. Русская духовная поэзия — о жизни святых. Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому. Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли — Саввино-Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино-Сторожевский монастырь в отечественной культуре. Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места Западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила. Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура монастыря. Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья — преподобный Герман Аляскинский, святитель Варсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье. 9 Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры — о великомученике Димитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий — о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры. Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий. Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно- художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память? Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др. Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православных христиан России. Ценности жизни современного человека. 10 Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс. Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества. Новомученики и Исповедники земли Российской. Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора- страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память. Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры 11 — история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы. духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Планируемые результаты изучения учебного предмета: приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников; обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации; воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества. Обучающиеся должны уметь: • общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам краеведческого анализа; выявлению предпосылок; анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации; способам самостоятельной работы. • Приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории и культуре своего края. В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи: - дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли; - дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества; - способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья. Основные понятия предмета. «Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды 12 обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории. Тематическое планирование по программе Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья», 8 класс Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области / Под ред. Л.Н. Антоновой. -3-е изд. – М., 2010 г. № урока Раздел и тема урока Часы Дата проведения 1. Введение в предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) 1 2 Тема 1.Что такое «религиозная культура»? 1 Тема 2. О чем рассказывает христианская православная культура? 4 3 О христианстве и его догматах 1 4. О православии Содержание православной религии. 1 5. О православии. Источники христианской духовной культуры. 1 6. Отражение христианского учения в русской поэзии разных веков. 1 Тема 4. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. 2 7. Крещение Руси в 988 году князем Владимиром. 1 8. Первые храмы и иконы на Руси. Проповедь христианства на Московских землях 1 Тема 5. Христианские святые. 3 9. Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. 1 10. Изображение святых в иконописи. Изображение святых в поэзии. 1 11. Какие святые почитались на землях Московского края. 1 Тема 6. Особенности православной культуры 3 12. Взаимосвязь разных видов христианского искусства. 1 13 13. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. 1 14. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Византийская христианская культура и православная культура Руси. 1 Тема 7. Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры. 4 15. История русского монашества. Монастырь в истории христианской православной культуры. 1 16. Святые Антоний Феодосий Печерские, святой воин – богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор летописец. 1 17. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. 1 18. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. 1 Тема 8. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. 2 19. Создание Библии. Книги, входящие в состав Библии. Отражение Библейских сюжетов в произведениях православной культуры. 1 20. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. 1 Тема 9. Язык древнерусского искусства. 3 21. Символы христианской православной культуры – крест, голубь, рыба, нимб и др. 1 22. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: ветхозаветные и новозаветные времена. 1 23. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. 1 Тема 10. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. 3 24. Основные части храма. Символический смысл храма. 1 25. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. 1 26. Правила поведения в храме. 1 Тема 11. Религиозная живопись. 3 27. История возникновения первой иконы. Иконописный канон. 1 28. Типы иконографии Христа и Богородицы. 1 14 29. Как христиане сохраняли святыни. Духовная красота иконы. 1 Тема 12. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. 3 30. Церковнославянская азбука. Ее создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. 1 31. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. 1 32. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. 1 33. Новомученики и исповедники земли Российской 1 34. Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья 1 Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом: 1. Учебник Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие))./ Под редакцией Л.Н. Антоновой. – 2-е изд. – Москва 2010 г. 2. Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003. 3. Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского, М., 1995. 4. Библия. Издание Московской Патриархии. М., 1995 5. История иконописи (XV - ХVI вв.). М., 2002. 6. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000. 7. Кошохов д., священник. Школьное православное образование. — М., 1999. 8. Коротких С., священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий. Материалы для школьных уроков. Часть 2-я (Первый и второй год обучения). — М., 2003. 9. Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003. 10. Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001. 11. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. С-Пб., 2002. 12. Славянская энциклопедия. (В 2-х т.) М.: ((Олма-Пресс», 2001. ) |