Глоссарий. Программа пошагового решения задачи в триз. Групповая социализация
Скачать 205.1 Kb.
|
1 Активность – способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели. АРИЗ – это алгоритм решения изобретательских задач, специальная программа пошагового решения задачи в ТРИЗ. Групповая социализация – этап мастерской, рассмотрение индивидуальных гипотез, мнений, проектов в группе. Дедукция – этап сверки своего выстроенного умозаключения или другого интеллектуального продукта с образцом; логическое умозаключение от общего к частному; способ изложения, при котором частные положения выводятся из общих, обратное индукции. Деконструкция – процесс разрушения имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте. Деятельность – целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов. Дискуссия - обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения. Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы. Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека. Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно. Индуктор – средство для включения процесса индукции: слова, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индукция (наведение) – этап мастерской, явление актуализации части внутреннего мира участника (воспоминания, ассоциативные ряды, ощущения, эмоции, личный опыт), пробуждение личного интереса, создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личного отношения к предмету обсуждения, мотивационный механизм. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Информационный проект, который предполагает сбор информации о каком-либо процессе или объекте. Исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Исследовательский проект – это проект, который предполагает познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Концепция — описание основного смысла деятельности, необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности учреждения. Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности. 2 Критическое мышление – технология, позволяющая развить свободу мышления, раздвинуть рамки привычного стандарта восприятия мира, научить логически, синтетически мыслить и познавать мир, формируя свою обоснованную мировоззренческую позицию. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Личностно-ориентированное обучение – тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности. Личность – человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение. Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно-деятельностный подход. Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты. Межгрупповая социализация – этап мастерской, защита групповых гипотез. Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, или направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний. Метатехнологии представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Методика в более узком значении представляет собой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получения какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.). Методика преподавания учебной дисциплины - это часть педагогической науки и практики, исследующая закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимся дисциплины и разрабатывающая их - применение на практике. Микротехнологии — это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Мотивация учебной деятельностью – внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию. Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. 3 Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Педагогическая техника – это комплекс профессиональных умений, приѐмов взаимодействия с объектом обучения или воспитания. Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология - то системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология - это описание процесса достижения регулируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов). Педагогическая технология - это содержательная учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Прикладной проект – это проект, который направлен на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора. Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем. Проект - представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией. Проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. Проживание – существование, бытие «здесь и сейчас» в качестве субъекта, то есть носителя деятельности, в рамках предложенной технологии, предполагающей «пребывание в ..», а не «пребывание на..». Проживанию способствует осознанная внутренняя мотивация, внутреннее целеполагание. Реконструкция – процесс восстановления знания на новом уровне. 4 Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. Рефлексия – отражение, воспоминание своего проживания мастерской. Самоконструкция – этап мастерской, создание собственного интеллектуального продукта: описание собственного опыта, наблюдения, формулирование идеи, гипотезы, проекта, конструирование модели явления, природного объекта, системы взаимосвязей и т.д. Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определѐнную целостность и единство. Сонастройка – этап, предваряющий мастерскую; внутренняя настройка участников друг на друга и на изучаемую тему. Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие. Социализация – этап мастерской, предъявление созданного интеллектуального продукта другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами), всему коллективу. Происходит в различных формах: афиширование, устный рассказ, вывешивание работ, показ пантомимы и т.д.). Суггестивная технология - использование состояний для обеспечения психологической готовности к какой-либо деятельности. Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств. Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технология – Techne - искусство, мастерство, умение и -логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Информационно-учебная деятельность – это деятельность, основанная на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленная на достижение учебных целей. При этом предполагается выполнение следующих видов деятельности: регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, передача достаточно больших объемов информации, представленной в различной форме; интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной (программно – аппаратной) системой, характеризующееся реализацией более развитых средств ведения диалога при обеспечении возможности выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих; автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование. Контаминация – смешение, перетасовка информации, включающей текстовую, графическую, подвижные диаграммы, мультипликацию, видеоинформацию. Технология Мультимедиа (Multimedia) – это совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обработки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на 5 использовании технологии компакт – диска. Возможности систем Мультимедиа позволяют интегрированно представлять на экране компьютера любую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой. При этом система обеспечивает возможность выбора по результатам анализа действий пользователя нужную линию развития представляемого сюжета или ситуации. Программно – методическое обеспечение (ПМО) - учебно – воспитательного процесса – комплекс, в состав которого входят: программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения; инструкция для пользователя программным cpeдcтвом учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения; описание методики (методические - рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения. Средства новых информационных технологий (СHИT) – программно – аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. |