Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Литература Практическое задание 5. Выполнил: Обучающийся Тесля Яна Евгеньевна Преподаватель

  • Задание 2

  • Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)


  • Задание 4 . (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • Задание 6 . (максимальное количество баллов – 4 баллов)

  • Задание 7 . (максимальное количество баллов – 3 баллов)

  • Практическая 5. Пракичекое занятие 5 Литература. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература


    Скачать 151.82 Kb.
    НазваниеПрограмма среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература
    АнкорПрактическая 5
    Дата20.06.2022
    Размер151.82 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПракичекое занятие 5 Литература.rtf
    ТипПрограмма
    #606418

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина: Литература

    Практическое задание 5.


    Выполнил:

    Обучающийся Тесля Яна Евгеньевна

    Преподаватель:

    Черненко Наталья Михайловна


    Задание 1(максимальное количество баллов – 4 баллов)

    Это произведение носит личный, любовный характера. В нем М. Лермонтов рассказывает о чувстве, какое выдается простотой, глубиной и человечностью. Создатель высказывает оригинальность и искренность своего чувства, потому он стремится – избегнуть искусственности, истертых слов, усложненности, достигнуть впечатления «обычной речи», неподдельного признания. Примитивный нрав образов (сравнений, эпитетов, классических фигуральных оборотов). Нейтральная и разговорная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), недостаток «поэтической» лексики. Средства, смахивающие о народном поэтическом искусствесинтаксическое схожесть (параллелизмпервых двух четверостишийанафора, специфические витки с относительным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и дрСледует отметить лишение рифмы («белые стихи»), подбор сложение стихотворения с краткими строками.

    Задание 2(максимальное количество баллов – 4 баллов)

    Лирическое произведение в прозе «Воробей» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1878 году. За несколько лет до смерти Тургенев начал создавать прозаические произведения, в которых как бы подводил итоги. Некоторые миниатюры отличаются пессимистичным настроем, и «Воробей» выделяется на их фоне. Когда приходило вдохновение, Иван Сергеевич записывал мысли на обрывках бумаги, которые оказывались под рукой. Затем он сводил записи в целое произведение. Так был создан и белый стих «Воробей». Стихотворение в прозе увидело свет только в 1882 году, за несколько месяцев до смерти писателя. Публикация состоялась в журнале «Вестник Европы».
    Стихотворение «Воробей» Тургенева относится к лирическому роду.
    Литературное направление — реализм, жанр — стихотворение в прозе. Иногда используют другое название — белые стихи. Эта форма позволяет наиболее точно передать ощущения и размышления лирического героя. В тексте нет рифмы и ритмики, однако он очень эмоционален.
    Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик.
    Охотник, пытающийся поймать воробья. Пёс не злобный, он всего лишь повинуется инстинктам. В конце концов он отступает, потому что на помощь воробью спешит родитель.
    Птенец- пушистый воробышек с «едва прораставшими крылышками», «пухом на голове» и «желтизной около клюва», выпавший из гнезда. Именно его Трезор хотел сделать своей добычей.

    Старый воробей - черногрудая птица, которая самоотверженно бросилась на помощь птенцу.

    Автор показал, что птицам тоже свойственна любовь к потомству. Ими движут не только инстинкты, но и что-то большее. Птенец не понимает, как спастись, он беспомощен и не пытается защищаться, а старый воробей, несмотря на риск быть растерзанным, отважно загораживает собой малыша. Вероятно, в этот момент он чувствует себя сильнее орла.

    Охотник, он же лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Это добрый человек, любящий природу. Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.

    Темы произведения - родительская любовь, свойственная живым существам. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.

    Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития. Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны.

    Проблематика и смысл - признание силы любви. Пёс отступает, потому что он оторопел. Животное не ожидало, что птица с такой самоотверженностью закроет собой детёныша. Собака почувствовала силу любви, признала свою слабость. Автор пишет, что Трезор выглядел «смущённым». Он сначала «остановился», а потом «попятился». Автор тоже признаёт торжество родительской любви, поэтому отзывает собаку и удаляется, «благоговея». Главная идея заключается в том, что перед силой родительской любви нужно ощущать смирение, а не проявлять агрессию. Не все люди понимают, что звери способны на высокие чувства, и мудрый автор хочет передать своё знание как можно большему количеству читателей.

    Сложности нравственного выбора — ещё одна проблема, поднятая автором. Воробью, в отличие от пса, не приходится раздумывать: он слетает с дерева, когда видит, что детёнышу угрожает опасность. Собака же останавливается в замешательстве. С одной стороны, перед ней маленький комочек, с которым можно справиться без труда, с другой — пёс чувствует, что не просто так эта взъерошенная птичка появилась на его пути. Чувство, обуревающее пса, ближе не к страху, а к замешательству. В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой. Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична.

    Смысл миниатюры «Воробей» в том, что любовь сильнее всего на свете. Она способна взять верх над страхом смерти, особенно если речь идёт о защите детёныша. Писатель выбрал в качестве главного героя маленькую птичку, хотя это могла быть и лиса, и косуля. Этот выбор неслучаен: Тургенев понимал, что читателю проще понять идею, когда она облечена в подходящую форму. Сила духа не зависит от размера тела, и даже крошечное божье создание может обладать огромным сердцем. В конце автор обращается к читателям с просьбой не смеяться над благоговением, которое он испытал по отношению к воробью и его поступку. Он предвидел, что отдельным читателям его чувства могут показаться нелепыми. Но с возрастом каждый понимает, что писатель был прав, рисуя картинку высоких отношений в мире животных. Любовь к близким и всему живому — самая большая ценность на земле.

    Тургенев создаёт традиционную трехчастную композицию.

    Сначала идёт зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой.

    Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того своим телом.

    Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломлённая его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила её забыть об инстинкте самосохранения.

    Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

    Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется)

    Я вас любиллюбовь ещебыть может,

    В душе моей угасла не совсем;

    Но пусть она вас больше не тревожит;

    Я не хочу печалить вас ничем.

    Я вас любил безмолвно, безнадежно,

    То робостью, то ревностью томим;

    Я вас любил так искренно, так нежно,

    Как дай вам бог любимой быть другим.

    Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт и так же автор моего любимого произведения «Я вас любил: любовь еще, быть может...» . Это произведение не большое, но в нем таится огромный смысл, я называю это «криком души». Как бы это броско не звучало, но я считаю что именно это состояние прослеживается в этом произведение. Я считаю, что тема этого стихотворения по сей день очень актуальна. Александр Сергеевич рассказывает нам о ужасном состояние души, а именно «любить, но не быть любимым». Самое важное по моему мнению является то, что автор не смотря на то, что его чувства не взаимны, искренне желает своей возлюбленной быть любимой другим. Автор показывает нам, как окрыляет его любовь, хоть она и не является взаимной.

    Задание 4(максимальное количество баллов – 3 баллов)

    Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).

    Достоевский:

    1. Философия

    2. Полифонический роман

    3. Многосюжетность

    4. Психологизм



    Доминантная черта – психологизм.

    «Преступление и наказание»




    Чехов:

    1. Материалистичность

    2. «Мимический» психологизм

    3. Лирическая ирония

    4. Лаконичность




    Доминантная черта – лаконичность

    «Толстый и тонкий»

    «Смерть чиновника»




    Толстой:

    1. «Диалектика души» (психологизм)

    2. «Мысль народная»

    3. Теория «опрощения»




    Доминантная черта – «диалектика души» (психологизм).

    «Война и мир»

    «Детство»

    «Отрочество»




    Пастернак:

    1. Тонкий психологизм

    2. Глубокий символизм

    3. Переход от конкретных ситуаций к размышлениям о вечном

    4. Метафорическая насыщенность


    Доминантная черта – метафорическая насыщенность.

    «Февраль. Достать чернил и плакать»

    "Весна"




    Солженицын:

    1. Библейские мотивы

    2. Классический эпос

    3. Символичность композиции

    4. Авторская позиция

    5. Многообразие форм иронии

    Задание 5


    Доминантная черта – многообразие форм иронии.

    «Бодался телёнок с дубом»

    «Телёнке»

    «Зернышко»





    Героиня с которой встречается Николай Алексеевич – Надежда. Женщина лет за сорок, когда-то знавшая нашего героя, предстает перед нами в довольно опрятном виде и «..красивой не по годам женщиной...». Из разговора мы понимаем, что герои были знакомы задолго до этой встречи. Читая отрывок, невольно испытываешь симпатию к героине. Она прямолинейна, честна, откровенна и не пытается увиливать от ответов.

    Важную роль в любом произведении играют описание состояния человека, небольшие подробности, художественные детали. Так, при встрече с Надеждой сердитый Николай Алексеевич вдруг воспарял духом, приосанился, от его усталости не осталось и следа.

    Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения.

    Автор смог в небольшом рассказе уместить огромный временной отрезок, раскрыть духовный мир персонажей.

    Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

    С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

    Задание 6(максимальное количество баллов – 4 баллов)

     

    Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:


    1. В чём особенности композиции (построения) стихотворения?


    Композиция в произведении линейная. Стихотворение можно разделить на 4 части.

    - воспоминание о матери

    - воспоминание об отце

    - печаль о том, что расставание не скоро закончится

    сравнение самого поэта с кленом

    2.  Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

    Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его
    развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери.
    Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”.

    Задание 7(максимальное количество баллов – 3 баллов)

    В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.

    Военная тема звучит не только в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», но и во многих других произведениях русской классики. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» изображена Отечественная война. Во время пожара в Москве родители Наташи Ростовой предлагают использовать подводы для перевозки личных вещей. Саму Наташу данная мысль приводит в ярость. Она не понимает, почему нельзя взять раненых и увезти их на подводах, а не вещи. Она не думает о собственном комфорте и прежде всего заботится о других, так же, как и Ильинична решает увезти Дуняшу с детьми, а самой остаться, даже «если красные займут хутор». Ильинична думает прежде всего о том, как уберечь родных от гибели, вместо того, чтобы спасать свою жизнь.

    Военная тема звучит также в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов теряет на войне всех близких и родных. У него нет больше жены, дочерей. Единственной надеждой для него является сын, с которым он мог бы жить в дальнейшем, но и тот погибает в самые последние дни Великой Отечественной Войны. Андрей Соколов переживает действительно трагедию жизни, у него никого нет и он одинок. Его глаза «усыпанные пеплом», становятся свидетельством страшной обреченности души. Ильинична тоже теряет родных в годы войны. Её мужа и сына, Петро, больше нет в живых. Она испытывает скорбь и невыносимую боль от этой трагедии и от осознания того, что больше никогда их не увидит. Тем не менее, Андрей Соколов обретает новый смысл жизни, выбирается из этой всепоглощающей тоски и боли. Он усыновляет мальчика Ванюшу и теперь посвящает себя ему. Ильинична же, напротив, хоть и получает поддержку от окружающих, но до конца дней фактически остается одна.

    С шолоховским «Тихим Доном» можно сопоставить «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина.

    Трагедию военного времени отразил Л. Н. Толстой и в «Севастопольских рассказах», в которых автор описал события Крымской войны, « ужасные, поражающие душу зрелища». Невозможно спокойно читать о том, как молодые ребята, женщины теряют на фронте руки и ноги, как равнодушно бросают фельдшера отрезанные части тела в угол, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли.  Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.

    В те же годы Великой Отечественной войны А.Т Твардовский создает книгу про бойца, носящую название " Василий Теркин". Главный герой - образ настоящего солдата, не боящегося никаких преград солдата, которого трудности только закаляют. В главе "Переправа" Теркин переплывает через ледяную реку, и "рыбам холодна". Им движет простое, горячее стремление помочь людям. В " Войне и Мире " Л.Н Толстого капитан Тушин тоже совершает немыслимый подвиг благодаря своей железной стойкости и непоколебимой самоотверженности. И при этом Толстой подмечает, что капитан жил жизнью солдат, казался простачком и был скромен.Тем самым авторы поднимают вопросы о силе духа русского народа в минуты опасности, о том, что истинные герои войны-это простой народ и именно их кровью пишется история. При всем этом герои не просят ни славы, ни наград. Они полны чувства сопричастности родной земле, истинного, а не ложного, патриотизма. Но, помимо этого, писатели всех трех произведений говорят об ужасах войны, не восхваляя ее и не романтизируя ее. Они пишут о том, как война влияет на судьбы людей и о том, что она - это необходимость, поставленная временем трудная задача, которую нужно преодолеть .

    Пермь - 2022


    написать администратору сайта