практическая 4 музыка. музыка пр. Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Практическое занятие 3
Скачать 171.96 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Практическое занятие 3 Выполнил: Обучающийся Романенко Наталья Александровна Преподаватель: Шумакова Наталья Александровна Задание 1. Ответ: 1. Задания по вокальной импровизации: 1. Игра «Музыкальное эхо». Педагог поёт начало фразы или мотива из двух восходящих ступеней (например, I-V), ученики должны ответить ему обратной фразой (V- I). Для этого предварительно педагог играет отдельные звуки (диапазон оговаривается заранее), учащиеся исполняют их голосом. Затем следуют краткие мотивы-вопросы (предварительно надо договорится, какими звуками педагог и учащиеся ограничиваются (например, тремя первыми ступенями звукоряда). Учащиеся пропевают мотивы-ответы, состоящие из предложенных ступеней. После освоения большего количества ступеней, ученикам предоставляется возможность сымпровизировать своё окончание при любом сочетании этих ступеней. Эта игра может вводится на первых уроках музыки, направленных на развитие вокальных импровизаций у младших школьников. 2. Игра «Импровизатор». Педагог играет на инструменте гармоническую последовательность, состоящую из главных ступеней лада, ученики после её прослушивания на второй раз проигрывания должны спеть подходящую к данной гармонии мелодическую линию. Педагог может записать главные ступени лада, соответствующие гармонии, звучащей в играемой учителем последовательности. Учащиеся, опираясь на предложенный учителем вариант вокальной импровизации, дописывают её каждый самостоятельно (в качестве домашнего задания) или в группах, предварительно составленных учителем. Для получения начальных навыков этой игры рекомендуется учителю самому пропеть знакомую мелодию к предложенной гармонической последовательности. (Рус.нар.песня «Ах, вы сени»; Рус.нар.песня «Во поле берёза стояла» и пр.). 3.Импровизация на определенное настроение (спеть грустную песенку на текст, спеть весёлую песенку на текст, спеть задумчивую песенку на текст). Учитель: Ребята, перед вами стоит такая задача – нужно спеть песенку на заданный текст. В доме пусто, Очень грустно, Ничего не хочется. Не смеется, Не поется, Даже не хохочется… Учитель. Какие будут интонации в этой песенке? Ученик. Печальные, грустные. Мелодия движется вниз. Учитель. Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент на фортепиано). (Исполнение учащимися) Учитель. Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении. Задача: - спеть песенку на текст: И не скучно, И не грустно, Бегать, прыгать хочется, И смеется, и поется, И вовсю хохочется! Учитель: Какая интонация поможет нам «рассказать» эту песенку? Дети. Песенка будет весёлая, звонкая, подвижная, радостная. Учитель. Правильно, мы будем петь радостно, весело. (Исполнение). Учитель: сейчас мы с вами создадим ещё один музыкальный образ. Задача: - спеть песенку на текст: «Что так скучно, Что так грустно?» - Вася призадумался. Не смеется, Не поется, И совсем не думается… Учитель. Как должна прозвучать эта песенка? Дети. Задумчиво, в музыке должны быть интонации вопроса. (Исполнение) Учитель: Вы молодцы, ребята, справились с заданием замечательно. Вы правильно услышали в каждом стихотворении интонации и своим голосом сумели передать эти интонации в песенках, ваше исполнение было выразительным. 2. Четверостишие на начало урока: Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок! Поприветствуем друг друга: Привет, друг! Привет, подруга! Четверостишие на завершение урока: Долгожданный дан звонок, Заканчиваем наш урок! Перемена нам нужна, Чтобы отдохнуть сполна! Задание 2. Ответ: 1. Тест "Деревянные духовые инструменты" 1. Какой духовой инструмент любили короли и аристократы? o Саксофон o Флейту o Валторну 2. Прабабушка «Флейты» o Палочка o Свирель o Тростинка 3. Какими мастерами был создан Гобой? o Итальянским o Французскими 4. Альтовый гобой – это… o Английский рожок o Флейта 5. Предок кларнета o Свирель шалюмо o Свирель o Тростинка 6. Самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых o Фагот o Флейта o Кларнет 7. Предок фагота o Басовая свирель - бомбарда o Свирель шалюмо o Свирель 8. Одна из разновидностей фагота o Контрфагот o Альтфагот 2. Оценка по тесту выставляется пропорционально доле правильных ответов: 100-90% - оценка «отлично» 89-75% - оценка «хорошо» 74-51% - оценка «удовлетворительно» Менее 50% правильных ответов – оценка «неудовлеторительно». 3. Цель тестирования - способствовать повышению эффективности обучения учащихся. Внедрение этого метода контроля в практику учебного процесса должно решать следующие задачи: * проверка знаний и умений учащихся; * систематизация и обобщение ранее усвоенных знаний и умений; * воздействие на учебно-воспитательный процесс с целью повышения его эффективности; * выявление лучшего опыта работы и распространение его в педагогическом коллективе; * организация работы преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; * формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля. Задание 3. Ответ: 1.Я считаю, что для данного концерта подходят следующие произведения: Песня А. Ермолова «Новый год к нам идёт», П. Чайковский «У камелька», Песня А. Пинегина «Зимняя сказка», Я. Сердобольская «Ура! Зима пришла!», «Зимнее чудо», «Хорватская рапсодия». 2. План мини-концерта: Концерт «Зима поёт» 1. Хоровое исполнение песни А. Ермолова «Новый год к нам идёт» (исполняют мальчики). 2. Музицирование на шумовых и ударных инструментах, музыка «Зимнее чудо». 3. Чтение четырех строк из стихотворения Пушкина «Мечтатель» под музыку П. Чайковского «У камелька». 4. Сольное исполнение песни А. Пинегина «Зимняя сказка». 5. Хоровое исполнение песни Я. Сердобольской «Ура! Зима пришла!» (исполняют девочки). 6. Танцевальная композиция «Вьюга» под музыку «Хорватская рапсодия». 3. Краткий сценарий концерта «Зима поёт» Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады встрече с вами в этот прекрасный зимний денёк! Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, молчаливую, таинственную. Эта жизнь — жизнь сна, время белой и тихой природы. Открывает наш концерт – хор мальчиков. 1. Музыка А. Ермолова «Новый год к нам идёт» 2. Музицирование на шумовых и ударных инструментах, музыка «Зимнее чудо». На сцену приглашается ученик 2 класса с четверостишием из стихотворения Пушкина «Мечтатель». 3. Чтение четырех строк из стихотворения Пушкина «Мечтатель» под музыку П. Чайковского «У камелька». И мирный неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонек, И свечка нагорела... На сцену приглашается ученица 2 класса с песней «Зимняя сказка». 4. Сольное исполнение песни А. Пинегина «Зимняя сказка». На сцену приглашается хор девочек. 5. Хоровое исполнение песни Я. Сердобольской «Ура! Зима пришла!» И завершает наш небольшой концерт танцевальная композиция «Вьюга». 6. Танцевальная композиция «Вьюга» под музыку «Хорватская рапсодия». Мы желаем вам счастья, добра, много радостных дней и море улыбок. Мы рады встречи с Вами. Всего доброго, до свидания. Спасибо всем за внимание. На этом наш концерт подошел к концу. Задание 4. Ответ: 1. Все игры из представленных направлены на развитие ритма. Все игры увлекательны и интересны для детей. Но не все соответствуют возрасту школьников начального звена. 2. «Угадайка» - игра, подходящая детям 1 класса. Она соответствует возрасту детей в 1 классе. Игры «Зайки», «Карусель» больше подходят для детского сада. 3.
Задание 5. Ответ: Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №1: Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной К нам в душу просятся они! Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров И знойных прихотей любви. Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №2: Секретный путь - и в дамки. Скорей, пока не поздно... На входе - злые рамки. На выходе - морозно. Чуть страшно - слишком смело. Лишь спрятаться - приятно. Ноябрь, что ж ты сделал? Верни покой обратно. Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №3: Отчего в небе солнце с утра Холодно и темно, как зимой? Отчего и земля вся сера И угрюмей могилы самой? Отчего я и сам все грустней И болезненней день ото дня? Отчего, о скажи мне скорей, Ты – покинув – забыла меня? Л. Мей Задание 6. Ответ: Таблица – Песенный репертуар для детей 4 «б» класса
Задание 7. Ответ: 1. Вступительная беседа перед первым знакомством с произведением. Педагог: Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский во вступлении к опере «Хованщина» очень интересно, своеобразно изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал «Рассвет на Москве-реке». Это пример изумительной «музыкальной живописи» - изображения в музыке просыпающейся русской природы. Слышатся крики петухов, видится восход солнца. Звон колоколов, с которых начиналось раньше утро, сзывает людей в церковь. Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, её могущество, несокрушимость. 2. Беседа после прослушивания музыки. Педагог: Послушайте внимательно Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» и скажите, как меняется характер музыки, сколько частей в этом произведении? (Звучит вступление.) Дети: Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части. Педагог: Да, картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон. Раньше на Руси было множество церквей. Их золотые купола искрились на солнце. Вся старая Москва красовалась обилием храмов – маленьких церквушек и больших соборов. Перед каждой службой город звенел на разные лады (у каждого колокола - свой голос: тоненький, звенящий или яркий переливчатый, или грозный, гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена старая Москва. Каждый день начинался с колокольного звона. В этом произведении слышится перезвон маленьких колоколов и огромного, очень мощного, гулкого, тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень красивая мелодия, похожая на русскую песню. (Звучит фрагмент, потом всё вступление.) 3.Беседа после повторного слушания музыки на следующем уроке. Педагог: Вам уже знакомо произведение М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Как замечательно в музыке передаётся картина пробуждающейся природы! (Звучит фрагмент.) Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент). Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.) В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.) А как тепло после сурового колокольного звона поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей части.) Мелодия поднимается вверх и расцветает. Скрипки и флейты звучат светло и нежно. Отдельные отрывистые звуки, словно капли или блики на воде, заканчивают вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». (Звучит фрагмент, затем произведение целиком.) А сейчас давайте сравним это произведение с другим, имеющим похожее название - «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига. «Утро» - это тоже, как и у Мусоргского, вступление к большому произведению - к четвёртому действию драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт». Норвегия - северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В «Утре» мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши - светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента - флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели. Флейта - более тоненькую, а гобой - звучащую чуть ниже. С разговора этих двух инструментов начинается «Утро» Грига. (Звучит запись.) А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)? Дети: Громкая, яркая, как будто встаёт солнышко, освещает всё вокруг. Педагог: Да, середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются. Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Э. Григ эту чудесную картину! (Фрагмент средней части звучит повторно.) Третья часть опять звучит успокоенно, заворожённо, мечтательно, нежно. В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки. (Произведение исполняется целиком.) Нарисуйте дома чудесную картину восхода солнца такой, какой вы увидели её, слушая вступление к опере M. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» или «Утро» Э. Грига. Пермь - 2022 |