курсовая тгп. Происхождение государства и права
Скачать 97.73 Kb.
|
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» Тема: Происхождение государства и права
Екатеринбург 2020 г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Происхождение государства и права в нынешней отечественной теории государства и права относится к количеству основных и вместе с тем довольно дискуссионных. Она посвящена вопросам формирования государства и права и позволяет понять, когда и в силу каких причин возникают государство и право и появляются ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического совершенствования. Рождение государства и права процесс весьма неоднозначный и в то же время закономерный. Его возникновение – символ того, что человеческая общность достигла соответствующей ступени организации. Исследование некоторых гипотез возникновения права и государства позволяет выяснить мнения философов, мыслителей, ученых и политиков о сущности и тенденциях этих возникновений. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что она позволяет лучше понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, потому что каждая из них отражает абсолютно разные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных сообществ на этот процесс. Целью данной курсовой работы является проведение методологического исследования теорий государства и права. Задачами данного исследования являются: ‒ изучение ключевых причин и предпосылок формирования государства, и права; ‒ изучение социальных взаимоотношений в рамках первобытнообщинного жизнеустройства; ‒ проведение анализа концепций происхождения государства и права; Всего этого можно добиться исследовав теории происхождения государства и права, проанализировав социальный строй первобытного общества, а также рассмотрев общие понятия теории государства и права. Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, которые сложились в процессе становления государства и права. Предметом исследования являются черты присущие происхождению государства и права. Содержание, структура, особенности и механизм возникновения и развития государства и права. В качестве информационной базы исследования были использованы: ‒ учебные пособия по данной проблематике ‒ монографическая литература ‒ материалы научных периодических изданий ‒ открытая информация, размещенная на официальных сайтах сети интернет. Степень научной разработанности. Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права. Изучением и исследованием теорий происхождения государства и права занимаются Мухаев Р.Т., Морозова Л.А., Радько Т.Н., Першиц А.И., Славова Н.А., Петражицкий Л.И. Методология исследования. Законы и принципы системного и сравнительного анализа. Вместе с тем исследуемый вопрос рассматривался с точки зрения эволюционного и революционного развития, с позиции их внутренних противоречий. Структура работы представлена введением, двумя главами, пятью параграфами, заключением, списком использованных источников. 1 ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЕГО СТРУКТУРА РОДОПЛЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ Первобытнообщинный строй был самым продолжительным по времени периодом истории человечества (завершилась эта эпоха лишь около 5 тыс. лет назад). Известно о нём немного, но всё же общее впечатление о том времени можно себе составить. Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от возникновения человека до образования государства, было первобытное общество. Этот период важен для осмысления процесса становления государства. Вначале возникло общество, которое в процессе своего формирования пришло к надобности формирования таких значимых общественных институтов, как государство и право. Трудно представить, как выглядели наши предки. Однако мы точно знаем: первый человек родился как социальное существо, ведущее стадную природу существования. Таким образом, человек и общество неразрывно связаны, они возникают и развиваются одновременно. В постоянной борьбе за существование, когда люди еще не стали доминирующим биологическим видом на планете, было невозможно выжить одному. Формирование человеческих сообществ предшествует возникновению государства и права [6]. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в законе. Оно полностью мoгло обойтись и обходилось с помощью обычаев, основанных на авторитете власти и советов старейшин, которые регулировали все общественные отношения. Однако ситуация радикально изменилась, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, конфликтующими друг с другом интересами [2]. Древние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях были бессильны. Возникла жизненная потребность в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые могли бы учитывать прижившиеся изменения в обществе и быть обеспеченными не только силой общественного влияния, но и государственным принуждением. Право стало таким регулятором [18]. Важнейшие признаки, свидетельствовавшие о появлении государства и права по мнению исследователей: (в соответствии с рисунком 1) Рисунок1 – Признаки появления государства и права Формирование и развитие первобытного общества подразделяется из нескольких периодов: – Ранний период – это период начала социального развития, где происходило окончание биологического совершенствования. Этот этап также называют эпохой праобщины. Именно в этот период люди жили малыми кровными группами приблизительно по 20 - 30 человек и занимались в основном охотой и собирательством. – Средний период – это период, где происходит поэтапное укрупнение общества и становление родовых общин. Родовая община предполагала собой общину, которая основана на родственных связях, где каждый член выполняет соответствующую социокультурную функцию. Здесь также появились межродовые связи. Иными словами, это коллектив родственников. Этот период аналогично можно назвать периодом родовой общины. В эту эпоху возникла новая форма власти, которая именовалась вождеством. Она пpедставляла собой социальную организацию, состоящая из обилия общинных селений. – Поздний период – это период постепенного усложнения социальной жизни. Здесь возникают новые разновидности земледелия, скотоводства и ремесленничества. В этот период также сформировываются предпосылки формирования государства и возникают новые зачатки производящей экономики, а также возникают обменные взаимоотношения [12]. Экономические отношения. Экономическая структура первобытного общества характеризуется присваивающим типом экономики. Продукты питания не производятся, но добываются на охоте, рыбалке или собирательстве. Также имеет место разделение труда по возрасту и половому признаку. Основная задача - приобрести у природы то, что она может дать. Отсюда полная зависимость первобытного общества от окружающей природной среды. Первобытная экономика характеризуется коллективно организованной совместной работой всех членов общества, а также общественной собственностью на орудия труда и добытые продукты питания. Все полученные продукты передаются в «общий котел», а затем распределяются на справедливой основе, чтобы каждый получил свою долю. Экономика представляет собой систему отношений для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и заканчивается их потреблением. Отношения, связанные с распространением и обменом выпускаемой продукции, носят промежуточный характер. Формирование экономических отношений породило новые институциональные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право являются общественно-политическими институтами, оживляемыми экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Социальные нормы. Совместная деятельность людей предполагает координацию усилий отдельных лиц для достижения общего результата. Так, единые правила поведения - социальные нормы - формируются для всех членов сообщества. В течение длительного времени в первобытных сообществах формировались системы социальных норм, регулирующие производство и распределение, семейные, религиозные, морально-этические и другие отношения. Такие нормы также назывались по-другому обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Они возникли в связи с общественной необходимостью охватить повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продукции [20]. Обычаи, типичные признаки: – они исходили от рода и отображали интересы и волю; – так как обычаи входили в привычку людей, то они соблюдались всем родом и исполнялись самовольно; – отсутствовали расхождения между правами и должностями членов родового общества [4]. Кроме обычаев существовали и иные разновидности социальных норм. Среди них можно обозначить также: 1. Миф – это изложения о богах, духах, обожествленных персонажах, которые возникли в первобытном обществе; 2. Обряд – это правила поведения, которые заключаются в символических действиях, которые глубоко проникают в психику человека и преследуют воспитательные цели; 3. Ритуал – это символические действия, которые выражают связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, а также способствуют общему настрою на совместную деятельность; 4. Религиозные нормы – это нормы, которые основаны на религиозных представлениях. Особое место занимало отправление религиозных культов и жертвоприношение богам [14]. Эти нормы выполнялись добровольно, но стоит отметить, что нарушение этих норм приводило к наказаниям в виде изгнания из общины. Признаки социальных норм в первобытном обществе: (в соответствии с рисунком 2) Рисунок 2 – Признаки социальных норм Власть и управление. В условиях первобытнообщинного строя они носят характер общественного самоуправления. Источником власти здесь является общая воля всего сообщества, которое непосредственно формирует органы самоуправления. Власть основывалась главным образом на социальных нормах, которые регулировали все сферы жизни. Говоря о власти в первобытном обществе, можно выделить ее основные черты: – она носит общественный характер; – строилась по кровнородственному принципу (распространялась на всех членов рода); – власть основывалась на качествах будущей главы; ___________________ 2Составлено автором по: [10] – не существовало особого аппарата управления (управление осуществлялось самостоятельно); – не является аппаратом, который бы управлял или принуждал людей; – регулирует общественный строй с использованием особых средств (мононормы) [10]. Таким образом, первобытное общество являлось простой организацией жизнедеятельности людей, которая была выстроена на близкородственных связях, совместном труде и социальном равенстве всех членов. Это общество было самым продолжительным этапом в истории мироздания. Данная тематика остается актуальной до сих пор, потому что наличествует обилие различных убеждений по поводу трудностей возникновения государства, так как мы не можем в полной степени понять, в каком мире мы сейчас живем, и что будет после нас. В первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, которые являются нецелесообразными. Власть в этом обществе носила всенародный характер и возводилась на самостоятельном планировании. Никакого специального аппарата управления здесь не существовало. Доисторическое общество стремилось подчиняться одному конкретному человеку, что обусловлено естественными законами природы и выживания в целом. 1.2 ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, И ХАРАКТЕРИСТИКА РАННИХ ФОРМ ГОСУДАРСТВА В понимании первобытного общества ученые прежде всего выделяют те знания, которые характеризуют развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. В настоящее время в исторической науке эти проблемы обсуждаются и уточняются. Особую методологическую ценность для теории государства и права имеет периодизация, основанная на археологических данных и oтмечающая в качестве одного из основных направлений развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» – новый каменный век) [3]. Нaчинaя хaрaктeристикy прeдпoсылoк вoзникновения гoсудaрства, следует отметить, что всю их совoкупнoсть принятo дeлить нa нескoлько грyпп (каждая из которых будет рассмотрена в Таблице 1). Таблица 1 – Предпосылки возникновения государства [14]
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Таким образом, для формирования государства на данном этапе развития в первобытной общине существовало множество предпосылок. Главный итог, который можно подвести из их краткого анализа – это утверждение их практической равнозначимости. Разные процессы, которые развиваются в обществе в изучаемый период времени, указывают также и на трудности предстоящего перехода к государственности. 2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2.1 ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА С момента формирования первого государства прошло около 5 тысяч лет, и можно утверждать, что всё это время общество, подчиняясь государственной власти и являясь гражданами (или подданными) конкретного государства, размышляло над вопросами о предпосылках и путях его зарождения. На сегодняшний день известно множество всевозможных теорий, различно трактующих предпосылки возникновения государства. Это объясняется тем, что создавались они в различные исторические периоды времени, и их составители руководствовались различными философскими и идеологическими взглядами, акцентируя внимание лишь на те или иные исторические особенности становления общества, присущие определенным регионам земного шара, народам, которым вскоре придавалось многофункциональное значение. Таким образом и делался всеобщий вывод об формировании государства [5]. Теологическая теория возникновения государства является старейшей из существующих в мире. Также в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения организации политической власти в обществе. Основатели этой теории, выражая ранее широко распространенное религиозное сознание, утверждали, что государство было создано и существует по воле Бога. В этом отношении церковная власть имеет приоритет над светской властью. Вот почему вступление каждого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие дает светской власти особую силу и aвторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Эта теория широко использовалась для оправдания и обоснования неограниченной монархии, а также для пропаганды смирения граждан перед государственной властью [16]. Оценивать теологическую теорию возникновения государства весьма сложно: её нельзя подтвердить, нельзя также и прямо оспорить. Вопрос об подлинности данной теории решается совместно с вопросом о существовании Бога, т. е. в окончательном счете с вопросом религии. Одни исследователи говорят, что здесь налицо очевидная ненаучность, что гипотеза не руководствуется объективными историческими фактами, в чём заключается её основной недостаток. Другие в ответ указывают на то положительное, по их мнению, обстоятельство, что во все времена вышеописанная теория строго порицала преступность, содействовала утверждению в обществе взаимопонимания и благоразумного порядка, что у неё до сих пор в наличии немалые возможности для совершенствования духовно-нравственной жизни в стране и укрепления государственности. Автор настоящей работы в данном вопросе склонен придерживаться некого нейтралитета, дабы не принижать чувства ни тех, ни других (тем более, что свобода совести закреплена в Российской Федерации её Основным законом). 2.2 ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В основе патриархальной теории лежит идея о том, что государство возникает непосредственно из разродившейся семьи, а власть монарха над своими подданными исходит из власти отца-патриарха над его домочадцами. Основателем этой теории является великий греческий мыслитель Аристотель (384 – 322 гг.), который утверждал, что государство возникает из разросшейся семьи. Причиной появления государства является желание людей общаться, поддерживать контакт друг с другом. Результатом такого общения является формирование деревень, кланов, родов, из которых неизбежно формируется государство [17]. Аристотель связывает возникновение государства с инстинктивным стремлением людей к общению благодаря дару речи, служащему не только для выражения радости и грусти, свойственной животным, но и для высказывания. Следовательно, государство, по мнению философа, является естественной формой общежития, поскольку человек по природе создан для того, чтобы жить с другими, потому что он «существо политическое», гораздо более социальное существо, чем пчелы и все другие живые существа [1]. 2.3 ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ Одной из известных на Западе теорий происхождения государства является теория насилия. Теория насилия, также, как и некоторые другие теории происхождения государства и права, имеет свою, достаточно длительную историю. Зaчaтки данной теории встречаются еще в древности, в действительности, в сочинениях первого и второго поколения софистов[7]. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения[15]. Можно утверждать, что вышеуказанная теория состоит, в свою очередь, из двух гипотез (согласно Рисунку 3): Рисунок 3 – Виды теории насилия _________________________ 3Составлено автором по: [19] В качестве основного достоинства обеих разновидностей теории насилия следует отметить основанность их на реальных исторических обстоятельствах. Действительно, завоевание одного народа другим всегда отражалось каким-либо образом на всех сторонах жизни вновь возникающего общества (комплектование государственного аппарата практически всегда производилось из завоевателей), да и насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства – явление довольно распространенное [11]. Но, по мнению большей части современных ученых, ни то, ни другое не может само по себе привести к возникновению государства как особой формы организации власти. Именно поэтому, теория насилия, далеко не универсальна, не может объяснить процесс возникновения государства во всех регионах земного шара и представляет лишь взгляды определенной части общества, возникшие у них под влиянием современной им ситуации, а также знаний, известных в их время. 2.4 КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ Зачастую можно встретить и другое название данной теории – историко - материалистическая концепция. Смысл этой теории состоит в том, что государство возникает в результате естественного формирования первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое обеспечивает только материальные условия для возникновения государства и права, и также характеризует социальные обновления общества, которые являются существенными причинами и условиями возникновения государства и права [13]. Последовательный материалистический подход типичен для теории классов. Он основан на том факте, что государственная власть заменяет племенную организацию общества из-за фундаментальных изменений в экономическoй отрасли, крупнейших разделений труда, связанных с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена (класс купцов), что привело к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше, чем было необходимо для поддержания жизни [8]. Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе (согласно Рисунку 4): Рисунок 4 – Классово-экономическая основа теории Таким образом, преимуществом материалистической теории является ее тезис о неоднородности общества, а также довольно обоснованный вывод о большой роли экономики в изучаемом процессе. Достоинства классовой теории достаточно велики. Отказавшись от отношения к наследию классиков марксизма-ленинизма как к абсолютно непогрешимому, безошибочному, подходящему для всех времен и стран, получив довольно свежие знания о первобытном обществе в области археологии и этнографии, теория государства и права с помощью этой теории значительно приблизилась к истине при рассмотрении такого сложного и противоречивого процесса как возникновение государства. _________________________ 4Составлено автором по: [9] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследовав проблему происхождения государства и права навязывается вывод, что предпосылки их образования у всех народов одинаковые: экономические и социальные, но теории возникновения государства и права различные: теологическая, патриархальная, теория насилия, классовая. Формы государственного образования также разнообразны. Проведя анализ данных теорий, самой оптимальной теорией происхождения государства и права, можно считать марксистскую теорию. Основное воздействие на возникновение государства, действительно, оказали социально-экономические условия и классовое неравенство. Но никак нельзя отрицать и остальные теории: теологическую, патриархальную, насильственную. Их можно изучать как предпосылки для формирования государства. Государство – естественное явление, которое не могло не возникнуть при становлении цивилизации. Государство и право рассматриваются в теории государства и права в единстве, во взаимоотношении. Однако в науке высказывалось мнение о необходимости введения отдельно теории государства и теории права, о переименовании данной науки в теорию права и государства, акцентируя тем самым приоритетное значение в жизни общества права. Право – явление сложное и многообразное. Споры о понятии права, также, как и о соотношении государства, права и закона приобретали место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в. имеют место также дискуссии и в настоящем. Различные подходы к праву разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены разнообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее убеждение одно – право и государство прогрессируют. Формирование права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и осложнения социальных разногласий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабилизацию в обществе, а следовательно, появилась объективная необходимость в совершенно новых регуляторах общественных взаимоотношений. Государство и право являются сложными системными образованиями; поэтому их следует изучать во взаимосвязи, при этом основное внимание уделить познанию изучаемых объектов как целостного явления. Для того чтобы государство и закон могли наиболее эффективно выполнять свою социальную роль, государству необходимо определять потребности общества в издании законов и нередко учитывать противоположные интересы членов общества. Для этого необходимо провести масштабные социологические, статистические исследования. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Багатиров С.М. Патриархальная теория возникновения государства [Текст] : учебник / В сборнике: проблемы совершенствования законодательства сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 46-47. Морозова, Л. А. Теория государства и права [Текст] : учебник / Л. А. Морозова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2018. - 464 с. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права [Текст] : учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Р. Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. . - Москва : Юрайт, 2019. - 585 с. Першиц А. И., Монгайт А. П., Алексеев В. П. История первобытного общества [Текст] : Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1982. – 223 с. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 [Электронный ресурс] : учебник / Л. И. Петражицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 237 с. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/bcode/452741 Радько, Т. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник для бакалавров: для студентов образовательных организаций, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция", квалификация (степень) "бакалавр" / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. - Москва : Проспект, 2018. - 562 с. Славова Н.А. Теория государства и права (теория права) в схемах и определениях [Текст] : Учебное пособие / Н.А. Славова. – Петрозаводск, 2020. Теория государства и права [Текст] : учебное пособие / К. Р. Мурсалимов, А.Г. Хабибулин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2020. — 512 с. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936.М., 1906 (переиздана в 2000 г.). Атясов И.Н. Власть и социальные нормы в первобытных обществах [Текст] : Научная статья / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №5-1. Грачев Н.И. Сущность государства [Электронный ресурс] : Научная статья / Вестник СГЮА. – 2017. – №4 (117). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-gosudarstva Давыдов С.А. Политогенез древнего общества: непрямой путь к раннему государству [Электронный ресурс] : Научная статья / Власть. – 2016. – №8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politogenez-drevnego-obschestva-nepryamoy-put-k-rannemu-gosudarstvu Жилина А.В. О преимуществах материалистического подхода в теории медиа [Текст] : Научная статья / Философский журнал. – 2017. – №3. Морозов С.Д. Первобытное общество: материальная и духовная культура [Электронный ресурс] : Научная статья / Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2018. – №18-3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pervobytnoe-obschestvo-materialnaya-i-duhovnaya-kultura Нагих С.И. О классификации теорий происхождения государства и права Современная наука [Текст] : Научная статья / Журнал: современная наука. – 2016. – № 9. С. 68-72. Пакшин П.К. Исследование теорий происхождения государства [Электронный ресурс] : к постановке проблемы // Контентус. – 2019. – №8 (85). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-teoriy-proishozhdeniya-gosudarstva-k-postanovke-problemy Петров И.В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата [Текст] : Научная статья / Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 124-125; Радченко А.В. Генезис прав человека как предпосылки возникновения правового государства [Электронный ресурс] : неоинстинктивистский подход / Проблеми законності. – 2016. – №133. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-prav-cheloveka-kak-predposylki-vozniknoveniya-pravovogo-gosudarstva-neoinstinktivistskiy-podhod Титкина Е.О. Теория насилия как одна из самых распространенных теорий происхождения государства [Текст] : Научная статья / Вестник Института мировых цивилизаций. – 2017. – № 14. С. 205-210. – Режим доступа: Elibrary.ru Чукаев Т.О. Историко-теоретические предпосылки формирования института гражданского общества [Электронный ресурс] : Научная статья / Закон и право. – 2020. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-teoreticheskie-predposylki-formirovaniya-instituta-grazhdanskogo-obschestva |