Роман Улицкой Искренне ваш Шурик. Шурик. Проказник, усмехнулась бабушка Ну, Веруся, этот всегда из воды сухим выйдет
Скачать 23.35 Kb.
|
Немного о прозе улицкой О русской женской прозе начинают говорить в конце 80-х-начале 90-х. В литературных журналах одно за одним появляются новые женские имена, выходят целые сборники. Тогда же в литературу приходит и Людмила Евгеньевна Улицкая. Творчесвто улицкой относят к новой волне, к женской прозе, к бытовому направлению. Л. Улицкая своеобразно выстраивает сюжет, он возникает как будто из непосредственных наблюдений над жизненными явлениями или характерами». Черты прозы: автобиографичность, телесность, установка на женский субъективный опыт,мистицизм Автор следит за тем, как обстоятельства влияют на человека, что они делают с ним и его личностными качествами. Роман искренне ваш шурик Роман про Шурика и бедных женщин. Перед нами его жизненный путь, который прерывается, когда ему исполняется тридцать лет. Все повествование сосредоточено на процессе его становления как мужчины. История его детства органически связана с предысторией матери, несостоявшейся актрисы Веруси, погибшего отца Шурика и бабушки. Шурик растет, окруженный любовью мамы и бабушки. Одним из ключевых моментов для понимания образа главного героя произведения является то, что он был любимым внуком и любимым учеником своей бабушки. Шурик с ранних лет был приучен к тому, что он очень хороший мальчик. Первая характеристика Шурика в романе такова: «Личико ребёнка Вера хорошенько разглядела ещё в роддоме, а развернула его впервые уже дома и была неприятно поражена огромной по сравнению с крошечными ступнями ярко красной мошонкой и немедленно воспрянувшей очень неделикатной фитюлькой». Елизавета Ивановна. Она видит Шурика иначе. « - Ишь какой проказник , - усмехнулась бабушка…. – Ну, Веруся, этот всегда из воды сухим выйдет …» Третим субъектом выступает автор. И видит она Шурика вот как: «Младенец играл лицом, какие-то разрозненные выражения сменяли друг друга : лобик хмурился, губы улыбались. Он не плакал, и было непонятно, хорошо ему или плохо. Скорее всего, ему было происходящее удивительно…» При описании отрочества Шурика появляется вот какая знаковая деталь: «Девочек в классе было гораздо больше , чем мальчиков . Шурик пользовался успехом (лексическая единица с положительным оценочным значением)» [1;48 ] В день рождения Шурик приглашает чуть ли не весь класс. Интересна реакция Веры и Елизаветы Ивановны на девочек: девчонки чудовищно невоспитанны, ужасно вульгарные. При этом Елизавета показана как сильная женщина, но… «мужественно (положительная коннотация) пережившая на своём веку смерть мужа, любимой падчерицы, гибель сестёр, эвакуацию и всякого рода лишения» [1;82 ]. Большего всего Елизавета Ивановна и Верочка, бабушка и мать, боялись не суметь воспитать «настоящего сильного мужчину», «ответственного, способного принимать самостоятельные решения, уверенного в себе», поэтому «с того самого дня, как зажила пуповина, она (Елизавета Ивановна) стала занимать внука физкультурой… Чтобы обеспечить достойные мужские развлечения, она заранее обзавелась в «Детском мире» деревянным ружьем, солдатиками и лошадкой на колесиках». С детства Шурика учат не просто уважать, а именно почитать женщину. Он усваивает урок, что все женщины слабые, беззащитные и несчастные, все они, без исключения, нуждаются в нем, ни одной из них он не вправе отказать. Смерть бабушки становится переломным моментом в судьбе Шурика. Автор подмечает его черту - умение остро ощущать вину по отношению к самому себе И прежде всего себя он винит в смерти бабушки: «это он, Шурик Корн, не пошел на экзамен, смалодушничал, закатился к Лилечке, не предупредил с ума сходящих женщин, довел, собственно говоря, бабушку до инфаркта, потом по совершенно непостижимому легкомыслию и идиотизму даже не навестил ее в больнице, и вот теперь она умерла, и в этом виноват лично он». Смерть бабушки: «А Шурик никакой громкой музыкой не мог заглушить огромного чувства вины , которое перевешивало в нём саму потерю . Он находился в оцепенении, подобно тому, которое переживает куколка перед тем, как, треснув по намеченному природой шву, выпустить из себя взрослое существо» Вера попадает в больницу. «У Шурика перехватило дыхание в том месте, где маму разрезали: виноват, виноват, во всём виноват (пассивная конструкция). Мамочка бедная, маленькая, худая, еле живая, а он здоровый до отвращения кабан, козёл, скотина… Она задыхалась в приступе , а он трахал Матильду… И острое отвращение к себе отбрасывало какую-то неприятную тень на в общем-то непричастных к преступлению Лилю и Матильду » « И вот Шурику было очевидно до ужаса, как предал он «высшую» любовь ради «низшей ». Происходит смена ролей Вера ставила сына на место своей покойной матери, а он легко принял эту роль и отвечал за неё если не как отец за ребёнка, то как старший брат за младшую сестру…» [1;112] Шурик ведь был приучен к мысли, что он очень хороший мальчик. Перед Новым годом позиция матери была такова: «Вере и в голову не приходило, что у Шурика могут быть какие-то собственные планы. Ему на предстоящем празднике, как всегда, отведено было сразу несколько ролей: пажа, собеседника и восторженной толпы. Ну, и, разумеется, мужчины , в высшем смысле . В самом высшем смысле ». «Все житейские проблемы, прежде решаемые неприметным образом Елизаветой Ивановной, легли теперь на Шурика, и он принял это безропотно и кротко» «Иногда вставал, приносил из кухни что-нибудь вкусное – раннюю клубнику с Тишинского рынка, какао, которое Вера снова, как в детстве, стала любить…». Шурик ведь привык быть очень хорошим мальчиком , а отсюда следует, что должен отдавать себя матери целиком? «Вера не требовала никакой жертвы – она подразумевалась сама собой» С этого момента в жизни героя появляются разные женщины Ему кажется , что все нуждаются в нем, в его помощи и он не может пройти мимо. Он становится необходим Матильде — внешне независимой и сильной женщине. Бежит к ней при любом ее желании, а она называет его дружочек и восклицает «лишь бы не привязаться к мальчику старой дуре» проникается сочувствием к некрасивой и ограниченной Але. Для Али «жизнь – борьба, и не только за высшее образование» [1; 157] Может быть, поэтому и Шурик ей был необходим, чтобы воевать, одерживать победы, ведь для неё жизнь – борьба. На Новый год, дома у Шурика: «Видели бы её акмолинские подружки… … Шурик Корн, пианино, шампанское…». [1; 101] Видимо, для Али Шурик не мальчик, как для некоторых женских персонажей, а мужчина, атрибут престижной столичной жизни. «Аля же была с детства приучена к мысли, что мужикам от баб известно чего нужно. Такая была её простенькая теория, и она ей следовала, не сочтя нужным спрашивать, желательно ли это в данный момент Шурику. Ему же и в голову не пришло отказывать девушке в такой малости » Чтобы спасти девичью честь беременной от кубинца Лены Стовбы, предлагает ей фиктивный брак. «московский мальчик, вшивший интеллигент, маменькин сынок». Но, тем не менее, она принимает от него помощь и выходит замуж. Шурик не может отказать Валерии в ее страстном желании стать матерью. И после случившегося с ней несчастья добровольно выполняет роль сиделки, домработницы и друга. Его умение сопереживать не позволяет ему пройти мимо Светланы: «Шурика охватила печаль и особая жалость к негустым этим волосам, к вздрагивающим узким плечикам, костляво выпирающим под тонкой белой блузкой… «Воробушек какой-то выгоревший», — подумал Шурик». Эта девушка страдала суицидальными наклонностями и не выходила из дома, так как боялась пропустить приход Шурика. В отношениях с со свтеланой он осознает свою зависимость: «Он считал, что она зависит от него. Сегодня он понял, что сам зависит от нее. В той же самой степени» И наконец, самая большая история с Лилией – первая и единственная любовь, которая начинается в школе и именно эта девушка дает характеристику герою в конце романа. После отъезда в Израиль начинается переписка. В письме Шурика можно найти значительную для героя характеристику: «… Была бы ты здесь, мы бы поженились, и я бы всю жизнь жил так, как ты считаешь правильным . Ты же знаешь мой характер, я, в сущности, люблю, когда мной руководят » [1; 248]. По поводу этого Лиля подумала: «Какой же он прекрасный и тонкий человек». Именно линией «Лиля-Шурик» и заканчивается роман. В своей записной книжке героиня, уже будучи сформировавшейся женщиной, замечает: « Но вообще в нём есть что-то особенное – он как будто немного святой. Но полный мудак . Господи, как же я была в него влюблена! Чуть не осталась из-за него. Какое счастье, что я тогда уехала . А ведь могла выйти за него замуж! Бедный Шурик » [1;655]. Это - заключительный взгляд на Шурика в романе, преподнесённый нам Лилей Ласкиной. Он растворяется в веренице женщин, слабых и требовательных. О неудачном жизненном пути Шурика уже было сказано. У этого героя особой идеи нет, однако в своем отношении к женщинам он сам осознает жалость как константу: «Он давно уже догадался, что это и есть главное чувство мужчины к женщинам – жалость». Именно эта жалость вкупе с жизненной установкой «быть хорошим мальчиком»2 является причиной того, что в служении женщинам герой лишается собственного «я». Помогая им, герой входит в их жизнь, становится частью их биографии как второстепенный персонаж, Шурик захлебывается в связах с разными женщинами, его жизнь наполняется чужими требованиями и желаниями. В финале произведения Шурику почти тридцать лет. Он видит себя «немолодым, довольно мордастым», ощущает на себе кучу обязательств, которых он на себя не брал, но они были на него возложены. герой Улицкой «осознает бездарность своего существования». «Чего я хочу? Утешить всех их? Только ли утешить? Но почему?». «терпимость», «сострадание», «милосердие» и «жертвенность». Шурик в полной мере награжден всеми перечисленным качествам, но, как это ни парадоксально, это не приносит счастья ни ему, ни его женщинам. Упущено важное — умение бороться за собственное счастье, а значит и само умение быть счастливым. Деградация героя, потеря собственного я . испытать всю полноту счастья, живя исключительно для других, невозможно. стремясь утешить всех нуждающихся, тратя жизнь на исполнение чужих желаний; он «чувствует себя поездом, который прицепили к чужому паровозу, и он летит со страшной скоростью, но он не знает сам куда». В минуту прозрения Шурик «явственно осознал бездарность своего существования». В заглавии Шурик с уменьшительно ласкательным суффиксом, то есть он не смог перейти от мальчика к званию юноши и мужчины, а так и остался Шуриком+ фамилия корн в переводе с немецкого значит «хлеб», связь с "колобке", которого - после того как бабушка, на которой держался порядок в доме, умерла ("я от бабушки ушел") - все хотят и все едят понемногу. Именно как "колобок" Шурик и катится. |