ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»
ПРОГРАММА
МАСТЕР-КЛАССА ПО КОМПОЗИЦИИ
г. Ульяновск, 2022 г.
РАССМОТРЕНА
на заседании
Педагогического совета
Протокол №
от
| УТВЕРЖДАЮ
Директор
ОГБПОУ УКК и И
__________________
«_____»__________________2022 г.
| Авторы - разработчики:
Алабин М.П., преподаватель
Рецензент: СОГЛАСОВАНО
Директор
_____________________________
подпись
«_____»__________________2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССА | 4
| СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССА | 5
| условия реализации ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССА | 9
| Контроль и оценка результатов Освоения ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССА
| 10
| 1. паспорт ПРОГРАММЫ мастер-класса «Композиция»
1.1 Область применения программы
Программа мастер-класса «Композиция» может быть использована в рамках обучающих курсов в системе дополнительного образования в области художественного творчества.
1.2. Цели и задачи, планируемые результаты программы мастер-класса:
В рамках программы мастер-класса «Композиция» осваиваются умения и знания
Умения
| Знания
| - осуществлять целевой сбор и анализ исходных данных, подготовительного материала, необходимых для предпроектных исследований;
- использовать разнообразные изобразительные и технические приемы и средства при выполнении задания;
- работать с различными типами композиции;
- трансформировать мотивы природы в декоративные;
- работать с рейсфедером
| - методы организации творческого процесса;
- теоретические основы композиции;
- закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;
- основные изобразительные, технические средства и материалы проектной графики;
- основные законы построения композиции: равновесие, целостность, статика, динамика, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, пропорции, масштаб.
| 1.3. Количество часов на освоение программы мастер-класса «Композиция»:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 16 часов. Программа содержит два раздела: раздел №1 – Средства гармонизации композиции, раздел № 2 – Форма. Приемы трансформации, стилизации.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МАСТЕР-КЛАССА
«КОМПОЗИЦИЯ»
2.1. Объем программы и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем в часах
| Объем образовательной программы учебной дисциплины
| 16
| в том числе:
| теоретическое обучение (беседы в рамках темы программы)
| 4
| практические занятия
| 12
| Самостоятельная работа
| Не предусмотрено
|
2.2. Тематический план и содержание программы мастер-классов «Композиция» Наименование разделов и тем
| Содержание материала мастер-классов, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)
| Объем часов
| 1
| 2
| 3
| Раздел 1
| Средства гармонизации композиции.
| 8
|
Мастер-класс
«Статика и динамика в композиции».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Основные законы статичной и динамичной композиции.
| В том числе практических занятий
| ПЗ № 1. Выполнение эскиза статичной и динамичной композиции с цветовым акцентом (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
ПЗ № 2. Выполнение эскиза симметричной и ассиметричной композиции (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
| Мастер-класс
«Равновесие, не равновесие и контраст в композиции».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Основные законы равновесной, не равновесной, контрастной по размеру и форме композиции.
| В том числе практических занятий
| ПЗ № 3. Выполнение эскиза равновесной и не равновесной композиции (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
ПЗ № 4. Выполнение эскиза контрастной по размеру и форме композиции (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
| Мастер-класс
«Контраст, нюанс, ритм и метр в композиции».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Основные законы контрастной по тону, нюансной, ритмичной и метричной композиции.
| В том числе практических занятий
| ПЗ № 5. Выполнение эскиза контрастной по тону, нюансной, ритмичной и метричной композиции (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
ПЗ № 6. Выполнение эскиза ритмичной и метричной композиции (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
| Мастер-класс
«Композиционный центр в композиции».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Основные законы композиционного центра в композиции.
| В том числе практических занятий
| ПЗ № 7. Выполнение эскиза композиции с использованием композиционного центра (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
ПЗ № 8. Выполнение эскиза композиции с использованием композиционного центра и цвета (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
| Раздел 2
| Форма. Приемы трансформации, стилизации.
| 8
| Мастер-класс
«Стилизация».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Принципы и методы стилизации.
| В том числе практических занятий
| ПЗ № 9. Выполнение стилизации объекта (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
| Мастер-класс
«Декорирование и обобщение объекта».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Принципы и методы декорирования и обобщение объекта.
| В том числе практических занятий
| ПЗ № 10. Выполнение декорирования и обобщение объекта (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
| Мастер-класс
«Трансформация объекта».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Контрастные и сближенные цвета. Анализ постановки из предметов быта, сближенных по цвету.
| Принципы и методы трансформации объекта.
| ПЗ № 11. Выполнение трансформации объекта (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль).
| Мастер-класс
«Работа с рейсфедером».
| Содержание материала мастер-класса
| 2
| Принципы и методы работы с рейсфедером используя тушь и гуашь.
| В том числе практических занятий
| ПЗ № 12. Контрастные и сближенные цвета. Анализ постановки из предметов быта, контрастных по цвету (размер листа А 4, простой и цветной карандаш, линейка, циркуль, гуашь, тушь, баночка для воды, тряпочка).
|
| Аудиторная нагрузка
| 16
|
3. условия реализации программы мастер-класса 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы мастер-класса «Композиция» требует наличия учебного кабинета и мастерской графических работ с необходимым оборудованием.
Оборудование:
Методические разработки по композиции Наглядные пособия (образцы композиции по всем заданиям программы). Столы, стулья Графические и художественные материалы (простые карандаши, ластик, краски, емкость для воды, тряпочка, циркуль, линейка) Технические средства обучения: проектор, ноутбук.
3.2 Информационное обеспечение обучения Основные источники:
Для преподавателей:
1. Барышников, А. П. Основы композиции / А. П. Барышников, И. В. Лямин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 196 с.
2. Беляева, О. А. Композиция: практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022; Кемерово: Изд-во КемГИК. — 59 с.
3. Воронова, И. В. Основы композиции: учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 119 с.
4. Шокорова Л. В. Дизайн-проектирование: стилизация: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Шокорова. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 110 с.
Для обучающихся:
1. Теоретические основы композиции: методическое пособие. / Д.А. Начев. – СПб: Издательство «СПбКО», 2019. – 67 с.
Ресурсы сети Интернет
1. www.urait.ru Образовательная платформа Юрайт
4. Контроль и оценка результатов освоения программы мастер-класса Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Освоенные умения:
|
| Осуществлять целевой сбор и анализ исходных данных, подготовительного материала, необходимых для предпроектных исследований;
| Формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ (ПЗ № 1-12)
| Использовать разнообразные изобразительные и технические приемы и средства при выполнении задания;
| Формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ (ПЗ № 1-12)
| Работать с различными типами композиции;
| Формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ (ПЗ № 1-12)
| Трансформировать мотивы природы в декоративные;
| Формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ (ПЗ № 9-11)
| Работать с рейсфедером.
| Формализованное наблюдение и оценка результатов практических работ (ПЗ № 12)
| Усвоенные знания
|
| Методы организации творческого процесса;
| Опрос, оценка практической работы.
| Теоретические основы композиции;
| Опрос, оценка практической работы.
| Закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;
| Опрос, оценка практической работы.
| Основные изобразительные, технические средства и материалы проектной графики;
| Опрос, оценка практической работы.
| Основные законы построения композиции: равновесие, целостность, статика, динамика, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, пропорции, масштаб.
| Опрос, оценка практической работы.
|
|