Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Психоэкологический дизайн форсайтного пространства. Психоэкологический дизайн форсайтного пространства Заботы о себе и этическая концепция Благоговения перед жизнью в современной информационнопсихологической культуре опыт практического воплощения


    Скачать 158.5 Kb.
    НазваниеПсихоэкологический дизайн форсайтного пространства Заботы о себе и этическая концепция Благоговения перед жизнью в современной информационнопсихологической культуре опыт практического воплощения
    Дата03.01.2022
    Размер158.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихоэкологический дизайн форсайтного пространства.doc
    ТипДокументы
    #323609

    Психоэкологический дизайн «форсайтного» пространства «Заботы о себе» и этическая концепция «Благоговения перед жизнью» в современной информационно-психологической культуре – опыт практического воплощения.

    Голубев В.Г. врач- психотерапевт, психолог-психоаналитик, бизнес-тренер(IIMD),

    коуч(ICSTH), действительный член ППЛ РФ ,официальный

    преподаватель и супервизор практики Регионального класса

    ППЛ РФ, г. Краснодар.

    Е-mail:v_g_golubev@mail.ru

    Сёмов И.В. - врач- психотерапевт, действительный член ППЛ РФ ,

    тренер-консультант ННОУ «Учебный центр «Кубаньэнерго»,

    E-mail: i.v.semov@gmail.com

    Олейников Н.В. врач мануальной терапии, преподаватель, консультативный

    член ППЛ РФ

    Е-mail: n_v_oleynikov@mail.ru

    Панаэтов О.Г. канд. филол. н., доцент каф. истории журналистики и

    коммуникативистики Кубанского государственного университета

    Е-mail : panaetov@mail.ru

    Леднева Л.С. ген. директор ЗАО «ДСОЛ «Кавказ», к.п.н.

    Зимина Т. Е. зам. директора по воспитательной работе ЗАО «ДСОЛ «Кавказ»,, к.п.н.

    Е-mail : zimina_anapa@mail.ru

    Бондаренко Е. М. – педагог – психолог, руководитель психо – физической программы

    ЗАО «ДСОЛ «Кавказ»

    Е-mail : bondarenck-e@yandex.ru
    Авторы привлекают внимание к возникшим информационным «вызовам» для человека в современном обществе. Отмечается значимость этического императива «благоговения перед жизнью» и необходимость реализации принципа психоэкологического генеративного вектора при осуществлении социальных практик и технологий, составляющих ядро информационно-психологической культуры. Выделяется ключевое значение «Self» как концептуальной основы при осуществлении техник и практик «заботы о себе» для организации полноценной свободной человеческой жизни в индивидуальном и социальном контекстах. Описываются некоторые аспекты опыта применения метода «Мастерская будущего» в условиях временного детско-взрослого коллектива при реализации проекта «Заботливым сердцам – прекрасный Мир» в ДСОЛ «Кавказ» (г. Анапа)

    Ключевые слова: информационно-психологическая культура, техники и практики «заботы о себе», метод «Мастерская будущего», концепция «благоговения перед жизнью», «Self».

    Этика благоговения перед жизнью объемлет все.

    А. Швейцер

    Каждый из нас от рождения является «носителем» естественных информацион­ных систем — генетической, сенсорной, перцептивной, ментальной, и это означает, что инфор­мация пронизывает все известные уровни организа­ции личности человека — от проявляемого генотипа до произвольного мыш­ления и создает информационное единство огромного массива информации[21] (первичной - генетической, биологической, физической; вторичной – семантической, культурной, техногенной). Так как информация определяет ключевые психофизиологические процессы, то не будет пре­увеличением сказать, что она является также осно­вой психофизиологической целостности человека, и как следствие, основой его благополучия.

    Мы все живём, действуем и адаптируемся в таком вторичном информационном мире, который был практически не известен нашим предкам[8]. Современность, характеризующаяся как информационная эпоха, бескомпромиссно демонстрирует, что человек – существо информационное.

    Не только взрослые люди, но и в особенности подрастающие поколения, поглощают и «поглощаются» информационными потоками, даже не подозревая о том, что таится в информационных «волнах».

    Информационная революция привела к тому, что человек реаги­рует на «информационный мир», то есть на накопленное и частично перера­ботанное восприятие физического мира, значительно сильнее, чем на сам этот мир, в котором он физически существует.

    Возникший информационный «вызов» порождает необходимость в развитой информационно-психологической культуре, культуре овладения силами информационного мира (первичного и вторичного) для организации полноценной свободной человеческой жизни в индивидуальном и социальном контекстах. Такая информационно-психологическая культура как часть социальной реальности реализуется, как и всякая культура вообще, через активную деятельность в этом информационном мире. Особое место в создании любой социальной реальности занимают социальные техники и практики. Этому аспекту много внимания было уделено в исследованиях М.Фуко. Для него «техники» находятся в сердцевине «духовной» культуры и имеют центральное значение в воспроизводстве социального опыта. Эти тех­ники в качестве социальных техник касаются не чисто ментальных трансформаций субъекта, но захватывают его целиком во всей телесной полноте. Социальные техники оказываются встроенными в культуру как образование, культивирование в человеке «забо­ту о себе». Фуко стремился прояснить практические ас­пекты социально-культурного воспроизводства. Ведь ничто само со­бой не становится другим, необходимо участие опосреду­ющих элементов. И именно это обстоятельство делает «техническое» по-особенному причастным процессу куль­турной трансформации. В традиционном обществе люди «заботу о себе» (epimeleia), понимали как некое особое отношение к себе и другим, при котором происходит переключение взгляда с окружающего мира на то, что человек думает и что проис­ходит внутри его мысли. Практика «за­боты о себе» означала определенный образ действий субъекта по отношению к самому себе, в ходе которого он преобразует (transforme) и преобра­жает (transfigure) себя. «Для достижения этого результа­та, отмечал Фуко, — необходима совокупность практи­ческих навыков, приобретаемых путем большого количе­ства упражнений, которые будут иметь в истории западной культуры, философии, морали и духовной жизни долго­срочную перспективу» [26].

    В середине ХХ века лауреат Нобелевской премии мира А. Швейцер в своей этической концепции «благоговения перед жизнью» утверждал, что «добро - это сохранение и развитие жизни, а зло - унижение и уничтожение ее. Смысл человеческой жизни заключается в благоговейном отношении ко всякой жизни: хорошо - поддерживать, взращивать жизнь, возвышать ее до высшей ценности, плохо - уничтожать жизнь, вредить ей, стеснять ее. Добро - это содействие жизни. Подобное воззрение находит воплощение только в деятельности. Поэтому «благоговение перед жизнью» является идентичным ответственности за жизнь, не только за одиночное существование, но и за достойное человека устройство общества. Принцип "человек человеку" обеспечивается отношениями солидарного сотрудничества между людьми и вовлечения в сферу солидарного сотрудничества все большего числа людей. Во взаимопомощи, взаимослужении, взаимоответственности людей практически реализуется принцип благоговения перед жизнью» [ 29].

    Началом изменения человечества является сам человек, а развитие и самосовершенствование всех его качеств и способностей — гарант процветания человечества.

    Современные социальные техники и практики овладения информационной реальностью, созидающие соответствующую информационно-психологическую культуру, своими следствиями должны основываться на этическом императиве «благоговения перед жизнью» и реализовывать принцип психоэкологического генеративного вектора, т.е. их характер влияния на процессы жизнедеятельности человека – от сохранения через усиление к увеличению мощности, продолжению и разнообразию, порождению новых форм (лат. genus – порождать, вызывать)[7].

    Особое значение для современной информационно-психологической культуры имеет один из центральных концептов индоевропейской «концептосферы[12] «Самость», представляющий собой результат когнитивной деятельности отдельных людей и целых обществ в исторической перспективе, несущий комплексную, систематическую информацию о самом человеке и её интерпретацию коллективным сознанием, отражающий культуру народов[11]. Данный концепт, с нашей точки зрения, является базовой единицей мыслительного кода современного человека, основой его развивающейся психологической культуры и созидающей, ответственной власти в «новые информационные времена»[22].

    Дискурс «Самости»[1] и соответствующие этому дискурсу социальные техники и практики [13] являются вкупе важным феноменом, характерным для индоевропейской культуры в целом. Так, в ведических доктринах идея «Я», «Атмана» считается одной из форм проявления Божественного принципа – «Атман есть Брахман», т.е. «Я тождественно Абсолюту» [24]. В работе «Этика заботы о себе как практика свободы» М. Фуко, комментируя свои многолетние исследования на кафедре «История систем мысли» в Колледж де Франс , отмечает, что «в греко-римском мире поиск Самости или забота о себе был способом, каким индивидуальная свобода — или, до известной степени, гражданская свобода — осмыслялась как этика. У греков и римлян — особенно у греков, — чтобы вести себя достойно, чтобы практиковать свободу как подобает, необходимо было заниматься собой, заботиться о себе, и сразу для того, чтобы познавать себя. Возьмем пример с Сократом - именно Сократ окликает людей на улицах или юношей в гимнасии, задавая им вопрос: «Ты занимаешься собой?» Сократу поручил это бог, это миссия Сократа, он не перестанет задавать этот вопрос даже в момент, когда ему будет угрожать смерть»[25].

    Такой импульс центроверсии отображён также непосредственно в этимонах латинского языка. В подтверждение приведём пример со словом «discrimen»(лат.) – опасность, производное от «discerno» (лат.- со значением отделять, разделять). «Cerno» как форма «cresco» (лат.- со значением расти, превращаться) одного корня с «creo» (лат.- возвращаться к себе). Т.е. опасно все то, что связано с уходом и/или отказом от себя, от своей Самости.

    Понятие «Self» в настоящее время так же занимает место одного из ключевых понятий в тезаурусе современной психологической антропологии [14]. Развитию и содержательному наполнению понятия «Self» посвятили свои силы такие титаны аналитической психологии как К.Г. Юнг и Э. Нойманн, интегрировавшие результаты своей работы в теорию и практику центроверсии. Которую они считали основной движущей силой эволюции сознания, приводящей к раскрытию и реализации Самости (Neumann Erich, 1949 ) [31]. В этом же ряду находятся работы психоаналитиков с мировыми именами - М. Балинта «Базисный дефект», Х. Кохута «Анализ самости» и «Восстановление самости», заложившие основы нового направления – психологии Самости.

    Социальные техники и практики «заботы о себе», использующие все возрастающую мощность информационного «взрыва», могут способствовать становлению и развитию «Self Hume» технологий в современной информационно-психологической культуре, обеспечивающей человеку дальнейшее раскрытие данного ему потенциала.

    Для освоения как уже существующих, так и для создания новых элементов таких «Self» - центрированных практик и техник, нами используется формат «Мастерской будущего», ориентированный на перспективу и по сути являющийся формой группового форсайтного исследования[18]. Основной технический принцип этого метода её автор, австрийский футуролог, Роберта Юнгк выразил следующими словами: « ... сама мастерская будущего имеет такое содержание, которое делает возможным использование многих методов, иначе она сама себе противоречит» [34].

    «Мастерские будущего» являются:

    • целостными, т.е. они нацелены на интегрирование изменений личности и общества, рационального и интуитивного, интеллектуального и духовного, а также познавательного и эмоционального;

    1. • креативными, т.е. речь идет о методе планирования, проектирования и развития, для которого необходима созидательная фантазия и социальная ориентация творческих поисков участников;

    • коммуникативными, т.е. они дают шанс свободно выражать потребности и желания, представления и идеи, а также страхи и опасения участников;

    • синтезом рационально-аналитических и интуитивно-эмоциональных процессов.

    В 1983 году Р.Луц [33] разработал еще одну версию этого метода, в которой он интегрировал в уже имеющийся метод свой опыт из психологии. Как существенную цель своей разработки он называет выявление индивидуальных и глубоко заложенных эмоций, а вышестоящей целью является реализация экологического и равноправного образа жизни, который может быть имитационно апробирован в рамках «Мастерской». В этом смысле Р.Луц определяет «Мастерскую будущего» как «социальную экспериментальную лабораторию, в которой активными участниками продумываются и проектируются альтернативные версии будущего» [35]

    Подход Р.Луца в отличие от классической концепции сильнее подключает к этому методу телесно-душевное измерение.

    Формат «Мастерской будущего» позволяет участникам существенно интенсифицировать процессы не только освоения и актуализации, но так же и создания навыков и компетенций, востребованных как в текущий момент, так и связанных с прогнозируемым будущим. Т.е. «Мастерскую» можно понимать как способ, как технику и практику осуществления заботы о себе и своем окружении не только в настоящем, но и с ориентацией «из будущего».

    Этот метод предоставляет многообразные возможности при обсуждении вопроса, каким бы мы хотели видеть будущееи в каком будущем хотели бы мы жить. «Мастерская» позволяет открыть «желаемое будущее», которое значительно отличается от современной ситуации и «вероятного» развития [37] и предоставляет возможность в большей степени вовлечь фантазию и творчество[20]. Она является методической возможностью изучения существенного вопроса бытия во всех его проявлениях. В «Мастерской» будущее понимается как диапазон возможностей активного и ответственного его построения.

    Особенным и необычным в этом методе является отход от привычного рассмотрения перспектив. Будущее не рассматривается больше как продолжение настоящего, а наоборот, из желаемой перспективы разрабатываются стратегии развития настоящего, для того чтобы можно было повлиять на развитие настоящего .

    Юнгк так же указывал на растущую пропасть между экономико-техническим прогрессом, с одной стороны, и созданием гуманных условий жизни, с другой стороны. «Исследования и техника в этом завершающимся столетии вступили в болезненное несоответствие к социальной возможности овладеть ими, а также к социальным и психическим нагрузкам на человека»[36]. Одну из возможностей сокращения этой пропасти Юнгк видел в развитии социальной фантазии, т.е. безвластных методов воздействия и влияния, которые ведут к социальным, политическим и экономическим изменениям.

    Дальнейшее действительное и деятельное воплощение результатов связано с ответственностью и активностью каждого участника «Мастерской».

    Этот метод как форма «социальной экспериментальной лаборатории» послужил фундаментом методики сопровождения в 2011 году образовательной программы «Формирование компетенции здоровьесбережения и саморегуляции в среде временного детско - взрослого коллектива (ВДВК)» с рабочем названием -«Помоги себе сам» , разработанной, апробированной и проводимой в ДСОЛ «Кавказ» (г. Анапа) с 2008 года.

    Условия ВДВК всегда создавали пространство, отличное от привычного образа жизнедеятельности как детей, так и взрослых, что всегда позволяло реализовывать проекты, требующие погружения в определённую информационно – деятельностную среду. Для авторского коллектива программы «Помоги себе сам»» особенно важен тот факт, что традиционные сроки санаторного сезона (21 день) являются минимальным промежутком времени для выработки привычки – навыка заботы о себе и своём теле. Целью программы является формирование навыков здравого образа жизни через приобретение знаний и умений по сохранению, укреплению и развитию своего биологического (физического и психического) здоровья. В каждодневных действиях результат ндостигается с помощью занятий курсов (лечебная гимнастика, релаксация, практическая психология – телесноориентированная, сказкотерапия, арттерапия, аквааэробика, подвижных игр, альпинизма, подводного плавания, прикладногое творчества – оригами, бисероплетение, макраме) и организационно – структурных действий (утренней психофизической «Зарядки бодрости», вечернего дыхательного комплекса упражнений «Ночное дыхание», десятидневного курса принятия кислородного коктейля и фиточаёв, водных процедур - морские купания, бассейн, сауна, терренкура (дозированная ходьба). Деятельность дня планируется с минимальным присутствием в «четырёх стенах». Данные составляющие программы взаимно дополняют друг друга и базируются на четырёх основах:

    1. Действие и отдых (активизация и релаксация);

    2. Дыхание;

    3. Концентрация внимания;

    4. Образное мышление (эйдическое мышление, «эйдос» - с греч. «яркий образ»).

    Все занятия программы направлены на раскрытие семантики этих понятий и приобретение конкретных навыков по их применению. В итоге складывается единое восприятие смены, как прототипа территории здравого образа жизни.

    Динамика содержательного развития программы «Формирование компетенции здоровьесбережения и саморегуляции в среде временного детско - взрослого коллектива (ВДВК)»:

    1. Июль – сентябрь 2008 года – формирование курса «Релаксация» через пробное включение разных форм проведения занятий по расслаблению своего тела и курса бесед «Помоги себе сам».

    2. Май – сентябрь 2009 года – курс «Релаксация», психологические курсы по возрастным категориям, курс «Лечебная гимнастика».

    3. Апрель – декабрь 2010 года – введение организационно – структурных действий: утренняя психофизическая зарядка «Бодрость», комплекс дыхательных упражнений «Вечернее дыхание», приём кислородных коктейлей и фиточаёв.

    4. Апрель – октябрь 2011 года - расширение и углубление содержания программы на основе «Мастерской будущего» в проект « Заботливым сердцам – прекрасный Мир» через активную адаптацию и последующее полноценное включение в деятельность коллектива санатория групп студентов, прибывших для прохождения производственной практики. В этот период опыт «Мастерской» освоили 142 сотрудника педагогического состава ДСОЛ «Кавказ» (126 студентов – практикантов, 16 педагогов и психологов). По результатам действительного и деятельного воплощения формата «Мастерской» в ежедневной активности каждого участника в условиях ВДВК было выдано 95 удостоверений ППЛ о прохождении авторского семинара « Мастерская будущего». Интеграция программ двух творческих авторских коллективов в единый проект «Заботливым сердцам – прекрасный Мир» позволила более успешно в среде временного взросло-детского коллектива формировать и развивать желания и умения заботиться о себе и об окружающих, успешно инициировать более ответственное и осознанное поведение в молодежной и детской среде. Мы оцениваем это как крайне значимый этапный результат в такой совместной деятельности.

    Важной составной частью заботы является совладание с эмоциональными проявлениями, как своими собственными, так и других людей. Такая позиция обусловила интеграцию в нашей работе формата «Мастерской будущего» с элементами «Театра архетипов», - методики психодиагностики и разрешения глубинных конфликтов путем ролевого тренинга[28]. Основой для такой интеграции послужил сюжет русской народной сказки «Про Колобка», исходно содержащий потенциал как для драматизации архитипических аффектов первичной Самости (Stewart,1987), так и для реализации импульса аутентичности при встрече с complexio oppositorum архитипических установок культурной Самости (Henderson,1984) [27].

    Вариативность развития сценарных линий традиционного сюжета «Про Колобка» в метафорической ролевой игре «Колобок – Колобол», обеспечивающаяся как методом «Мастерской будущего» в целом, так и проработкой «Системной службы» в «Театре архетипов», позволяет задействовать так же ту часть информационных систем участников, которые основаны на интергенерационных и трансгенерационнаых механизмах передачи психических содержаний[9] При этом каждый архетипический аффект использовался как отдельные «подмостки», как самостоятельная «сцена» для основных «домов» методики «Театра архетипов».

    Так же метод «Мастерская будущего» был дополнен нами элементами актерского мастерства. Обращение к театральной педагогике вполне закономерно в условиях временного детского коллектива, одной из важнейших составляющих которого является фигура вожатого. Психологическая подготовка последнего – условие успешного проведения смены. Перед вожатым, на котором лежит большая ответственность как за жизнь и здоровье детей, так и за психологический климат в отряде, встают порой непривычные проблемы, связанные с умением организации отдыха, умением разрешать различного рода конфликты, решать проблемные ситуации, возникающие как в детском коллективе, так и во взаимоотношениях «взрослый – ребенок». Кроме того, элементы актерского мастерства, которые осваивали вожатые, обеспечивают его хорошим методическим подспорьем в работе с детским коллективом, в организации развивающего досуга.

    Актерское мастерство уходит своими корнями в глубокую древность. Было замечено, что данный вид деятельности влияет не только на повышение профессионального уровня актера, но и на обстановку в актерском коллективе, а также на психофизиологическое состояние человека. На это обращал внимание известный отечествненный психолог Л. Выготский [4]. В основе использованных упражнений – признанная во всем мире система театрального деятеля и педагога К.С. Станиславского [23]. Ряд упражнений этой системы были глубоко осмыслены и переработаны такими известными тетральными режиссерами и педагогами, как С. Гиппиус [5] и М. Кипнис [10]. Обращался к ней и известный врач Я.Л. Морено [16]. Выявлено положительное влияние этих упражнений на развитие воображения, внимания, памяти, творческой фантазии, интуиции.

    Целями включения элементов актерского мастерства являются освоение основ стратегического самоменеджмента[6], а также позитивное социальное взаимодействие. Для достижения этих целей вожатый должен не только овладеть определенным набором предложенных упражнений, методикой их проведения, но и осмыслить, отрефлексировать область их применения. Стержневой основой здесь является концепт «заботы о себе», о партнере, об успехе всего педагогического коллектива, о жизни детского коллектива.

    Областью применения используемых упражнений актерского тренинга являются самоменеджмент, командообразование, работа с детским коллективом. В ходе данного вида работы обеспечивалось обнаружение и снятие «мышечного и психологического панциря» - всевозможных зажимов, сковывающих свободу тела, мышц, а также зажимов, сковывающих социальное взаимодействие. И как следствие - научение управлению телом и собственным психическим состоянием. Психофизическая практика, которой является комплекс упражнений, предполагает выработку механизма психосоциальных регуляций, развитие социальной компетентности (малые и средние группы), психофизическую подготовку, способствующую адаптации в детском и педагогическом коллективе. В области командообразования речь идет о сплочении коллектива (примерно 70 – 80 чел.). Вместе с тем, предполагается налаживание взаимодействий между различными группами членов этого коллектива (малые группы 5 – 10 чел.), а также между парами членов, которым предстоит совместная деятельность.

    Ряд упражнений предполагает физический разогрев. Это различные физкультурно-спортивные упражнения, работа с воображаемыми предметами («обруч», «канат», «воздушный шар», «упрямый осел», «качели» и т.д.), работа с воображаемыми состояниями – «мышечный контролер» («воздух – желе – камень», «масленка», «багажная полка», «штангист», «спагетти», «вездеходы»).

    Важной составной частью являются упражнения, направленные на приобретение навыков взаимодействия, сотрудничества:

    - умение концентрироваться на партнере («поводырь», «контакт», «имя+жест», «сад скульптур», мини-этюды);

    - умение «пристраиваться» для решения общей задачи («хлопки», «таракан», «песня+жест», мини-этюды, пантомимические этюды);

    - освоение невербальных средств коммуникации, умение осуществить «перевод» от физиологии к психологии (мини-этюды, показы);

    - развитие быстроты реакции: переход от задания к заданию, смена типов заданий (от расслаблений к концентрации, от бега к полной остановке, от самопогружения к активному взаимодействию с партнером);

    - развитие партнерских отношений, усиление доверия, снятие внутренних зажимов и страхов («поводырь», «не подглядывай», «прятки ночью», «цифра – группа»);

    - развитие смекалки («фигуры по команде без рук», «сад скульптур», «счет по одному до 21», «переход по одному до 21»).

    Как один из блоков использовались отдельные упражнения по освоению и развитию мелкой моторики[17]. Как известно, кисть управляется большой ключевой зоной префронтальной извилины, которая является частью лобной доли коры головного мозга. Основой для разработки этих упражнений, направленных на освоение и развитие различных уровней организации движений, послужили представления об уровнях построения движения Н.А. Бернштейна[2], уровнях сознания Величковского[3] и уровнях общения Е.В. Максимовой[15]. Построение таких движений онтогенетически тесно связано со схемой тела, схемой действий и через это со схемой мира[19]. Само движение интегрирует, объединяет образ действий, образ тела с образом мира. На этом основано понимание, познание и развитие себя.

    В связи с происходящими тенденциями обеднения ручной деятельности и её регуляции в современном информационном обществе освоение и развитие мелкой моторики является более чем актуальной задачей. Последние исследования в области нейробиологии содержат данные, что при информационном воздействии изменения наблюдаются и в работе мозга. Условно стали разделять поколения людей на «цифровых мигрантов» и «цифровых туземцев». «Цифровые мигранты» - поколение, которое получило возможность использовать цифровые приборы в зрелом возрасте. «Цифровые туземцы» «с младых ногтей» - в непосредственном контакте с цифровыми гаджетами. Показано, что для решения одинаковых по содержанию задач, в мозге этих поколений активируются разные участки. [32].

    Задействованные в работе упражнения помогают в установлении прямого общения, развивают умение понять и анализировать свое эмоциональное состояние, эмпатически воспринимать окружающих.

    Это обеспечивает развитие эмоционального интеллекта [30] через тренировку как активной коммуникативной деятельности, так и её регуляции, что реализуется в налаживании партнерских отношений. Для этого необходимо - и адекватно понимать все виды высказываний партнера: вербальные (в том числе не только прямое высказывание, но и подтекст), мимику, жест и умение передать все то, что ему хотелось бы выразить самому, и использовать партнерские отношения для выполнения конкретных задач с наибольшей эффективностью и личной ответственностью за достижение цели.

    В итоге реализация проекта «Заботливым сердцам – прекрасный Мир» с использованием метода «Мастерской будущего» на этапе активной адаптации сотрудников постоянного и сезонного педагогического коллектива к реализации образовательной программы «Формирование компетенции здоровьесбережения и саморегуляции в среде временного детско - взрослого коллектива» в начале каждой смены создавала мощный интеграционный и творческий импульс, что способствовало эффективному достижению поставленных целей.
    Список литературы

    1. Анна Батори, Вацлав Бак, Петр Олеш, Малгоржата Пучальска-Василь Диалогическая самость: исследование и применение / Реконструкция субъективной реальности. Психология и лингвистика / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр(О.В. Свинченко), 2010. – 172с.,с.11-29

    2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологической активности. Биомедгиз: М., 1966, - 422 с.

    3. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. — М.:Издательский центр «Академия», 2006. — С. 298

    4. Выготский Л. Психология искусства. Минск. 1998

    5. Гиппиус С. Актерский тренинг. Гимнстика чувств. М.- СПб., 2008

    6. Голубев В.Г. Стратегический самоменеджмент как инструмент информационно-психологической безопасности человека в современных условиях / ежемесячный рецензируемый научно-практический журнал «Психотерапия» 2010г. №8(92). – с.37-41

    7. Голубев В.Г. Self и High Hume – психоэкологические координаты власти человека и власти над человеком в эпоху постмодерна / приложение к ежемесячному научно-практическому журналу «Психотерапия», Материалы научно-практической конференции « Роль психотерапии и психологического консультирования на современном этапе развития общества» 01-08 мая 2011 г., Анапа, с.47-51.

    8. Голубев В.Г. , Сердюков С. Информационная алхимия семьи - современные комментарии к « Opus informaticus» / приложение к ежемесячному научно-практическому журналу «Психотерапия», Материалы научно-практической конференции « Роль психотерапии и психологического консультирования на современном этапе развития общества» 01-08 мая 2011 г., Анапа, с.51-53

    9. Голубев В.Г., Кривцов К.Ю. Психоэкологический дизайн современного информационного пространства «Качество жизни» / приложение к ежемесячному научно-практическому журналу «Психотерапия», Материалы научно-практической конференции « Роль психотерапии и психологического консультирования на современном этапе развития общества» 01-08 мая 2011 г., Анапа, с.33-37.

    10. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., 2007

    11. Когнитивная лингвистика / З.Д.Попова, И.А. Стернин. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2010.-314,[6]с. – (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия), с. 5-38.

    12. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН – СЛЯ – 1993,№1. – с.3-9

    13. Луиза Дж. Филипс и Марианне В. Йоргенсен. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2004, - 336с.

    14. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, совре­менное состояние, перспективы: Учебное посо­бие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. — 624 с. — («Gaudeamus»),с. 565-573.

    15. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А.Бернштейна. – М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. – 288с.

    16. Морено Я.Л. Психодрама. М., 2001

    17. Олейников Н.В. Боди-коучинг как составляющая информационно-психологической культуры человека / приложение к ежемесячному научно-практическому журналу «Психотерапия», Материалы научно-практической конференции « Роль психотерапии и психологического консультирования на современном этапе развития общества» 01-08 мая 2011 г., Анапа, с.62-63

    18. Опасная бритва Оккама / Сергей Переслегин. — М.: ACT: Астрель, СПб.: Terra Fantastica, 2011. — 664с., с.412-660

    19. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза:Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Генезис,2011. – 474с.

    20. Сёмов И.В. Психоэкология творчества / приложение к ежемесячному научно-практическому журналу «Психотерапия», Материалы научно-практической конференции « Роль психотерапии и психологического консультирования на современном этапе развития общества» 01-08 мая 2011 г., Анапа, с.64-67

    21. Сердюков.Ю.М., Забияко А.П., Кобызов Р.А.,Тюрина Ю.А., Лазарева И.В. Современные контексты магии, религии и паранауки - М.: Academia, 2008. 272 с., с.9-69

    22. Ситуационная и личностная детерминация дискурса / Под ред. Н.Д. Павловой,И.А. Зачесовой. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 384с.(Труды Института психологии РАН)

    23. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1938

    24. Упанишады / Пер. с санскрита, исслед., коммент. и прил. А.Я.Сыркина. – 3-е изд., испр. – М.: Вост. лит., 2003. – 782с. – (Памятники письменности Востока: Осн. в 1965 г./ Редкол.: Г.М. Бонгпрд-Левин(пред.) и др.)., с.с. 11-69

    25. Фуко Мишель Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. Б.М. Скуратова под общей ред. В.П. Большакова. – М.: Праксис, 2006. – Ч.3. – 320с. – (Серия «Новая наука политики»), с.с. 241-270

    26. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып.1. – М.: Прогресс,1991

    27. Ходоров Джоан. Танцевальная терапия и глубинная психология: Движущее воображение/ Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2009. – 179-189с.

    28. Чеглова И. А. Театр архетипов в психотерапии, тренингах и системном консультировании. Учебное пособие. Москва, 2011. — 92 с.

    29. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1993.

    30. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс,2055. – 301 с.

    31. Эрих Нойманн. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ..– М.: « Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1998. – 464с., с.с. 7-8, 403-423.

    32. iBrain. Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind by Gary Small, M.D. and Gigi Vorgan, 2008

    33. LUTZ R. (1983): Die Friedenawerkatatt. Ein Weg zur Uberwindung der apokalyptiechen Verzweiflung, in: LUTZ R. (Hrag.): Bewubtseins(R)evolution, Weinheim

    34. JUNGK R. (1992): In jedem Menschen steckt vielmehr, als er selber weib. Ein Interview mit Robert Jungk, in: Padagogik, Heft 6

    35. JUNGK R./ MULLERT N. R. (1989): Zukunftswerkstatten - Mit Phantasie gegen Routine und Resignation, Munchen

    36. JUNGK R./ MULLERT N. R./GEFFERS S. G./SOLLE A (1990): Zukunfte "erfinden" und ihre Verwirklichung in die eigene Hand nehmen. Was Burgerinnen und Burger in Zukunftswerkstatten entwickeln und vorschlagen, Ratingen/Wuppertal/Berlin

    37. WEINBRENNER P.,/HACKER W. (1991): Zur Thitorie und Praxis von Zukunfswerkstaten, in; BUNDESZENTRALE FUR POLITISCHE BILDUNG (Hrsg.): Methoden in der politischen Bildung — Handlungsorientierung (Schriftenreihe Band 304), Bonn, S. 115 ff


    написать администратору сайта