Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность и детерминирующие процесса восприятия

  • Фактор первого впечатления.

  • Фактор привлекательности.

  • Фактор отношения к нам.

  • Культура и восприятие

  • Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации

  • Потребность в аффилиации.

  • Эмоциональное состояние.

  • Пространственная близость.

  • Физическая привлекательность.

  • Личное отношение к партнеру.

  • Атрибуция в межкультурной коммуникации

  • Ошибки иллюзорных корреляций

  • Стереотипы в межкультурной коммуникации

  • Функция передачи относительно достоверной информации

  • Предрассудки в межкультурной коммуникации

  • Психологический аспект межкультурной коммуникации. Психологический аспект межкультурной коммуникации


    Скачать 47.34 Kb.
    НазваниеПсихологический аспект межкультурной коммуникации
    Дата17.08.2022
    Размер47.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихологический аспект межкультурной коммуникации.docx
    ТипДокументы
    #647639

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

    Сущность и детерминирующие процесса восприятия


    Для эффективной и успеш­ной коммуникации с представителями других культур партнерам необходимы определенные знания, навыки и способности, которые формируют у них адекватное и верное взаимопонимание.
    Процесс коммуникации начинается с наблюдения за партнером, его внешностью, голосом, особенностями поведения и т.д. Совокупность этих наблюдений составляет процесс восприятия, который в самом общем виде представляет собой отбор, организацию и интерпретацию чувственных данных. Эта исходная и обязательная составная часть коммуникации получила название перцептивной стороны общения.
    Термин «перцептивный» используется не просто как «восприятие», а как познавательное восприятие собеседника или пар­тнера. Восприятие своего партнера по коммуникации происходит в виде его «прочтения», в ходе которого расшифровываются особенности внутреннего мира и личности в целом по ряду внешних (в основном невербальных и паравербальных) проявлений. Одновременно осуществляется и эмоциональная оценка другого, предпринимается попытка понять логику его поступков и мышления и на основе этих знаний строить стратегию собственного поведения.
    Всю информацию о другом человеке мы получаем через органы чувств в форме ощущений, при этом полученной информации всегда придается определенное значение, т.е. она интерпретируется.
    Восприятие человеком информации об окружающей среде носит избирательный характер. Культурный и жизненный опыт, эмоции, воспитание, образование каждого человека индивидуальны и неповторимы, и по этой причине разные люди просто не в состоянии давать одним и тем же событиям одинаковую интерпретацию. Получая информацию из окружающего мира, человек систематизирует и упоря­дочивает ее в удобной для себя форме. Воспринима­емые вещи, люди, отношения, события и явления подразделяются на соответствующие группы, классы, виды, т.е. категории. В психологии этот процесс получил название «категоризация».
    С помощью категоризации можно строить пред­положения и предсказания, структурировать и устанавливать связь между нашими знаниями о людях и окружающем мире, описывая типичные образцы поведения и отдельные поступки людей, давая им характеристику.
    Если какое-либо событие не может быть подвергнуто категоризации, то возникает беспокойство или даже страх по этому поводу, поскольку создается ситуация неопределенности и неясности. Для того чтобы легче справляться с разнородной окружа­ющей действительностью, необходимы гибкие категории.
    Ученые выделяют четыре главных фактора, которые в основном определяют восприятие действительности в процессе коммуникации:
    - первого впечатления;
    - «превосходства»;
    - привлекательности;
    - отношения к нам.

    Фактор первого впечатления. Каждый человек имеет собственные представления и суждения о других людях, об окружающем мире и о са­мом себе. Для процесса коммуникации фактор первого впечатления име­ет большое значение, поскольку образ партнера, который начинает формироваться сразу при знакомстве, становится регулятором всего последующего поведения. Первое впечатление позволяет правильно и эффективно начать общение в конкретной ситуации.
    Факторами, формирующими контекст ком­муникации, чаще всего выступают место и время встречи, намерения и цели участников, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д.
    От сочетания этих факторов и особенностей партнеров зависит «техника» общения. Выбор «техники» общения диктуется со­циокультурными и личностными характеристиками партнера, которые позволяют отнести его к какой-то категории или группе. В начале общения в фокусе восприятия оказываются признаки партнера, позволяющие определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации общения и требованиями к построению дальнейшего поведения.
    Первое впечатление о человеке во многом зависит от его внешнего вида. Особенно много может сказать одежда. В каждой культуре существу­ ют виды одежды, позволяющие сделать заключение о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), иногда — о событиях в его жизни (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает на профессию ее владельца.
    В действии фактора первого впечатления важно, достоверно оно или ошибочно.
    Фактор превосходства. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное восприятие партнера. В этой ситуации начинает действовать фактор «превосходства», в соответствии с которым происходит определение статуса партнера по коммуникации. Исследования показывают, что для определения этого параметра ком­муникации служат два источника информации: 1) одежда, включающая все атрибуты внешности человека, в том числе и знаки различия, очки, прическу, драгоценности и т.п.; 2) манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает и смотрит человек во время общения).
    В настоящее время, когда практически во всех культурах исчезли столь жесткие предписания и ограничения, роль одежды в кодировании социального положения человека все же остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека, элементы которой одновременно являются признаками, определяющими формирование первого впечат­ления о его статусе. Здесь наиболее важными являются три показателя: 1) цена (чем она выше, тем выше статус); 2) силуэт (одежда людей высокого социального положения от­личается «строгим», «официальным» силуэтом); 3) цвет (в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение). Все эти особенности неосознанно фиксируются сознанием человека и влияют на оценку статуса, следовательно, и на тип взаи­моотношений в форме превосходства или равенства партнеров по коммуникации.
    Особенно часто фактор превосходства можно наблюдать при МКК, когда человек оказывается в ситуации, которую он не понимает, в которой он плохо ориентируется, что влечет за собой определенную зависимость от своих партнеров по общению. В этом случае тот, кто, на­против, прекрасно понимает суть происходящего, иначе говоря, хозяин ситуации, обязательно будет вести себя уверенно, независимо и, следо­вательно, демонстрировать в манере поведения элементы превосходства. Действие фактора превосходства начинается тогда, когда при общении человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения. С одной стороны, на этой основе он может строить свое поведение в данный момент, а с другой — при оценке личности партнера может допускать ошибки, преувеличивая или преуменьшая те или иные его качества.
    Фактор привлекательности. Путем психологических исследова­ний достоверно установлено, что существуют реальные основания для восприятия и понимания человека по его внешности. Доказано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим, отноше­нии к себе, состоянии его чувств в данной ситуации общения. В этом проявляется действие фактора привлекательности при коммуникации. По своей сущности фактор привлекательности имеет ту же соци­альную природу, что и фактор превосходства, поэтому их механизмы схожи. В этом отношении привле­кательность представляет собой не что иное, как степень приближения к: соответствующему типу внешности, максимально одобряемой той социокультурной группой, к которой принадлежит человек.
    Наиболее значимым признаком фактора привлекательности яв­ляется телосложение человека. Принято выделять три основных типа телосложения:
    - эндоморфное (пикническое) — склонные к полноте люди;
    - мезоморфное — стройное, сильное, мускулистое телосложение;
    - эктоморфное (астеническое) — высокие, худые, хрупкие фи­гуры.
    Сами по себе типы телосложения не имеют принципиального значения для коммуникации. Главное здесь — какой тип телосложения социально одобряется, а какой — нет. Привлекательность определяется социально одобряемым типом и усилиями, затраченными на его полу­чение. Фактором привлекательности является стремление человека выглядеть социально одобряемым и быть отнесенным к группе с социально одобряемыми знаками.
    Фактор отношения к нам. Фактор отношения к нам проявляется при общении в чувствах симпатии или антипатии, в согласии или не­ согласии с нами. Основой это­ го фактора служит представление о так называемых субъективных группах, которые не существуют в природе, т.е. не детерминированы общественными отношениями, а имеются только в нашем сознании. Действие отмеченных факторов происходит постоянно в процессе восприятия, однако роль и значение каждого из них в той или иной конкретной ситуации различны, поэтому восприятие одних и тех же явлений каждый раз происходит специфическим образом. В резуль­тате восприятие человеком окружающего мира носит избирательный характер. Люди, ситуации, явления и предметы своего окружения вос­принимаются индивидами не абсолютно адекватно и не такими, как их описывают другие наблюдатели, а чаще всего такими, какими эти индивиды ожидают их увидеть. Восприятие всех явлений окружающего мира фильтруется через упорядоченную систему установок, значимости полученной ин­ формации, а также ожиданий, интересов, чувств, черт характера.

    Культура и восприятие


    Взаимодействуя и общаясь друг с другом, люди из разных культур исходят из разного перцептивного опыта. Однако физический механизм восприятия един для всех индивидов: органы чувств подают сигнал через нервную систему в мозг, где происходит его идентификация и интерпретация. Если процесс формирования ощущений у всех людей 117 одинаков, то процесс идентификации и интерпретации полученных ощущений определяется культурой. В рамках одной культуры можно встретить большой спектр различий, но именно культура определяет нашу субъективную реальность, про­являясь в восприятии и поведении. Поведение — реакция человека на восприятие окружающего мира, которая культурно обусловлена. Каждая культура дает свое представление об окружающем мире, и лишь понимая представления других человек способен общаться с ними, понимать их и свое поведение.
    Восприятие формируется через активное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит от таких факторов, как пол, опыт, воспитание, образование, потребности. Значительное количество жестов, звуков и типов поведения в целом интерпретируется носителями различных культур неодинаково. Культурная принадлежность человека определяет интерпретацию им того или иного факта, т.е. когда при восприятии какого-либо элемента 118 реальности добавляется компонент культуры, то его «объективная» интерпретация становится еще более проблематичной. Культура дает человеку определенное направление в воспри­ятии мира органами чувств, и это влияет на то, как интерпретируется и оценивается информация, получаемая из окружающего мира. Другой культурной детерминантой, определяющей восприятие человеком реальности, является язык, на котором он говорит и выражает свои мысли. В свое время ученые задались вопросом: действительно ли люди из одной языковой культуры видят мир иначе, чем из другой? В результате наблюдений и исследований этого вопроса сложились две точки зрения — номиналистская и релятивистская.
    Номиналистская позиция исходит из утверждения, что восприятие человеком окружающего мира осуществляется без помощи языка, на котором мы говорим. Язык является просто внешней «формой мысли», поэтому в ходе мыслительной деятельности в сознании всех людей формируются одинаковые образцы реальности, которые могут быть выражены различными путями па разных языках. Люди говорят на разных языках, не означает, что у них разные пер­цептуальные миры и по-разному протекают мыслительные процессы.
    Релятивистская позиция предполагает, что язык, на котором мы говорим, особенно структура этого языка, определяет особенности мышления, восприятие реальности, структурные образцы культуры, стереотипы поведения и т.д. Восприятие цвета — культурно обусловленная характеристика, причем различие культур в восприятии цвета проходит в двух плоскостях: во-первых, культуры различаются как по количеству цветов, имеющих свои названия, так и по степени точности различия оттенков одного и того же цвета в данной культуре. Каждая культура устанавливает определенный спектр, в котором на­ходятся границы, отделяющие одно название от другого. Во-вторых, значение, которое придается цвету, также существенно меняется от одной культуры к другой. В одной культуре красный цвет означает любовь, черный — печаль, белый — невинность, а для представителей другой культуры тем же самым цветам дается другая интерпретация.

    Межличностная аттракция в межкультурной коммуникации


    Стремление нравиться другим людям и их взаимные встречные чувства составляют важную сторону жизни каждого индивида и играют также значительную роль в межкультурных контактах людей. Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяже­ния между людьми, взаимной симпатии получил название межличност­ной аттракции. Межличностная аттракция представляет собой оценочную реакцию одного человека по отношению к другому, которая побуждает его действовать определенным образом при их взаимодействии. Аттракция предстает разновидностью вос­приятия, определяющей содержание, характер и стиль межличностной коммуникации. В практической жизни привлекательность одного человека для другого проявляется в широком диапазоне эмоциональных состояний, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов межличностной аттракции.
    К внешним факторам аттракции, т.е. не связанным непосредствен­но с процессом взаимодействия, можно отнести следующие:
    - степень выраженности у человека потребности в аффилиации;
    - эмоциональное состояние партнеров по общению;
    - пространственная близость партнеров.
    Потребность в аффилиации. Данная потребность проявляется в стремлении создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выражен­ности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Если потребность в аффилиации выражена слабо, то человек производит впечатление необщительного, избегающего людей. Тот, у которого данная потреб­ность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации факто­ ром, усиливающим в его глазах привлекательность другого человека как потенциального партнера по общению.
    Эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит па окружа­ющих чаще, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении. Для человека с негативными эмоциями другие люди либо просто не существуют, либо на них переносится плохое на­ строение. Таким образом, то, как индивид относится к другим людям, и то, как они относятся к нему, формирует общее эмоциональное со­ стояние, влияющее на тип и характер процесса коммуникации.
    Пространственная близость. Действие этого фактора состоит в том, что при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекатель­ность. Пространственная близость влияет и на продолжительность от­ ношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разде­лённости. Сохранение отношений вопреки расстояниям можно объяснить только тем, что получаемые в результате этих отношений положительные результаты перевешивают затраченные усилия.
    Пространственная близость выступает фактором межличност­ной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку друг от друга, находятся в сходной среде, пользуются одинаковой социальной структурой, потребляют одни и те же культурные цен­ности. В результате у них появляются общие вопросы и проблемы, что способствует их общению и взаимодействию. Следствием этого становятся близкие контакты и взаимоотношения между ними, т.е. устойчивая коммуникация.
    Рассмотренные факторы можно считать внешними детерминанта­ ми аттракции именно потому, что они выступают в качестве ситуатив­ных условий, способствующих или препятствующих общению между людьми. Вместе с тем, как только люди начинают процесс взаимного общения, начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного общения. Данная группа факторов межличностной аттракции получила название внутренних.
    К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции относятся: * физическая привлекательность партнера по общению;
    - демонстрируемый стиль общения;
    - фактор сходства между партнерами по общению;
    - выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
    Физическая привлекательность. Человеческая психика воспри­нимает красоту как важный элемент установления и развития межлич­ностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие, начиная с четырех лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность по сравнению со сверстниками. Исследования взаимосвязи красоты и коммуникабельности по­зволяют сделать вывод, что красивые люди обладают более развитыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей. Было также замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении с другими людьми преобладает ориентация непосредственно на партнера. Здесь действует ореол «красивый — значит хороший», так как люди ассоциируют кра­соту с положительными личными качествами, а некрасивость — с от­рицательными. В то же время было установлено, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательности обычно более высоко вначале общения и снижается по мере того, как раскрываются другие черты партнера по общению. Стиль общения. Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Вероятно, каждому человеку знакомо: общение с одними людьми приносит больше удовлетворения, чем с другими. Те, кто проявляет при общении щедрость, решительность, великодушие, нежность, коммуникабельность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных и робких. Кроме того, в коммуникативистике выделяют поддерживающий и неподдерживающий стили общения.
    Поддерживающий стиль можно определить как тип поведения, в результате которого партнер по обще­нию начинает больше себя ценить.
    К данному стилю общения относятся:
    - обращение к партнеру по имени, что демонстрирует внимание к данной личности — восприятие такого обращения, как правило, окра­шено положительной эмоцией;
    - комплименты (похвала, содержащая небольшое преувели­чение положительных качеств того человека, которому делается ком­плимент);
    - прямое признание, т.е. прямое согласие с собеседником, которое сообщается непосредственно партнеру;
    - выражение положительных чувств, при котором один из пар­тнеров вербально или невербально сообщает другому о положительных эмоциях, вызванных их общением;
    - благодарности.
    Неподдерживающий стиль — тип поведения, в результате ко­торого партнер по общению начинает оценивать себя ниже и меньше. К этому стилю общения относятся:
    - уход от обсуждения, когда партнер по коммуникации переводит разговор на другую тему;
    - безличные предложения — подчеркнуто правильная речь, оз­начающая отказ от личного общения;
    - прерывание говорящего;
    - противоречие между вербальным и невербальным содержанием общения.
    Сходство. В основе этого фактора лежит принцип когнитивного соответствия, согласно которому приятный человек — тот, кто согласен со мной. Принцип когнитивного соответствия предполагает, что люди имеют психологическую потребность в согласованности, последователь­ности своих действий. Социокультурные установки, чувства, ценности человека взаимосвязаны между собой, и это обеспечивает относительное равновесие и стабильность его жизнедеятельности. Сохранение устойчивости и равновесия достигается за счет коммуникации, которая дает необходимые знания и навыки для полноценного существования человека. межличностная коммуникация — один из способов, с помощью которого человек пытается поддерживать состояние когнитивного баланса, или симметрии. Межличностная коммуникация — один из способов, с помощью которого человек пытается поддерживать состояние когнитивного баланса, или симметрии. Сходные цели сближают людей в их общении друг с другом, но иногда сходство может стать фактором, снижающим меж­личностную аттракцию — так, в ситуациях соперничества два человека, имеющие одинаковые цели, часто начинают негативно воспринимать друг друга.
    Личное отношение к партнеру. Важнейшей внутренней детер­минантой межличностной аттракции является выражение личного отношения к партнеру в ходе общения. Эффективная и успешная аттракция возникает в ответ на положительные действия, а неприязнь — на отрицательные. Индивид положительно относится к тем людям, которые его хвалят, любят, сотрудничают с ним, и напротив, отрица­тельно воспринимает тех, кто его критикует, ненавидит или является его конкурентом. Важно, воспринимает человек эти действия как адресованные ему лично или как безличные, как просто привычное для субъекта поведение в данной ситуации. В то же время чрезмерные комплименты и похвалы порождают вопрос об искренности и мотивации такого поведения и общения. Межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающе­го, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом или далеко. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными, а также те, чье поведение и стиль общения поддер­живает их самоуважение и достоинство.

    Атрибуция в межкультурной коммуникации


    В процессе межкультурного взаимодействия человек восприни­мает другого вместе с его действиями и через действия. При этом чаще всего причины и процессы, определя­ющие поведение другого человека, остаются скрытыми и недоступ­ными.
    В современной науке атрибуция рассматривается как процесс ин­терпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Интерпретация причин поведения человека предпринимается в первую очередь тогда, когда оно не укладывается в те представления и логиче­ские объяснения, которыми пользуется в своей жизни объясняющий. Именно в ситуациях межкультурных контактов существование атри­буций особенно отчетливо, так как постоянно приходится объяснять «необычное» поведение. В поведении каждого человека можно выделить две основные компоненты:
    1) старание, которое рассматривается, как сумма намерений со­вершить действие и усилий, прилагаемых для осуществления этих намерений;
    2) умение, определяемое как разница между способностями со­вершить действие и объективными трудностями, препятствующими совершению этих действий. Поскольку намерения, усилия и способности принадлежат чело­ веку, а трудности определяются внешними обстоятельствами, то «наи­вный наблюдатель», приписав основную роль какому-либо из этих фак­торов, сможет сделать вывод о том, почему человек совершил действие.
    Построение атрибуций связано с желанием упростить окружающую среду и попытаться предсказать поведение других людей. В этом контексте атрибуции выполняют важнейшую психическую функцию — делают события и явления пред­ сказуемыми, контролируемыми и понятными. Иное объяснение атрибуции, позволяющее найти ее причину и в личности, и в окружении, предложил Гарольд Келли. По его мне­нию, информация о каком-либо поступке оценивается в трех аспектах:
    - согласованности;
    - стабильности;
    - различении.
    Согласованность
    означает степень уникальности действия с точки зрения принятых в обществе норм поведения. При этом низкая согласо­ванность отражает уникальность данного поведения, а высокая говорит о том, что данное действие является обычным для большинства людей в данной ситуации.
    Стабильность поведения подразумевает степень изменчивости реакций данного человека в привычных ситуациях. О высокой ста­бильности говорят, когда человек ведет себя неизменно, низкая же свидетельствует о том, что данное действие уникально для подобных обстоятельств (совершается только сегодня). Различие определяет сте­пень уникальности данного действия по отношению к данному объекту. Низкое различие предполагает, что человек ведет себя так же и в других подобных ситуациях. Высокое различие предполагает уникальность сочетания реакции и ситуации.
    По мнению Келли, различные сочетания высоких или низких значений факторов определяют отнесение причины поступка либо к личностным особенностям (личностная атрибуция), либо к особен­ностям объекта (стимульная атрибуция), либо к особенностям ситуации (обстоятельственная атрибуция). При личностной атрибуции поведение человека рассматривается с точки зрения его уникальности или тради­ционности, т.е. определяется, насколько поведение данного человека свойственно другим людям. При стимульной атрибуции внимание к поведению человека акцентируется на следующих вопросах: ведет ли человек себя одинаково по отношению к разным людям или предметам? зависит ли характер поведения от объекта действий и его особенностей? Обстоятельственная атрибуция устанавливает зависимость поведения человека от особенностей ситуации, в которой происходит действие. У каждого человека есть свои привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция — эти люди в любой ситуации склонны находить виновника случившего события, приписывать причину произошедше­го конкретному человеку, но только не себе. Другие придерживаются обстоятельственной атрибуции, в соответствии с которой винят об­стоятельства, не стремясь выявить конкретного виновника.
    В экспериментальных условиях люди часто оценивают поведение других так, словно они определяют причины их поведения по той или иной схеме атрибуции. Однако в реальной жизни подобное случается крайне редко.
    Существует несколько причин, почему люди создают необъек­тивные атрибуции. Исследователи атрибуции говорят о двух классах подобных причин:
    1) различия в имеющейся информации и позиции наблюдения;
    2) мотивационные различия. Первый класс причин очевиднее всего проявляется при анализе различий в приписывании причин поведения, которое производится автором действия и сторонним наблюдателем.
    Атрибу­ция зависит от точки зрения на ситуацию наблюдателя. Очевидно, что любая ситуация изнутри выглядит иначе, чем снаружи, и поэтому молено говорить о разных ситуациях для того, кто действует, и для того, кто наблюдает. Соответственно, и приписывание причин у действующего и наблюдающего происходит по-разному.
    Американские исследователи М. Хьюстон и Дж. Дяеасперс описали атрибуцию воспринимающего как диспозиционную, а атрибуцию дея­теля — как ситуационную. Иными словами, они предположили, что люди, объясняя свое поведение, склонны приписывать его причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения приписывают причины в основном вну­тренним условиям — диспозициям. Так, если действует другой человек, то причина его поведения заключается в том, что «он сам такой», а если действую я, то «таковы обстоятельства». При этом положительное по­ ведение членов «чужой» группы чаще всего не замечается — оно может рассматриваться как редкий случай, удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий.
    Информационные различия между наблюдателем и деятелем за­ключаются в степени владения информацией о действии: деятель ин­ формирован о причинах действия больше, чем наблюдатель. Ему также известны собственные желания, мотивы, ожидания от этого действия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет. Таким образом, различия в восприятии заключаются в том, что действие по-разному видится с точки зрения деятеля и наблюдателя. В результате наблюда­тель склонен постоянно переоценивать возможности личности, роль диспозиций в поведении действующего. Данная переоценка получила название фундаментальной ошибки атрибуции. Суть ее заключается в том, что всем людям присуще преувеличивать значение личностных факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей. Вследствие этого причиной собственных негативных действий признается сложившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведение другого человека объясняется присущими ему личными качествами. Наряду с фундаментальной ошибкой атрибуции выявлены ошибки иллюзорных корреляций и ошибки ложного согласия, вызванные, пре­жде всего, характером используемой информации.
    Ошибки иллюзорных корреляций возникают из-за использо­вания априорной информации о причинных связях. В соответствии со своими представлениями человек склонен в любой практической ситуации выделять одни моменты, не замечать другие и вместо поиска действительных причин использовать стандартные и известные объяснения.
    Ошибка ложного согласия в атрибуции состоит в том, что при­писывание причин всегда происходит с эгоцентрической позиции: человеку кажется, что его поведение является обычным и единственно правильным. Если другие люди действуют иначе, то их поведение счита­ется ненормальным, а причина кроется в их личностных особенностях. В этом случае человек в качестве критерия использует свое поведение, переоценивая при этом его обычность и распространенность. Второй класс причин, вызывающий различия в атрибуции, — моти­вационная предубежденность — находит свое проявление в эгозащитной субъективности. Суть ее в том, что люди склонны воспринимать успехи как собственные достижения, а неудачи — как следствие тех или иных обстоятельств. Мотивационная ошибка атрибуции направлена на под­держание самооценки человека, т.е. результаты его действий не должны противоречить его представлениям о самом себе.
    Ошибки атрибуции имеют важное значение при МКК, поскольку мотивы и причины поведения представителей других культур понимаются и оцениваются человеком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культурными, расовыми, статусными и многими другими причинами, которые для партнера остаются скрытыми и неизвестными.


    Стереотипы в межкультурной коммуникации


    Рассматривая механизм восприятия культурных ценностей в про­цессе МКК, следует иметь в виду, что восприятие людьми друг друга сопровождается сложными, исторически сложившимися психологи­ческими представлениями одного народа о другом. Такого рода пред­ставления получили название стереотипов. В процессе интерпретации поведения носителей одной культуры представителями другой содер­жание казуальной атрибуции во многом определяется стереотипными представления каждой из сторон о другой — это представления об об­разе жизни, обычаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Чаще всего непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что порождает такие негативные чувства, как настороженность, презрение, враждебность. Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающи­ми сформировать суждения, предположения и оценки других людей. Корни стереотипов — в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и моделей мышления. Стереотипы формируются благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. Эти однородные объекты фиксируются в сознании в соот­ветствующих представлениях, образах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.
    Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее и повто­ряющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах и явлениях окружающего мира, кото­рые хорошо известны, видны или понятны, по крайней мере, большому числу людей. По своему содержанию стереотипы — концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.
    Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и анти­патиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого народа считается проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.
    Объясняя механизм формирования стереотипов средствами мас­совой информации, выделим причины их влияния на общественное мнение.
    1. Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценивается крити­чески. Это происходит в случае, если индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного мнения или установки.
    2. Большое значение имеет статус источника информации. Совер­шенно очевиден результат информационного воздействия со стороны известного политика или общественного деятеля. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически вос­примут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в их сознании.
    3. Роль средств массовой информации заключается также и в спо­собности «снять ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окончательный вы­ бор осуществляется, если тот или иной вариант решения был одобрен тем, кто пользуется у него авторитетом. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения, не беспо­коится за его результат, т.е. снимает с себя всю ответственность — ведь он действует с санкции авторитета. В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.
    По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Имея такую природу, сте­реотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др.
    Благодаря этим качествам они выполняют свои разнообразные функции и задачи, из которых для процесса МКК особое значение имеют следующие:
    - объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социокультурных особенностях;
    - предвидение различных форм поведения партнеров по комму­никации;
    - формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам.
    Функция передачи относительно достоверной информации ос­нована на процессах «глобального» обобщения, происходящего при на­блюдении неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой культурой начинается процесс классификации новой информации и формируется модель этой куль­ туры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры, поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее предста­вителей по определенным признакам.
    Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам па основе стереотипных признаков и ожидать от них определенного поведения.
    Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упростить сложность незнакомого культурного окружения. Функция влияния па создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифицировать поведение окружающих и дать объяснение его причин путем отнесе­ния к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Стерео­типы, таким образом, выступают своего рода «защитным механизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.
    В МКК стереотипы становятся результатом этноцентрической реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно собственной культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководствуются ранее сложившимися стереотипами.
    Стереотипизация помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами в ряде случаев.
    1. Стереотипа сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, груп­повые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы.
    2. Стереотип является описательным, а не оценочным. Это пред­полагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих.
    3. Стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек.
    4. Стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Э го означает, что первое впечатление о группе не всегда дает достоверное знание обо всех индивидах данной группы.
    5. Стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблю­дениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации. В ситуации межкультурных контактов стереотипы эффективны, только когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.
    Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют комму­никацию, когда, ориентируясь на них, людей ошибочно относят не к: тем группам, некорректно описывают групповые нормы, смешивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах. В целом выделяют несколько причин, по которым стереотипы могут осложнять МКК.
    1. За стереотипами не удается выявить индивидуальные особен­ности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы об­ладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные вариации.
    2. Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их прини­мать за истинные.
    3. Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Со­храняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты. Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи­тельность и их жизненный опыт им противоречат, поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности.

    Предрассудки в межкультурной коммуникации
    Психология рассматривает предрассудок как психологическую установку предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без доста­точных для такого отношения оснований или причин. Применительно к этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам действительности, свя­занным с их деятельностью, поведением и социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков является нера­венство в социальных, экономических и культурных условиях жизни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам. Предрассудки возникают как следствие неполного или иска­женного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным компонентом оказывает, тем не менее, стойкое влияние на отношение людей к объекту.
    В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой только отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида в основном на основании приписывания им негатив­ных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части.
    Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами культуры, поскольку порождены социокультурными, а не биологическими при­чинами, однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.
    Многочисленные отечественные и зарубежные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при по­мощи которого возможно направить свою эмоциональную реакцию па человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим процессом перемещения.
    Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людь­ми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», на котором вымещают досаду по поводу какой-либо неудачи или ошибки. При этом психоло­гическое перемещение не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности, оно характерно и для коллективных пси­хических процессов и может охватывать значительные массы людей. Использование механизма перемещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций.
    В зарубежной психологии существует довольно много теорий про­исхождения предрассудков. Одной из них является теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в человеческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрация. Эго со­ стояние требует разрядки, и ее объектом может стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, но отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враж­дебное предубеждение.
    Различного рода негативные формы взаимоотношений возника­ют в результате влияния какого-то одного предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит со­ответствующий предрассудок. В психологии принято выделять шесть основных типов предрассудков:
    1) яркие, необоснованные, в содержании которых открыто де­кларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей собственной группы;
    2) символические предрассудки, основывающиеся на наличии негативных чувств к членам чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы;
    3) токенизский тип предрассудков, выражающийся в предостав­лении социальных преимуществ этническим или социокультурным группам, с целью создания видимости справедливости; предрассудки этого типа предполагают наличие негативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них тоже предрассудки в отношении других;
    4) предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по отношению к членам чужой группы только в определен­ных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи); в ситуации более близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное поведение;
    5) фактические антипатии как тип предрассудков предполагают наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов соб­ственной группы;
    6) предрассудки типа «знакомое и незнакомое» подразумевают отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку представители данной группы всегда в той или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и предпочитают взаимодействовать с людь­ми собственной группы, поскольку такое взаимодействие не вызывает нервных и эмоциональных переживаний.
    Изменению предрассудков могут способствовать средства массо­вой информации, однако для этого нужны годы. К тому же предрассудок нельзя совсем вычеркнуть из сознания людей — его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать. 144 Наивно полагать, что изменение стереотипов и предрассудков — несложное дело, быстро осуществимое при помощи социальных тех­нологий или других методик. Фактически люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противоречит. Если предрассудки были ког­да-либо усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.


    написать администратору сайта