Главная страница

Психологическое направление в социологии 3. Фрейд, Э. Фромм. Психологическое направление в социологии Фрейд, Э. Фромм


Скачать 38.83 Kb.
НазваниеПсихологическое направление в социологии Фрейд, Э. Фромм
Дата27.03.2023
Размер38.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихологическое направление в социологии 3. Фрейд, Э. Фромм.docx
ТипРеферат
#1017863

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа

Дисциплина:

Реферат

Тема: Психологическое направление в социологии: 3. Фрейд, Э. Фромм

Выполнил(а):

Группа УП_2021

2023г

Содержание




Введение 3

1.Возникновение психологического направления 5

2. Разновидности психологического направления 5

2.Э. Фром – представитель психологического направления 6

3.Заслуги психологического направления 10

5. Психоаналитическая ориентация З. Фрейда 11

Заключение 14

Список использованных источников 15


Введение


С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, из­вержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди дру­гих людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди дру­гих людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между со­бой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мысли­телей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика — наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с из­мерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов — в мудрых, с философским под­текстом советах по различным житейским вопросам.

Одним из направлений социологии является психологическое. Именно ему посвящена данная контрольная работа.

Цель работы – проанализировать особенности психологического направления в социологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- изучить теоретическую литературу по выбранной теме;

- описать процесс возникновения психологического направления;

- рассмотреть разновидности психологического направления;

- изложить заслуги психологического направления;

- охарактеризовать течения психологического направления;

- сделать обобщающие выводы.

Предмет исследования – особенности психологического направления в социологии.

Объект исследования – психологическое направление в социологии.

Методы исследования – изучение теоретической литературы, анализ, сравнение и др.

Работа состоит из введения, основной части и заключения. Прилагается список использованной литературы.

Материалы работы могут быть использованы студентами при подготовке к практическим и семинарским занятиям.
  1. Возникновение психологического направления


Психологическое направление в социологии образовалось в конце XIX – в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения, и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей психологического направления в социологии1.

Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего психологического направления – стремление искать ключ к объяснению всех обществ, явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или общества.



2. Разновидности психологического направления



Разновидности психологического направления в социологии выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов.

Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологической эволюционизм. Развитие общества рассматривалось как часть космической эволюции, которая носит направленный характер, т.е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными факторами объявлялось либо желание индивида (голод, жажда), либо «сознание рода», «коллективный телезис», делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов.

Инстинктивизм искал основу общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М.Лацарус, Х.Штейнталь) основной исторической силой объявляли «народный дух», выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках психологического направления разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) – анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и «иррациональности толпы» и др.2

Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный общественный факт в том подражании одного индивида другим.

Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в качестве первичных факторов общества рассматривали представления, которые люди составляют друг о друге.

Сконцентрировав внимание не непосредственном взаимодействии индивидов в рамках «первичных групп», Кули отождествил общественные отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием.

Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

  1. Э. Фром – представитель психологического направления


Э.Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». К психоанализу Фромм пришел после завершения образования социолога. Существенно отметить также, что в 1929—1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на Майне, Биограф Фромма, Райнер Функ замечает, что он был не только психоаналитиком: он объединил социологию с психоанализом в самостоятельную аналитическую социальную психологию. На протяжении всей жизни его восхищали тексты Ветхого и Нового Завета. Углубленное изучение религии иудаизма, немецких мистиков, классического буддизма способствовали формированию гуманистических представлений о человеке и путях его развития (см., напр., его «Иметь или быть?», 1976)3.

Главное открытие Фромма связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. «В противоположность точке зрения Фрейда анализ, предложенный в этой книге, основан на предположении, что ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей.

По Фромму, характер человека имеет не только либидозную, но и социальную обусловленность. Здесь главная роль принадлежит семье, но после окончания периода детства общество продолжает активно влиять. В связи с пониманием решающей роли общества и в соответствии с центральной установкой, по которой человек должен находиться в центре общества и цели его развития должна быть подчинена вся экономическая и политическая деятельность.

Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет.

Фромм пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, которое также пытается уравновесить эти стремления4.

Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации, скажем, с политическим деятелем, который обещает надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и приход фашизма, свидетелем которого он был в 30-е годы в Германии. Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и мировоззрения5. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на укорененность.

В то же время есть и другая свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество – "гуманистический идеализм", основанный на любви людей друг к другу. Фромм также говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта6.

По Фромму, это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит "укорененность" жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им некое ощущение собственной индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они, тем не менее, не решают глобальных проблем. Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их собственность7.

Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой и приводя ко все большей невротизации и напряженности человека. Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы быть самими собой.
  1. Заслуги психологического направления


Заслугой представителей психологического направления являлось то, что они привлекали внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

К тому же успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразные знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии8.


5. Психоаналитическая ориентация З. Фрейда



К XX веку психоаналитические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.

Основоположники Зигмунд Фрейд полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Это могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Основным у Фрейда является представление о том, что поведение человека определяют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект есть аппарат маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

Подавление, т.е. нормы и запреты личности, ведет к развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения9.

Борьба между этими вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами – одна из основных идей социальной теории психоанализа.

Разумно обуздывать инстинкты и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.

Другая важная проблема, затронутая в концепции Фрейда – вопрос, что объединяет людей в человечество.

По мнению Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не сексуальной, а превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции Фрейда – найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как это сделать? С одной стороны Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.

Неофрейдизм.

Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от З. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

Функции социального характера Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой – природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный10.

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общества? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества – коммунитарный социализм.


Заключение


Социология как научное знание возникла в середине XIX в. в Запад­ной Европе. Стремительное развитие буржуазного общества, измене­ние его социальной структуры и механизмов функционирования по­требовали новых знаний, новой общественной науки.

Психологическое направление в социологии образовалось в конце XIX – в начале XX в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории и т.п. стала развиваться психологическая социология.

Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де Роберти.

В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают «существенные законы, управляющие нашим поведением». Задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, юриспруденция, политика и т.д.

Заслугой представителей психологического направления являлось то, что они привлекали внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм – межличностные взаимодействия.

Список использованных источников




  1. Адаптация и мотивация сотрудников таможенных органов в условиях институциональных изменений : материалы теоретико-прикладного исследования / под общ. ред. Т. А. Марченко. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2016. - 132 с.

  2. Антонович, И. И. Социология США : Проблемы и поиски решений. - Минск, 1976. - 320 с.

  3. Бабосов, Е. М. Социология в текстах : хрестоматия / Е. М. Бабосов. - Минск : Тетра Системс, 2019. - 352 с.

  4. Бакуркин, Б. Ф., Ионин, Л. Г., Комаров, М .С. Теоретическая социология США сегодня. М., 2018.

  5. Бачинин, В. А. Социология : Академический курс / В. А. Бачинин. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2019. - 871 с.

  6. Болотова, А. К. Социальные коммуникации : учеб. пособие / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М. : Гардарики, 2018. - 279 с.

  7. Бурдье, П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера / П. Бурдье ; пер. с фр. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимовой. - М. : Праксис, 2003. - 272 с. Галактионов, А. А. Русская социология ХI-ХХ веков / А. А. Галактионов. - СПб. : Лань, 2020. - 416 с.

  8. Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд. - М. : Гардарики, 2018. - 512 с.

  9. Гиддингс, Ф. Г. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и социальной организации М. : 2018. - 418 с.

  10. Гроф, С. Революция сознания : Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел. - М. : АСТ, 2021. - 248 с.

  11. Дарендорф, Р. Тропы из утопии : Работы по теории и истории социологии / Р. Дарендорф ; пер. с нем. Б. Скуратова, В. Близнекова. - М. : Праксис, 2021. - 536 с.

  12. Дмитриева, А. В. Конфликтология : учеб. пособие / А. В. Дмитриева. - М. : Гардарика, 2020. - 320 с. - Рек. М-вом образования РФ.

  13. Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 624 с.

  14. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Т. 1 : Теория и методология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 908 с.

  15. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Т. 2 : Эмпирическая и прикладная социология / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 986 с.

  16. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. Т. 3 : Методика и техника исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 932 с.

  17. Дружинина Н.С. Социология. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 365 с.

  18. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М. : 1990. - 575 с.

  19. Епифанцев, С. Н. Этносоциетальная трансформация на Северном Кавказе на рубеже ХХ-ХХI вв. / С. Н. Епифанцев ; отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2018. - 248 с.

  20. Жирков, Р. П. Социально-психологический мониторинг таможенного персонала : учеб. пособие / Р. П. Жирков. - М. : РИО Ростовского филиала РТА, 2008. - 124 с.




1 Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд. - М. : Гардарики, 2018. - 512 с.

2 Гиддингс, Ф. Г. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и социальной организации М. : 2018. - 418 с.

3 Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд. - М. : Гардарики, 2018. - 512 с.

4 Гиддингс, Ф. Г. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и социальной организации М. : 2018. - 418 с.

5 Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд. - М. : Гардарики, 2018. - 512 с.

6 Волков, Ю. Г. Социология : учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд. - М. : Гардарики, 2018. - 512 с.

7 Гиддингс, Ф. Г. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и социальной организации М. : 2018. - 418 с.

8 Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 624 с.

9 Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 624 с.

10 Добреньков, В. И. Социология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 624 с.


написать администратору сайта