политическая деятельность екатерины 2. Публицистическая и политическая деятельность Екатерины 2
Скачать 26.64 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Рецензия Дисциплина: Всеобщая история Тема: Публицистическая и политическая деятельность Екатерины 2 Выполнил: Агафонов Дмитрий М-11 Проверила: Фрик Ольга Владимировна Омск 2022 В выбранных мной статьях описывается различная деятельность Императрицы и Самодержицы Всероссийской, политика просвещённого абсолютизма, дочери князя Ангальт-Цербстского – Екатерины второй. В этих статьях, после моего прочтения, я понял, что в основном цитировалась ее политическая, публицистическая и дипломатическая деятельности. Лично для меня, до прочтения двух этих статей, персона Екатерины второй не вызывала столь большого восхищения, как после того, как я ознакомился с ними подробно. Екатерина вторая стала великим политиком, которая будучи Императрицей, удостоилась того, чтобы быть увековеченной в памяти русского народа на уровне Петра 1. Актуальность моей рецензии затрагивает тех людей, которые так или иначе знакомятся с историей российской власти, помимо этого, я считаю, что человек, который проживает или планирует проживать на территории РФ, должен ознакомиться с этой работой. В первой статье в основном мы можем заметить то, как описывается публицистическая и дипломатическая деятельности. Так как эта статья стала очень содержательной по объему и качеству информации, я решил в своей работе выделить лишь те вещи, которые посчитал наиболее интересными для восприятия читателями. В статье рассматриваются основные результаты деятельности Екатерина II в области дипломатии, а также в сфере публицистики. Авторы приходят к выводам, что в области внешней политики - взойдя на престол, Екатерина II первым делом постаралась уладить отношения с Пруссией. Во время ее правления был заключен Тешенский мир с Пруссией и Австрией, который вывел Россию на мировой уровень. А в 1783 году она присоединила Крымский полуостров. Это всего лишь несколько из многих достижений императрицы во внешней политики, но именно эти достижения помогли Российской империи укрепить свои позиции на Чёрном море и в Прибалтике, что было крайне важно в те годы. Говоря о внутренней политике, важно отметить, что после восшествия на престол Екатерина была созвана комиссия, в руководство которой императрица отправила документ «Наказ», в основу которого легли труды Монтескье «О духе законов» и Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Политика Екатерины была направлена в сторону Просвещения, поэтому она начала издавать журнал «Всякая всячина», в котором вознамерилась поднимать нравоучительные темы: обличать пороки и покровительствовать морали и добродетели. Екатерина Алексеевна направлением своего журнала избрала сатиру, но сатиру в «улыбательном духе», которая в основном высмеивает недостатки и пороки общества в целом, а не отдельных лиц и не структуры самодержавного строя России. Статьи были оформлены в виде корреспонденции, а издатель выступал лишь комментатором присланных текстов. Помимо «Всякой всячины» Екатерина также выпускала «Барышек всякой всячины». «Автобиографические записки», совместившие в себе сразу несколько жанров: мемуары, некий роман в письмах (эпистолярный жанр) и психологический портрет, - великий памятник публицистической деятельности Екатерины Великой, который лишь подтверждает её огромный вклад в историческую судьбу России. Екатерина Алексеевна активно увлекалась трудами французских философов с самого детства, а при восшествии на престол начала вести активную переписку с некоторыми из них, а именно с Вольтером, Дидро, Д’Аламбером. Дидро же гостил у Екатерины в 1773 году, после чего он отметил, что она мудрая правительница и незаурядная женщина: «Это душа Брута с чарами Клеопатры» . Европейские мыслители считали, что главный источник бед человечества – предрассудки и невежество, и только философия и свободомыслие способно спасти людей и поставить их на путь социального и культурного прогресса. Благодаря этим мудрецам и зародилась концепция просвещённого абсолютизма. Философы верили, что самодержавный монарх может поспособствовать распространению этих идей. Они отстаивали права личности, отдельного человека, данные ему при рождении: равенство людей перед законом, личная свобода, что только Бог является главным судьей. Екатерина придерживалась этих идей, доверяя философам и обсуждая с ними государственные дела. С тех пор императрица стала именоваться просвещенной монархиней, «Великой Семирамиды Севера». Немало внимания Екатерина уделяет собственным философским и государственным размышлениям. Показательной является «Заметка о тиранах», где она рассуждает о людях подхалимах, которые всю свою услужливость направляют только на получение собственной выгоды. «Автобиографические записки» - великий памятник публицистической деятельности Екатерины Великой, который лишь подтверждает её огромный вклад в историческую судьбу России. Помимо «Всякой всячины» Екатерина также выпускала «Барышек всякой всячины». Его издание стало возможно по той причине, что оставались ещё неопубликованные материалы, которые стоило вынести в свет. Таковых текстов и статей хватило ещё на 18 полулистов, выходивших еженедельно. Издание «Всякой всячины» закончилось на 408 странице, поэтому было принято решение выпускать дополнение с 409 страницы. Вследствие чего выпуски имели общую нумерацию. Так же, как и в случае со «Всякой всячиной», охват и количество материалов постепенно начало снижаться по сравнению с первым тиражом в 1000 экземпляров и дошло до 500. Однако, как и положено дополнительным изданиям к журналам, качество материалов по сравнению со «Всякой всячиной» значительно упало, что отмечалось современниками. Статьи уже не обладали живостью и свежестью слога и речи, а последние выпуски включали в себя в основном переводы с латинского языка произведений античных авторов. Популярность его быстро понизилась. Во второй же статье, основной упор шел на ее политическую деятельность в отношении старообрядцев. В самом начале своего правления Екатерина Вторая прекратила судебные преследования старообрядцев. В манифесте 1762 года по случаю коронации состоялась первая в истории России амнистия старообрядцев. Для уравнения старообрядцев в правах с другими подданными государства отменяется двойная подать. Но даже в этот благоприятный для старообрядцев период государственная политика Екатерины Второй не привела к официальному признанию равных прав для всех христианских вероисповеданий. Первый шаг к провозглашению политики веротерпимости к старообрядцам, наряду с мусульманами и язычниками, был сделан Петром III в сенатском указе. В нем предписывалось старообрядцам никакого «возбранения не чинить ибо во Всероссийской его императорского Величества империи и иноверцы, яко магометане и идолопоклонники, состоят. А раскольники же христиане, только в едином застарелом суеверии и упрямстве состоят, что отвращать должно не принуждением и огорчением их». От гонений они бегут за границу, где «проживают бесполезно» для Российской империи. П.И. Мельников считал, что это было «первое доброе слово, сказанное о раскольниках с самого начала раскола». Однако кратковременное пребывание Петра III на троне не позволило ему что-либо предпринять для реализации этого указа. Первую ласточку свободы вероисповедания, поселившиеся для освоения земель между Днепром и Перекопом старообрядцы «получают попов от епархиального архиерея и могут отправлять богослужения по старообрядческим книгам». В сенатском указе от 14 декабря 1762 г., всем бежавшим за пределы Российской империи «раскольникам» было объявлено, что им позволяется выходить и селиться особливыми слободами не только в Сибири на Барабинской степи и других порожных отдаленных местах, но и в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях на порожних и выгодных землях, где полезнее, быть может, и жить им и детям их на таком основании, как здесь в России. Ко всему вышесказанному могу добавить, что обе статьи были интересными – это факт, однако, если говорить честно, то первая статья была более объемной и интригующей, по сравнению со второй это как небо и земля. Вторая статья содержит в себе немного информации, которая человеку со стороны и вовсе не будет интересна. Первая же статья дает нам понять о том, какие взгляды на жизнь и прочее высказывала Екатерина вторая в своих трудах. Поэтому я делаю свой выбор в пользу первой статьи, советую всем ознакомится с ней, и вобрать в себя информацию, изложенную в ней. Список литературы Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ // БГЖ. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diplomaticheskaya-i-publitsisticheskaya-deyatelnost-ekateriny-vtoroy (дата обращения: 13.02.2022). Левашова А. В. Законодательная политика Екатерины второй в отношении старообрядцев // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnaya-politika-ekateriny-vtoroy-v-otnoshenii-staroobryadtsev (дата обращения: 13.02.2022). |