Главная страница

история европы и америки. вопросы к экзамену новая история 3 курс. Пуританизм в Англии в первой половине 14 в. доктрина, общественное восприятие


Скачать 195.14 Kb.
НазваниеПуританизм в Англии в первой половине 14 в. доктрина, общественное восприятие
Анкористория европы и америки
Дата12.01.2021
Размер195.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы к экзамену новая история 3 курс.docx
ТипДокументы
#167447
страница2 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

2. Пуританизм в Англии в первой половине 17 в.: доктрина, общественное восприятие.



С зарождением в недрах феодального общества нового, капиталистического способа производства возникает и новая буржуазная идеология, которая в Англии прибрела религиозную форму.

Английская королевская реформация церкви, окончательно закрепленная при Елизавете в «39 статьях» англиканского вероисповедания, превратила церковь в послушную служанку короны. Результатом полного слияния церкви и государства явился церковного раскол.

Еще в последние годы царствования Елизаветы буржуазная оппозиция абсолютизму внешне проявилась в религиозном течении, требовавшем завершения реформации английской церкви, т. е. очищения ее от всего, что даже внешне напоминало католический культ, отсюда и название этого течения - пуританизм.

На первый взгляд требования пуритан были весьма далеки от политики, от того, чтобы угрожать непосредственно власти короля. Но в том-то и заключается одна из важнейших особенностей Английской революции, что идеологическая подготовка ее, «просвещение» народных масс велось не в форме политических и морально-философских учений, а в форме противопоставления одной религиозной доктрины другой, одних церковных обрядов другим, новых организационных принципов церкви старым.

Для выработки такой идеологии английская буржуазия воспользовалась религиозным учением женевского реформатора Жана Кальвина, которое проникло в Шотландию и Англию в середине XVI в. Английские пуритане являлись по существу кальвинистами.

Пуритане требовали удаления из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол; они были против органной музыки; вместо молитв по богослужебным книгам они требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций; в пении гимнов должны были участвовать все присутствующие на богослужении.

Пуритане настаивали на устранении обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католицизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.). Пуритане стали отправлять богослужение в частных домах, в такой форме, которая, по их выражению, «наименее затемняла бы свет их совести».

Быт пуритан вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Стяжательство и скупость являлись их основными «добродетелями». Накопление ради накопления стало их девизом. Торгово-промышленную деятельность пуритане-кальвинисты рассматривали как божественное «призвание», а самое обогащение — как признак особой «избранности» и видимое проявление божьей милости. Требуя преобразования церкви, пуритане в действительности домогались установления новых общественных порядков.

Однако среди пуритан еще в конце XVI в. существовали разные течения. Наиболее умеренные из пуритан - пресвитериане, требовали уничтожения епископата и замены епископов синодами (собраниями) пресвитеров, избранных самими верующими. Требуя известной демократизации церкви, они ограничивали рамки внутрицерковной демократии лишь состоятельной верхушкой верующих.

Левое крыло пуритан составляли сепаратисты, полностью осуждавшие англиканскую церковь. Впоследствии сторонники этого направления стали называться индепендентами. Они отвергали не только епископов, но и власть пресвитерианских синодов, считая самих пресвитеров «новыми тиранами». Индепенденты не признавали над собой никакой власти в делах совести, кроме «власти бога». Свою церковь они строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих, управляемых «волей большинства».

На почве пуританства возникли политические и конституционные теории, широко распространившиеся в оппозиционных кругах английской буржуазии и дворянства. Важнейшим элементом этих теорий было учение об «общественном договоре». Суть: королевская власть установлена не богом, а людьми. Народ ради своего блага учреждает в стране высшую власть, которую вручает королю на основе договора. Основное содержание этого договора заключается в управлении страной в согласии с требованием народного блага. Когда же он забывает, для какой цели учреждена его власть и, нарушая договор, начинает править во вред интересам народа «как тиран», подданные имеют право расторгнуть договор и отобрать у короля полномочия. Некоторые наиболее радикальные последователи этого учения заявляли, что подданные обязаны восстать против него, низложить и даже убить его ради восстановления своих попранных прав. Наиболее видными представителями этих тираноборческих теорий в Англии XVI в. были Джон Понет и Эдмунд Спенсер, в Шотландии — Джордж Бьюкенен.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


написать администратору сайта