вопросы к экзамену новая история 3 курс. Пуританизм в Англии в первой половине 14 в. доктрина, общественное восприятие
Скачать 195.14 Kb.
|
18 Просвещение.Просвещение - это идейное течение 17-18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Смысл «просвещения» в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран и, в первую очередь, Европу. Характерные особенности Просвещения: 1. Рационализм как общая вера в разум; 2. Антиклерикализм - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества; 3. Антиобскурантизм - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами. Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись. Расцвет философии Просвещения приходится на восемнадцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера. Он не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе. На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан-Жак Руссо, автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существеннейшим из прав объявлялось право частной собственности. Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности. Они полагали, что великие люди определяют характер и нравы народов, делают свои народы счастливыми и несчастными, воинственными, суеверными, жаждущими славы или денег, безрассудными или благоразумными. Они считали, что от рождения все, люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни. Французский материализм предпринял попытку преодолеть разрыв между «царством» природы: растительным, животным миром — и человеком, господствовавший в естествознании. Один из виднейших представителей немецкого Просвещения И. Гердер (1744-1803) в своем важнейшем сочинении «Идеи к философии истории человечества» рассматривает проблему общественного и исторического прогресса. Для него прогресс - это естественное развитие поступательного характера, где каждое явление связано с последующим и предшествующим и направлено на достижение высшего состояния - гуманности. Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII-XIX вв. Французские мыслители сыграли значимую роль в подготовке умов к сокрушению феодальной системы и утверждению буржуазного строя. Они страстно писали о необходимости уничтожения феодально-сословного строя, деспотизма, власти католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе. В «Декларации прав человека и гражданина» идеи свободы и равноправия людей, определение народа как единственного источника власти, принцип сочетания, личных интересов с общественными, согласно которому общественное благо есть верховный закон, довольно точно воспроизводят идеи просветителей. 19 Первый и второй периоды Великой Французской революции.Великая французская революция (1789-1794) явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя феодально-абсолютистской системы, отражавшего нараставший конфликт между старыми, феодальными производственными отношениями и выросшим в недрах феодального строя новым, капиталистическим способом производства. Выражением этого конфликта являлись глубокие непримиримые противоречия между третьим сословием и господствовавшими привилегированными сословиями. Несмотря на различие классовых интересов входивших в третье сословие буржуазии, крестьянства и городского плебейства (рабочих мануфактур, городской бедноты), их объединяла заинтересованность в уничтожении феодально-абсолютистской системы. Руководителем в этой борьбе выступала буржуазия, которая была в то время прогрессивным и революционным классом. Это недовольство на фоне государственного банкротства (1787 торгово-промышленный кризис), неурожайными годами, голодом, создало к 1788—89 в стране революционную ситуацию. Крестьянские восстания в провинциях переплетались с выступлениями плебейства в городах. Монархия была вынуждена пойти на уступки: в 1787 были созваны нотабли, а затем Генеральные штаты, не собиравшиеся с 1614. 5 мая 1789 в Версале открылись заседания Генеральных штатов. 17 июня 1789 собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием; 9 июля — Учредительным собранием. Открытая подготовка монархии к разгону Учредительного собрания (отставка Ж. Неккера, стягивание войск и т.п.) послужила непосредственным поводом к всенародному восстанию в Париже 13-14 июля. Первый этап революции (14 июля 1789—10 августа 1792) 14 июля восставший народ штурмом взял Бастилию - символ французского абсолютизма. Так началась ВФР и за несколько недель распространилась по всей стране. В городах народ смещал старые органы власти и заменял их новыми буржуазными муниципальными органами. В Париже и в провинциальных городах буржуазия создавала свою вооруженную силу - Национальную гвардию. Одновременно во многих провинциях развернулись необычные по силе и размаху крестьянские восстания и выступления. Могучее крестьянское движение летом и осенью 1789 расширило и закрепило победу революции. Буржуазия шла на союз с народом, и всё третье сословие выступало единым фронтом против феодально-абсолютистского строя. Отражением огромного революционного подъёма явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789. Однако плодами революции воспользовалось не всё третье сословие и даже не вся буржуазия, а лишь крупная буржуазия и шедшее с ней вместе либеральное дворянство. Главенствуя в Учредительном собрании, муниципалитетах, в командовании Национальной гвардией, крупная буржуазия и её партия - конституционалисты (руководители - О. Мирабо, М.Ж. Лафайет, Ж.С. Байи и др.) стали господствующей силой в стране. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии; законодательство и вся политика Учредительного собрания определялись её интересами. Были оглашены декреты об отмене деления на сословия, о передаче церковного имуществ в распоряжение нации (2 ноября 1789), о церковной реформе (ставившей духовенство под контроль государства), об уничтожении старого, средневекового административного деления Франции и о разделении страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны (1789—90), об упразднении цехов (1791), об уничтожении регламентации и др. ограничений, препятствовавших развитию торговли и промышленности, и т.п. Но в аграрном вопросе крупная буржуазия упорно сопротивлялась основному требованию крестьянства - ликвидации феодальных повинностей. Под давлением крестьянства Учредительное собрание 4-11 августа 1789 отменило некоторые феодальные привилегии (десятины, права на охоту и т.п.) и 15 марта 1790 отменили «личные» феодальные повинности. Эти уступки не меняли основные феодальные права и потому не удовлетворили крестьянства. Крупная буржуазия стремилась закрепить свое политическое господство и устранить народные массы от участия в политической жизни. Был оглашен декрет 1789 о введении цензовой избирательной системы и разделении граждан на «активных» и «пассивных». Был введен первый антирабочий закон - Ле Шапелье закон (14 июня 1791), запрещавший стачки и рабочие союзы. Антидемократическая политика крупной буржуазии, отделившейся от остальной части третьего сословия и превратившейся в консервативную силу, вызывала резкое недовольство крестьянства, плебейства и шедшей с ними демократической части буржуазии. Крестьянские выступления с весны 1790 вновь усилились. Активизировались народные массы в городах. Ухудшившееся продовольственное положение в Париже и контрреволюционные намерения сторонников монархии побудили народ Парижа 5-6 октября 1789 пойти походом на Версаль. Вмешательство народа сорвало контрреволюционные планы и заставило Учредительное собрание и короля переехать из Версаля в Париж. Последовательная борьба в Учредительном собрании небольшой группы депутатов во главе с Робеспьером против антидемократической политики большинства встречала всё большее сочувствие в стране. Выражением обострившихся классовых противоречий внутри бывшего третьего сословия явился так называемый вареннский кризис в июне - июле 1791, возникший в связи с попыткой короля Людовика XVI бежать за границу. Расстрел 17 июля по приказу Учредительного собрания демонстрации на Марсовом поле парижан, требовавших отрешения короля от власти, означал превращение крупной буржуазии из консервативной в контрреволюционную силу. Происшедший накануне (16 июля) раскол Якобинского клуба и выделение конституционалистов в Клуб фельянов также выражали совершившийся открыто раскол третьего сословия. Против революционной Франции начал складываться контрреволюционный блок европейских феодальных монархий и буржуазно-аристократических кругов Великобритании. Вопрос о надвигавшейся войне стал главным вопросом политической борьбы в открывшемся 1 октября 1791 Законодательном собрании между группировками фельянов, жирондистов и якобинцев. 20 апреля 1792 Франция объявила войну Австрии. В том же году в войну с революционной Францией вступили Пруссия и Сардинское королевство, в 1793 — Великобритания, Нидерланды, Испания, Неаполитанское королевство, германские государства и др. С самого начала военных действий внутренняя контрреволюция сомкнулась с внешней. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. В процессе могучего патриотического движения народных масс, поднявшихся на защиту революционного отечества, были созданы в кратчайшие сроки многочисленные формирования добровольцев. Законодательное собрание было вынуждено объявить 11 июля 1792 «отечество в опасности». Народный гнев обратился против тайных союзников интервентов — короля и его сообщников. Движение против монархии вылилось 10 августа 1792 в мощное народное восстание в Париже, возглавленное созданной в ночь с 9 на 10 августа Парижской Коммуной. Победоносное восстание свергло существовавшую около 1000 лет монархию, сбросило стоявшую у власти крупную буржуазию и её партию фельянов. Это дало толчок дальнейшему развитию революции. Второй этап революции (10 августа 1792—2 июня 1793) Второй этап революции определялся острой борьбой между якобинцами-монтаньярами и жирондистами. Жирондисты (руководители - Бриссо, Верньо, Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции. Придя в качестве правящей партии на смену фельянам жирондисты стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития. Якобинцы (руководители - Робеспьер, Марат, Дантон, Сен-Жюст) не были однородной партией. Они представляли блок классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции. Эта борьба, принявшая форму конфликта между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую роль играли якобинцы, затем была перенесена в избранный на основе всеобщего избирательного права (для мужчин) Конвент, начавший работу 20 сентября 1792, в день победы французских революционных войск над интервентами при Вальми. На первом публичном заседании Конвент единодушно принял решение об упразднении королевской власти (21 сентября 1792). Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания его виновности, на вынесении ему смертного приговора. 21 января 1793 Людовик XVI был казнён. Победа при Вальми остановила наступление интервентов. 6 ноября 1792 при Жемапе была одержана новая победа, 14 ноября революционные войска вступили в Брюссель. Резкое ухудшение экономического и в особенности продовольственного положения вследствие войны способствовало обострению классовой борьбы в стране. В 1793 вновь усилилось крестьянское движение. В ряде департаментов крестьяне самовольно осуществляли раздел общинных земель. Очень острые формы принимали выступления голодающей бедноты в городах. Выразители интересов плебейства — «бешеные» (вожди - Ру, Варле и др.), требовали установления максимума (твёрдых цен на предметы потребления) и обуздания спекулянтов. Якобинцы пошли на союз с «бешеными». 4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, установил твёрдые цены на зерно. Упорное стремление жирондистов навязать стране свою антинародную политику, усиление репрессивных мер против народных движений, измена в марте 1793 ген. Дюмурье, предание суду Марата свидетельствовали о том, что жирондисты, как в своё время фельяны, стали превращаться из силы консервативной в контрреволюционную. Это сделало неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793, которое завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. |