Главная страница

Путешествие из Петербурга в Москву. Путешествие из Петербурга в Москву


Скачать 24.45 Kb.
НазваниеПутешествие из Петербурга в Москву
Дата17.11.2021
Размер24.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПутешествие из Петербурга в Москву.docx
ТипРеферат
#274552

МБОУ «СОШ №9 им. В. И. Некрасова»

Реферат по литературе.

На тему: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С. Пушкина: спор или продолжение традиции?

Выполнила: ученица 8 класса «В»

Кириллова Ирина

Проверила: Слезина Ирина Геннадьевна

Содержание

  1. Время создания "Путешествия из Петербурга в Москву" ……………………………………………………..3

  2. "Истоки подвига Радищева" ………………………..3

  3. "Зритель без очков" ……………………………………..4

  4. "Принцип правдивости" ……………………………….5

  5. Определение жанра путешествия ……………….5

  6. Триумфальное шествие "Путешествия" ………6


Время создания "Путешествия из Петербурга в Москву".

Ожесточенный столетие – беспощадные сердца. "Желтый век", если льготы помещиков и рабский гнёт добились верховного формирования.

Период, если "штат Минерва", ходившая личину просвещённой государыни и выступать в роли в свободомыслие, равно как объективно отметил А.С. Пушкин русской литературы: "…знала плутовство и разбои своих… (подчинённых), однако хранить молчание. Утвержденные такою подавленностью, они никак не ведали мероприятия собственному корыстолюбию, и наиболее отдалённые родные временщика с жадности использовали коротким его царствованием. Отсель случились эти большие поместья совсем незнакомых имен и свершенное недостаток почтительности и правдивости в высочайшем классе люди. С канцлера вплоть до конечного протоколиста всё крылышко, и всё существовало подкупно. Подобным способом, распутная царица растлила собственное государство", анализировала о этом, то что Российской федерации необходимы "свершенные законы", какие "согласно распоряжению разума" сумеют поменять жизнедеятельность в заинтересованностях люди.

Возникли погони вольнолюбивых и постепенно думающих людишек в Российской федерации. Из числа их был и А.Н. Радищев, какой никак не струхнул приподнять речь в охрану многомиллионных всенародных тьмы.

"Истоки подвига Радищева"

Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Москве, в семье потомственного дворянина, коллежского асессора Николая Афанасьевича Радищева, из дворян была и его мать Фёкла Степановна Аргамакова.

В здании отца с матерью Александр никак не представлял сцен растерзания с замковыми, однако, никак не немного чувствовал повествований о ожесточенных соседях-помещиках, из числа каковых ему помнился он Зубов, какой подкармливал собственных замковых, равно как животное, с корыт, а из-за незначительнейшую проступок жестоко сёк.

О человеческом взаимоотношении Радищевых к собственным замковым указывает этот обстоятельство, то что в период возмущения Пугачёва, крестьянство аргументировали собственную влюбленность и выместили хорошем из-за блага. Равно как говорил наследник сочинителя Паша: ребенка "раздавали согласно мужикам", они "никак не предоставили, а супруги их пачкали малым гражданам личности сажею, опасаясь, для того чтобы бунтари никак не додумались согласно белизне и нежности их персон, то что данное никак не фермерские ребята, обычно оконфуженные и неухоженные. Буква единственный с тыс. душ никак не поразмыслил сообщить в него…".

Вся последующая жизнедеятельность создателя "Путешествия" указывает о преданности присяги.

Позднее, в 1773 – 1775 годах, преданность эталонам Ушакова миновала главную контроль, если Александру Радищеву довелось последовать в несоответствие с собственным наиболее родным ином Алексеем Кутузовым, если прояснились их базисные расхождения в взаимоотношении к существованию и имеющемуся сооружаю. А.М. Хитрец, принять решение отстраниться с интенсивных войн с вездесущим злобой, начал франкмасоном – членом Петроградской ложи духовно-фантастического сообщества, гораздо вступало много "свердловских вельмож".

Умение заступиться из-за собственные взгляды, из-за собственные эталоны, из-за достоверности, из-за блага – первоначальные и наиболее требуемые условия, о каковых обязан подумать новичок корреспондент.

"Зритель без очков"

Радищеву существовала уготовлена иная участь. Возвратившись в отчизну, некто осознал, то что тут ни одному человеку никак не необходимы молодое поколение интеллектуальные общество, служители блага и правильности.

Перед Радищевым пришлось новейшее проверка сбережения преданности собственной присяге, равно как из числа лихоимцев и казнокрадов никак не лишиться собственное преимущество, собственное субъект, никак не реализовать давлю "дьяволу". С абсолютно всем данным некто встретился, попав в Сенате, умеренную пост протоколиста.

Пред юным народом распахнулась глубина людского скорби, беззаконие помещиков и районных воль. Посредством 2 годы, в мае 1773 годы, Радищев перевелся в работу прокурором в центр командующего 8-й Финляндской дивизии чин-аншефа раздел Я.А. Брюсова. Его исследования о эффективном состоянии военнослужащий в Полуденных войсках позже сказались в "Поездке с Петербурга в Москву" в руководителя "Спасская Полесть":

"Принцип правдивости"

Правило достоверности: "Выслитель с меня обласкивание и увлечение, невысокие особенности гнусных душ: правда пером моим руководит!" лёг в базу "Поездки с Петербурга в Москву".

Правдивость в комбинации с гражданственностью, публицистичностью считается предшественницей реалистического способа рисунки лица в российской традиционной литературе. Радищев был предком знаменитых российских сочинителей-реалистов: Пушкина, гоголя, Жирного, Достоевского, Салтыкова-Щедринка, Чехова.

Сама отечественная реальность растила сочинителя-уроженца, воина, какой, уверившись в концепции культурного абсолютизма, обозначал в значимости уроженца, какой пробовал обучать повелителей.

Определение жанра путешествия

Выбирая свой жанр, Радищев сознательно опирался на русскую традицию путешествий, но вложил в старую форму принципиально новое содержание. Писатель наполнил его злободневным политическим содержанием; вместо разрозненных заметок и наблюдений путешественника, углублённого в собственные мысли и переживания, занятого только самим собой, мы находим у Радищева совершенно другого героя – Гражданина, Борца, живущего интересами своего народа, России.

Духовный мир нового героя был главным предметом изображения в литературе европейского и русского сентиментализма.

Не прошел мимо сентиментализма и Радищев. Его "Путешествие" носит отчетливый след его влияния.

"Путешествие из Петербурга в Москву" – это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од и т.д., объединённых внешне – сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Образ путешественника – главный внешний сюжетообразующий стержень произведения. Без него не было бы и "Путешествия".

Путешественник – это любознательный, внимательный и душевный человек, который "любопытствует" узнать истории всех, кого он встречает на своём пути. Он располагает великим даром располагать к себе людей, они рассказывают свои истории с величайшей охотой, дверяя ему самое сокровенное. Путешественник Радищева – это художественный автопортрет, который, отделившись от его создателя, стал литературным типом гуманиста в самом высоком смысле этого слова.

Композиция "Путешествия" представляет собой внутреннюю взаимосвязь, мотивированность всех компонентов повествования. Она обусловлена идейным замыслом, пронизывающим всё произведение от начала до конца. Проявляется композиция в постепенном диалектическом раскрытии основных тем и идей произведения посредством повествования и изображения характеров людей, с которыми встречается путешественник.

Триумфальное шествие "Путешествия"

Еще при жизни Радищева началось триумфальное шествие идей его книги по стране. "Путешествие" читали, изучали, им руководствовались в своей жизни и деятельности передовые русские люди.

Мотив борьбы с тиранией, деспотизмом и крепостничеством роднит раннюю лирику А.С. Пушкина с творчеством Радищева.

В оде "Вольность" поэт повторяет заглавие радищевской оды и развивает в ней тираноборческую тему. Связь с "Путешествием из Петербурга в Москву" слышится и в пушкинской "Деревне", здесь звучит страстный протест "друга человечества" против "губительного позора" крепостного права.

За двести рублей Пушкину удалось приобрести экземпляр первого издания "Путешествия" у секретаря тайной экспедиции С.И. Шешковского. Этим экземпляром великий поэт пользовался, когда работал над "Капитанской дочкой" и "Историей Пугачёва".

В чем состояла основная и, в высшей степени, сложная задача, какую ставил перед собой, хотя и не до конца выполнил, Пушкин в "Путешествии из Москвы в Петербург"? Конечно, не в том, чтобы просто напомнить русскому обществу имя Радищева и перепечатать некоторые страницы из его уничтоженной книги, под завесой якобы притворной полемики с ним, как думали некоторые. И не в том, чтобы вступать с автором "Путешествия из Петербурга в Москву" в подлинную полемику с каких-то новых, якобы "антирадищевских", позиций последекабрьского времени, как думали другие.

Пушкин не во всём был согласен с автором "Путешествия из Петербурга в Москву", написав, в 1833 – 1834 году "Путешествие из Москвы в Петербург".

В ряде моментов поэт соглашается с автором и дополняет его. "Публикуется: "Сего ... дня пополуночи в 10 часов, по определению уездного суда или городского магистрата, продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г... недвижимое имение, дом, состоящий в ... части, под №... и при нем шесть душ мужеского и женского полу; продажа будет при оном доме. Желающие могут осмотреть заблаговременно".

"Помещик, описанный Радищевым, – говорится в главе "Шлюзы" – привёл мне на память другого, бывшего мне знакомого лет 15 тому назад…. Этот помещик был род маленького Людовика XI. Он был тиран, но тиран по системе и по убеждению, с целью, к которой двигался он с силой души необыкновенной и с презрением к человечеству, которого не думал, и скрывать…". Здесь Пушкин в какой-то степени оправдывает помещика. "Мучитель имел виды филантропические. Приучив своих крестьян к нужде, терпению и труду, он думал постепенно их обогатить, возвратить им их собственность, даровать им права! Судьба не позволила ему исполнить его предначертания. Он был убит своими крестьянами во время пожара"

Пушкин упрекал Бестужева: "Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить? Это умолчание непростительно ни тебе, ни Гручу, – а от тебя, его не ожидал". В то время имя Радищева было под цензурным запретом, видимо это сыграло роль, и Бестужев не упомянул его в своей статье "Взгляд на старую и новую словесность России".

А.С. Пушкин высоко ценил научные, литературные труды Радищева, который много размышлял о коренном преобразовании русского стихосложения. В "Путешествии", в главе "Тверь", писатель уделил внимание разбору творческой позиции несправедливо осмеянного современниками В.К. Тредиаковского.

"Радищев, – писал основоположник русской национальной поэзии Пушкин, – будучи нововводителем в душе, силился переменить и русское стихосложение. Его изучение "Тилемахиды" замечательны. В самом деле, Радищев первым в России заметил, что не только размер и рифмы, но и звукопись является средством поэтической выразительности, придает стихам неповторимую красоту, музыкальность.

Русский писатель был горячим сторонником безрифменного стиха народных песен, в них ему открывались заветные думы свободолюбивого народа, И Радищев стал его певцом.

Пушкин пишет: "В конце книги своей Радищев поместил слово о Ломоносове. Оно писано слогом надутым и тяжелым. Радищев имел тайное намерение нанести удар неприкосновенной славе русского Пиндара. Достойно замечания и то, что Радищев тщательно прикрыл это намерение уловками уважения и обошелся со славою Ломоносова гораздо осторожнее, нежели с верховной властию, на которую напал с такой безумной дерзостью. Он более тридцати страниц наполнил пошлыми похвалами стихотворцу, ритору и грамматику, чтоб в конце своего слова поместить следующие мятежные строки:

"Мы желаем показать, что в отношении российской словесности тот, кто путь ко храму славы проложил, есть первый виновник в приобретении славы, хотя бы он войти во храм не мог. Бакон Веруламский недостоин разве напоминовения, что мог токмо сказать, как можно размножать науки? Недостойны разве признательности мужественные писатели, восстающие на губительство и всесилие, для того что не могли избавить человечества из оков и пленения? И мы не почтем Ломоносова, для того, что не разумел правил позорищного стихотворения и томился в эпопее, что чужд был в стихах чувствительности, что не всегда проницателен в суждениях и что в самых одах своих вмещал иногда более слов, нежели мыслей".

В 1835 году Пушкин совершил дерзкую попытку воскресить запретное для печати имя истинного сына отечества: написал очерк "Александр Радищев" для журнала "Современник". В нем он дал высокую оценку революционной книге, назвав её "сатирическим воззванием к возмущению". Но, царский министр просвещения граф С.С. Уваров нашёл "неуместным и совершенно излишним возобновлять память о писателе и о книге" и запретил печатание этого очерка.


написать администратору сайта