туризм лекция 12. Путешествия в древности
Скачать 33.29 Kb.
|
Путешествия в древности Предпосылки возникновения и развития путешествий. Путешествия в эпоху первобытности. Туризм на Древнем Востоке. Активизация туризма в эпоху античности Невозможно определить, с какого времени люди стали путешествовать. Скорее всего, начало истории путешествий следует вести со времен, когда стал происходить процесс выделения человека из животного мира. Во вся- ком случае, нет сомнения в том, что начало путешествиям было положено тогда, когда закладывались основы человеческой цивилизации. Что заставляло наших далеких предков перемещаться по бескрайним просторам Земли? Побудительные мотивы путешествий были таковы: Первобытный человек вынужден был переходить из одной местности в другую в поисках пищи (охота, рыболовство и т.п.). Несмотря на то, что та- кие переходы делают и животные (например, стада антилоп преодолевают до тысячи километров за сезон), все-таки подобные перемещения в про- странстве характерны для человека, так как носят осмысленный и целена- правленный характер. С возникновением скотоводства первобытный человек стал совершать длительные переходы в поисках пастбищ, прокладывая тропы и запоминая их. Нередко пастухи отмечали свой путь специальными знаками на местно- сти. С развитием примитивного земледелия значительно расширился инте- рес человека к территориальному размещению растительного мира. Человек перемещался в поисках более лучших и плодородных земель и даже стре- мился изменить ландшафт земель, непригодных для посевов. Развитие ремесла и торговли поставили перед необходимостью созда- вать схемы маршрутов. Ориентирами служили наиболее заметные черты рельефа (гора, скала, высокое дерево и т.п.). Революционным этапом пере- мещения людей стало изготовление и использование плавсредств для пре- одоления расстояния по воде. Сначала использовалось течение воды, а затем и сила ветра. Ориентирами на море служили солнце и звезды. С развитием межгруппового общения создаются привычные пути меж- ду селениями. Развивается межплеменное общение. Это общение имело не- сколько разновидностей: а) внутриэтническое перемещение, т.е. перемещение внутри территории, занимаемой племенем или союзом племен; б) межэтническое общение, т.е. перемещение за пределы территории обитания своего племени и утрата с ним дальнейшей связи; в) перемещение самого племени или союза племен в другую местность, что характерно для народов, ведущих кочевой образ жизни. Такой вид перемещений называют миграцией, которая бывает сезонной либо вызывается другими причинами. К объективным причинам миграции можно отнести: – Климатические факторы. К ним относятся разливы рек, извержения вулканов, сходы лавин, камнепады и прочие природные катаклизмы. – Биологические факторы. Они связаны с тем, что первобытные люди часто были вынуждены спасаться от нападения хищных зверей и при этом даже менять первоначальное место своей стоянки. – Социальные факторы. К ним относятся войны, межплеменные столк- новения, необходимость укрыться от внешней агрессии, а также преследова- ние противника и захват его территории. Субъективные причины миграции не играли такой большой роли как объективные. Никто не мог покинуть племя и отправиться путешествовать по каким-то личным интересам. Жизнь в одиночку и даже небольшой груп- пой была просто невозможна во времена палеолита и мезолита. Миграции характерны для всего периода предыстории человечества. Так, например, если в эпоху палеолита (40 – 15 тыс. лет назад) на Земле прожи- вало около 2 – 3 млн человек, то в эпоху неолита (10 – 3 тыс. лет назад) на- селение Земли увеличилось более чем в 10 раз. Все это является результатом миграционных процессов. В эпоху первого общественного разделения труда на земледельцев, ре- месленников, торговцев и скотоводов-кочевников начинается дифференциа- ция миграционных процессов в зависимости от видов деятельности. Проис- ходит изменение обычных маршрутов, меняется их значение. При этом древние люди старались зафиксировать маршруты своих перемещений. Это положило начало первым элементам картографии. Первые так называемые «карты» рисовались на земле, камнях, обломках деревьев, на шкурах и костях животных. Это были примитивные схемы с ус- ловными обозначениями с элементами рисунков. Там изображались не толь- ко схема местности, но и направление ветров, течений, указаны броды, рифы и подводные коралловые острова. К древнейшим известным нам картам можно отнести карты, которые выполнены на костях животных. Возраст этих карт около 12 тыс. лет. Найдены они в Якутии, Восточной Африке и других местностях. Со временем, когда появляется пиктография, карты стали изображать на стенах пещер. Эти карты полны до сих пор еще до конца не разгаданных символов. Видимо, они указывали наиболее удобные охотничьи маршруты времен верхнего палеолита. Наиболее известными пещерами, где найдены эти изображения, являются пещера Ласко (Франция), Альтамирская пещера (Испания), Каповая пещера (Южный Урал) и другие. В эпоху мезолита (10 – 3 тыс. лет назад) начинают складываться первые торговые маршруты. Иногда торговцы проходили сотни и даже тысячи ки- лометров. Персона странствующего торговца считалась неприкосновенной. Многим купцам выдавались «посланнические жезлы», по которым их легко можно было узнать. Таким образом, в доисторические времена основные мотивы путешест- вий были обусловлены объективными причинами, главной из которых было выживание. Но была и внутренняя мотивация для путешествий людей, а именно, взаимные визиты представителей разных племен, да и простое че- ловеческое любопытство узнать: «что там за горизонтом?». Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия, Китай и Индия) Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей за- ставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авто- ров. В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с кли- нописными письменами, подтверждающими существование там великих центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письме- нах содержатся сведения и о первых путешественниках. Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике Шумеро- Акадской культуры «Сказание о Гильгамеше». Там подробно описывается путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с це- лью установления мира и торговых связей. Путешествие длилось две недели, и было полно опасностей и приключений. Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древ- нейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из ост- ровов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путе- шественники осваивали искусство вождения речных судов. К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в на- стоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указа- нием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о во- енных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географи- ческих карт, изображавших земли древнего Шумерского царства. Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских пустынь, но и природа Индии. Из расшифрованных текстов известно, что шумеры ак- тивно торговали со страной Мелуха (так они называли государство на севе- ро-западе полуострова Индостан). Там же найдены шумерские цилиндриче- ские печати с изображением слонов и крокодилов. Как известно, эти живот- ные никогда не встречались в Месопотамии. Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Он прославился военными походами по южному Двуречью от Средиземного моря на западе до Каспийского моря на северо-востоке. Составленные в его правление многочисленные карты и планы, легли в ос- нову первого известного нам описания Передней Азии и стран Персидского залива. Шумеры полагали, что Земля заключена между двумя морями – морем Восхода (Персидский залив) и морем Захода (Средиземное море). Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения – 1 млн человек. Вокруг города были возведены мощные крепостные стены с восемью воротами, названными по имени главных богов. Самыми величест- венными считались двойные ворота богини Иштар. От этих ворот начина- лась «священная дорога процессий», которая проходила мимо дворца знаме- нитого вавилонского царя Навуходоносора. Главными достопримечательно- стями Вавилона были храм Мардука и грандиозный 90-метровый зиккурат (т.е. ступенчатый храм) Этеменанка, более известный как Вавилонская баш- ня. Она состояла из семи разноцветных ступеней, последняя из которых бы- ла покрыта золотом. Завершить строительство этой башни не удалось, что стало сюжетом для библейских легенд. В Вавилоне было еще одно «чудо света» – висячие сады Семирамиды. В Вавилон стекалось огромное количе- ство путешественников и торговцев. Безусловно, это был самый развитый центр культуры на Ближнем Востоке. Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путеше- ственник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешестви- ем совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные при- меры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественни- кам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое. Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама при- рода способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему че- рез всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими час- ти Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит). Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красно- му морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтя- не называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория совре- менного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были ра- бы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Египетские папирусы свидетельствуют, что плавания в страну Пунт со- вершались с IV тысячелетия до н.э. в период царствования фараона Асса, когда египетский военачальник Уруду совершил завоевательный поход в эти земли и привез в Египет рабов карликов (имеются в виду пигмеи, прожи- вающие там). Другой египетский путешественник Киркуф достиг не только территории Пунта, но и прошел дальше, о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные в окрестностях Ассуана. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре. Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия – это путешествие Синухета (в другой транскрипции – Синухит), состоявшееся примерно в 2000 – 1960 гг. до н.э. Это были годы правления фараона Аменемхета I. Синухет предпринял путешествие в стра- ну Кедем, т.е. на Восток. Записана эта повесть неизвестным автором. Егип- тяне любили ее читать и переписывали ее с папируса на папирус. Четыре страницы этого папируса хранятся в Москве в Музее изобразительных ис- кусств им. А.С.Пушкина. В 1915 г. академик Б.А.Тураев сделал первый на- учный перевод сказания о скитаниях Синухета с древнеегипетского языка. С полной версией перевода этого текста можно ознакомиться в книге «Древ- ний Восток», СПб, ТОО «Респекс», 1998 . с. 288 – 317. Речное судостроение развивалось у египтян очень рано. Частые наводне- ния, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древних египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибу- тами настоящего корабля. При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры не- однократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII дина- стии посылали экспедиции вверх по Нилу. Например, фараон Узертезен III повелел в верховьях Нила поставить пограничный каменный столб с надпи- сью: «Никто не должен пересекать эту линию ни пешком, ни водою, направ- ляясь к северу…». Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоно- вой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источ- ников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, олив- ковое масло и ливанских медведей. Корабли иногда даже помещали в погребальные камеры фараонов. На- пример, в пирамиде Хеопса обнаружена копия корабля, подробно воспроиз- водящая все детали в масштабе 1 : 100. Слава о сказочно богатой стране Пунт жила в веках. Почти через тысячу лет после путешествия Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г. Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2 000 км. Это путешествие по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными це- лями. Интересна предыстория этого путешествия. Царица Хатшепсут решила посадить на террасе храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амо- на на западе Фив, тропическое дерево, выделяющее ароматическую смолу – мирру. Подобные деревья никогда не произрастали в Египте. Тогда оракул бога Амона повелел собрать экспедицию в страну Пунт и привести оттуда ароматические деревья. Путешественники купили 31 ароматическое дерево и благополучно вер- нулись на родину. В честь этого на стенах храма Дейр-Эль-Бахри были сде- ланы барельефы с изображением фрагментов экспедиции. К сожалению, де- ревья так и не смогли прижиться в малоподходящем для них сухом климате Египта, но рисунки на стенах храма сохранились до наших дней. И хотя им почти 3 500 лет, они поражают туристов своей живость и реалистичностью. Во времена Хатшепсут также строились и огромные транспортные суда для перевозки 750-тонных блоков в священный город Луксор. Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гава- ней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуостро- ва, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса. И все же первыми мореходами древности были финикийцы. Их государ- ство было расположено в восточном средиземноморье. Финикийцы строили большие и прочные корабли, выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, а также плавали вдоль западных берегов Европы и Африки. В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона Нехо II (в другой транскрипции – Нехао II) финикийцы предприняли путешествие вокруг Аф- рики. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). При наступлении осени они приставали к берегу на зимовку. На берегу они устраивали стоянку, засевали землю и до- жидались урожая, затем плыли дальше. Так прошло в плавании два года, а на третий они обогнули Африку и проплыв через «Геркулесовы столбы», возвратились в Египет. Именно стараниями финикийцев был открыт Гиб- ралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Ев- ропы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир (Кадис) и Тингис (Танжер). Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру. Не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Ре- зультаты их путешествий пропали почти без следа для последующих поко- лений. Лишь свидетельство древнегреческого историка Геродота дают нам возможность узнать о великих плаваниях финикийцев. Тем не менее, заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего, финикийцы дали название двум материкам Ста- рого Света. Плавая по Средиземному морю, они первыми стали называть страны, лежавшие к востоку от моря, общим словом «асу», что означает вос- ход, а страны, расположенные в северо-западной части Средиземного моря – словом «эреб», что значит закат. Из этих названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа». Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во вре- мена путешествий к народам, говорившим на разных языках, им приходи- лось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы первыми изобре- ли способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иерог- лифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определен- ной комбинации звуков. Потомки древних финикийцев – карфагеняне – продолжили освоение но- вых земель и пространств. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. под руководством Гальмикона было осуществлено плавание вдоль за- падного побережья Пиринейского полуострова до Британских островов Ир- ландии. Это путешествие длилось около четырех месяцев. Примерно между 505 и 450 гг. до нашей эры карфагенский сенат послал для открытия и завоевания новых земель военачальника и флотоводца Ген- нона. Сообщение об этом походе сохранилось до наших дней. Оно написано на пуническом (карфагенском) языке и переведено позже на древнегреческий. Флот во главе с Генноном насчитывал 60 галер с пятьюдесятью гребцами на каждой. Всего на судах находилось 30 тыс. человек. Цель экспедиции за- ключалась в поисках новых земель и захвате их с последующей колонизаци- ей. Флот благополучно миновал Гибралтарский пролив и поплыл к югу в Атлантический океан. Продолжив плавание, Геннон обогнул мыс Солосит и направился дальше к югу, вдоль Сахары. Затем он достиг острова Керны (один из Канарских островов). Плывя дальше, Геннон прибыл к устью реки Херты (ныне р. Синегал), где встретил яростное сопротивление местного на- селения. Воины Геннона легко расправились с местными жителями, которые были вооружены только палками и камнями. Путешествуя вдоль западного берега Африки, Геннон наносил на карту рельеф местности, очертания берегов, давал названия мысам и заливам. Один из заливов он назвал «Вечерний Рог», другой – «Южный Рог» (ныне залив Шерборо, расположенный рядом с Гвинейским заливом). Этот залив стал конечной точкой экспедиции Геннона. Недостаток в запасах продоволь- ствия и усталость заставили повернуть назад в Карфаген. Но экспедиция прошла более 2 000 км. Ее результатом было создание несколько десятков колоний, тысячи километров освоенных территорий, а главное – подробная карта западного побережья Африки вплоть до современного Сьера-Леоне. О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смут- ное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые пути оканчивались около современного Хартума – сто- лицы Судана. Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия. Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы рассели- лись по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной око- нечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна геогра- фия Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выхо- дили на своих судах в Тихий океан. Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствую- щий учитель. Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сраже- нии между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов. Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как про- образ путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п. В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия. Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может слу- жить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшее- ся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физиче- ской географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих. Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни. Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуан- хэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун- тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север. Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу- ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой. Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу. Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои пу- тешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сы- ма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее. Труды Сыма Цяня частично переведены и изданы на европейских языках. Перевод на русский язык осуществлен Н.Я.Бичуриным. Он содержится в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние вре- мена» (М., 1950). Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе диплома- тическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем. Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет. После того, как ему удалось бежать из плена, он отправился на запад, преодолел Центральный Тянь- Шань и вышел к озеру Иссык-Куль. Там он узнал, что юэчжени откочевали в Ферганскую долину. Но и в долине он не застал это племя, так как оно отко- чевало за пределы Бактрии, расположенной по среднему течению Амударьи. Отправившись туда, Чжан Цянь обнаружил это племя, но свою миссию не смог выполнить, так как к тому времени племя завоевало огромные террито- рии, и было уже не в состоянии вести новые войны. Обратный путь Чжан Цяня пролегал через Памир, южную оконечность Такла-Макан, озеро Лоб- нор. На границе с Китаем он вновь попадает в плен к гуннам. Только через два года ему удалось бежать из плена и вернуться на родину. Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казах- стана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину. Так же как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.). В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая – военная. Научная картография начина- ется с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географи- ческую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производ- ству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише. Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Это приспособление называли «Синан». В Китае также применяли отвес – «ука- затель тени» для определения времени суток. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относят- ся «Книга рек», «Книга о морях и горах», «Книга по географии Китая». Значение Китая в социокультурном пространстве того времени было ог- ромно. В летописи 166 г. до н.э. содержатся сведения о посещении китай- скими купцами Римской империи и их встрече с императором Марком Ав- релием Антонием. Китайские купцы проложили путь через Среднюю Азию, Ближний восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути». Но ближайшими торговыми партнерами Китая были на- роды, населявшие полуостров Индостан. На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилиза- ции: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту террито- рию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо- Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218´36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские. В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев про- никли и в центральные районы Индокитая. Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно со- вершались путешествия и походы с различными целями. Человечество раз- вивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жиз- ни, традиции, происходило взаимопроникновение культур. Каждая из куль- тур самодостаточна и уникальна и в то же время не может существовать от- дельно от других культурных центров. Каждая из древних культур положила начало современным культурным образованиям. |