задачи. Путеводитель по дореволюционным фондам нарб
Скачать 243.68 Kb.
|
ЛАЗАРЕТ ВЕРХНЕУДИНСКОГО МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНОГО КРЕСТАФ.101, 64 д., 1906 - 1922 гг. Лазарет открыт в 1904 г. в связи с начавшейся войной с Японией. Основные функции - оказание медицинской помощи солдатам Восточно-Сибирского стрелкового полка, их женам, горожанам, крестьянам и "населению громадного округа, не имеющего своих лечебных заведений". В 1924 г. здание лазарета было передано под областную больницу, будущую республиканскую больницу им. Семашко. Постановления Главного управления Красного Креста об открытии в г. Верхнеудинске аптеки в 1907 г., об отправке из запасов лазарета перевязочного материала для колонии прокаженных в Якутии. Уведомление общины сестер милосердия о получении пожертвованных вещей для действующей армии в 1906 г. Сообщение председателя местного комитета Красного Креста о материальном положении врачей лазарета; списки врачей г. Верхнеудинска, запасных сестер милосердия военного времени. УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫКАБАНСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМФ.279, 14 д., 1914 - 1917 гг. В октябре 1913 г. был открыт Кабанский народный дом "На него было возложено доставлять местному населению радушное и приятное развлечение посредством устройства спектаклей, литературно-музыкальных вечеров, концертов, а также осуществление контроля за деятельностью библиотек, чайной, бильярдного зала". Кабанский народный дом находился в ведении Министерства внутренних дел и подчинялся в своей деятельности существующим узаконениям и распоряжениям правительства. Дом просуществовал до 1919 г. Протоколы заседаний правления. Устав и правила кружка любителей драматического искусства. Сведения об обсуждении вопросов по организации народных чтений, устройству спектаклей, литературно-музыкальных вечеров с танцами, детскими играми. Документы финансово-кредитного характера, связанных с уплатой за аренду помещения, оправдательные документы об израсходовании выделяемых средств. - 73 – VIII. УЧРЕЖДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ДАЦАНЫАГИНСКИЙ ДАЦАНФ.518, 6 д., 1831 - 1922 гг. Основан в 1811 г. в местности Ага Агинской степной думы Нерчинского уезда Забайкальской области. Его тибетское название "Дичин Лхундублинг". Кирпичное здание. В начале XIX в. были построены 4 сумэ: Аюши, Майдари, Гунрик и Арьябала. По отчету 1831 года было 2 гэлуна, 15 гэцулов и 53 хуварака. Приход состоял из представителей 8-ми Хоринских родов. Количество прихожан по родам составило: бодонгут - 1181 муж. и 1276 жен., шарайт - 904 муж., 901 жен., хубдут - 931 муж. и 943 жен., цаган - 666 муж. и 649 жен., харгана - 248 муж. и 224 жен., барун хуацай - 642 муж. и 671 жен., хальбин -141 муж. и 127 жен. Общее количество прихожан составило 4447 мужчин и 4516 женщин. Всего 8963 души. Постановлением Президиума ЦИКБМАССР от 16 июня 1934 г. за N 131/11. 4 сумэ ликвидированы и переданы на культурные нужды. Само здание главного дацана сохранилось. Предписания хамбо-ламы. Донесения ширетуя о заболевании скота чумой. Описи движимого и недвижимого имущества. Списки избирателей дацана. Журналы исходящих бумаг. Документы фонда на старомонгольской письменности. АНИНСКИЙ ДАЦАНФ.519, 7 д., 1831 - 1917 гг. Точная дата основания дацана в документах отсутствует, по хронике Вандана Юмсунова основан в 1795 г. (по другим источникам - в 1775 г.), на левом берегу реки Алан, впадающей в реку Ана. Его тибетское название Дичин Лхундублинг. Перестроен в 1808 г. согласно Указа Иркутского гражданского губернатора от 9 мая 1805 г. за N 1661. В 1811 г. дацан сгорел и был заменен первым каменным зданием. В эти же годы были сооружены два небольших - 74 - деревянных сумэ: Хурдэ и Докшит, а в 1830 г. появились еще два: Димчик и Аюши. На 1 января 1833 г. было лам комплектных - 1, некомплектных - 1, уваши - 4, хувараков - 81. Число прихожан составило 2524 мужчин, 2604 женщин. Постановлением Президиума ЦИК БМАССР N 89 от 27 января 1937 г. дацан был закрыт, а здание передано Хоринскому аймисполкому для использования под культурные нужды местного населения. Приговоры прихожан о выборе доверенных. Сведения об урожаях с посевных площадей. Списки инородцев, постоянно живущих при дацане. Переписка Бандидо-хамбо ламы с Хоринской степной думой о землевладениях дацана, об отводе земли дацану. Обращение бурятско-калмыцкого комитета о целях и задачах комитета. Документы фонда на старомонгольской письменности. |