Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое занятие № 2-1

  • Практическое занятие № 2-2

  • Практическое занятие № 3

  • 2. В чем смысл метафоры, вынесенной в заголовок

  • 6. Психология конформистско настроенной «толпы» и способы ее обработки, зомбирования.

  • 8. Актуальна ли пьеса сегодня в условиях роста экстремизма, национализма, праворадикальной опасности

  • Практическое занятие № 4

  • Роман «Бильярд в половине десятого»

  • Практическое занятие № 5

  • Практическое занятие № 6

  • Практическое занятие № 7

  • Практическое занятие № 8

  • Практическое занятие № 9

  • Практическое занятие № 10

  • ПР_1-10_СЛ_3А-1. Пути развития реализма во французской литературе. Творчество Франсуа Мориака. Роман Тереза Дескейру (2 часа)


    Скачать 29.62 Kb.
    НазваниеПути развития реализма во французской литературе. Творчество Франсуа Мориака. Роман Тереза Дескейру (2 часа)
    Дата17.01.2021
    Размер29.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПР_1-10_СЛ_3А-1.docx
    ТипЗанятие
    #168855

    Практическое занятие № 1

    Тема:Пути развития реализма во французской литературе. Творчество Франсуа Мориака. Роман «Тереза Дескейру» (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    1. Сюжетно-композиционная основа романа:

    а) история создания произведения и его место в творчестве Мориака, (связь с романом «Конец ночи» и 2 новеллами);

    б) «Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение тем романа).

    1. «Католическое возрождение» во Франции 1 пол. ХХ века. Основные положения. Христианская этика писателя.

    2. Отражение взглядов автора в романе «Тереза Дескейру»:

    а) семейная проблематика романа;

    б) философия Жана Азеведо. Каково отношение к ней автора?

    в) система персонажей романа. Выражен ли в романе идеал автора?

    1. Ф. Мориак и традиции Достоевского в романе:

    а) С какими произведениями Достоевского можно сопоставить роман Мориака? («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).

    б) мотивы, реминисценции, аллюзии на творчество Достоевского в романе.

    1. Черты реализма и модернизма в творчестве Ф. Мориака:

    а) психологизм романа и средства его создания (внутренний монолог, несобственно-прямая речь, роль пейзажа в произведении);

    б) ключевые слова-символы и их роль в романе

    в) реалистические тенденции в произведении (описание жизни провинциальной Франции)

    1. Доклады студентов по творчеству Ф. Мориака («Клубок змей», «Матерь», «Фарисейка» и др.)

    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 39-47

    2. Анисимов, И.И. Французская классика со времен Рабле до Р. Роллана. Статьи. Очерки. Портреты / И.И. Анисимов. – М. : Художественная литература, 1977. – С. 163–178.

    3. Кирнозе, З.И. Франсуа Мориак / З.И. Кирнозе. – М. : Высшая школа, 1970. – 78 с.

    4. Моруа, А. Литературные портреты / А. Моруа. – М. : Художественная литература, 1970. – С. 306–333.

    5. Наркирьер, Ф.С. Франсуа Мориак / Ф.С. Наркирьер. – М. : Художественная литература, 1983. – 228 с.

    6. Тимофеева, О. Франсуа Мориак / О. Тимофеева // Мориак, Ф. Матерь. Пустыня любви. Тереза Дескейру. Клубок змей / Ф. Мориак. – Минск : Высшая школа, 1987. – С. 5–14.

    7. Шкунаева И.Д. Современная французская литература / И.Д. Шкунаева. – М. : Высшая школа, 1961. – С. 264–316.


    Практическое занятие № 2-1

    Тема:Творчество Ж-П Сартра (1 час).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    1. Дайте определения основным понятиям экзистенциализма как философского и литературного направления:

    а) экзистенция

    б) свобода

    в) ответственность

    г) пограничная ситуация и ее роль в философии экзистенциалистов и художественном произведении

    д) проблема «другого».

    1. драма Сартра «Мухи»:

    а) античный сюжет и своеобразие его трактовки (трагедия Эсхила «Хоэфоры»)

    б) проблема свободы выбора, вины и ответственности, ее трактовка в драме

    в) отношение экзистенциальной философии к этической проблематике.

    1. драма Сартра «Взаперти» («За закрытой дверью) и проблема «другого».

    2. драма «Дьявол и Господь бог»: проблема религии и морали

    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 33-38

    2. Андреев, Л.Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и ХХ век / Л.Г. Андреев. – М. : GELEOS, 2005. – 331 с.

    3. Великовский, С.И. Грани «несчастного сознания» : Тетр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю / С.И. Великовский. – М. : Высшая школа, 1973. – 380 с.

    4. Великовский, С.И. В поисках утраченного смысла / С.И. Великовский. – М. : Художественная литература, 1979. – 293 с.

    5. Зарубежная литература ХХ века : учеб. для вузов / Л.Г. Андреев [и др.] ; под ред. Л.Г. Андреева. – М. : Высшая школа : Академия, 2000. – 559 с.


    Практическое занятие № 2-2
    Тема:Альбер Камю: человек в экзистенциальном пространстве (1 час).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    1. Смысл названия повести «Посторонний». Какие еще заголовки были им опробованы?

    2. Прокомментируйте характеристику повести, данную автором в его «Записных книжках». Повесть: «человек, не желающий оправдываться».

    3. Сюжет повести и ее композиция. Чем обусловлено деление повести на две части? О чем эта повесть: только о равнодушном герое или также о тотальном равнодушии, царящем в' обществе?

    4. События, случившиеся с Мерсо в первой части, и их превратная интерпретация во время судебного процесса. Суд как злая пародия на правосудие. Образы прокурора, адвоката, священника.

    5. Какие эпизоды, сцены, ситуации могут служить подтверждением экзистенциальных тезисов?

    6. Феномен Мерсо: его стиль жизни, отношения с матерью, Мари, любовницей. Мотив смерти в романе и его роль (похороны матери, убийство арата, ожидание казни).

    7. Мерсо и природная стихия. Роль солнца, жары, морской прохлады.

    8. Неоднозначность характера Мерсо. Его внутренний мир как главный предмет художественного внимания. Что такое «центростремительный» принцип в построении сюжета?

    9. Символико-философский смысл повести. Проиллюстрируйте примерами.

    10. Чем объясняется огромный успех повести? В чем притягательность стиля Камю? Камю и Сартр как художники и философы. В ком из них сильнее выражено художественное начало, в ком философский элемент?

    11. «Чума» как второй «вершинный» роман Камю и свидетельство дальнейшей эволюции Камю. Как в «Чуме» сказался опыт войны и движения Сопротивления?

    12. Эволюция главного героя доктора Риэ: возможна ли победа над злом? Свобода выбора как выражение чести и достоинства человека. Почему писатель-фронтовик Василь Быков назвал роман «Чума» «Евангелием XX века»?

    13. Кафка и Достоевский — любимые писатели Камю. Каким сторонам его творчества они созвучны?
    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 26-32

    2. Великовский, С.И. Грани «несчастного сознания» : Тетр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю / С.И. Великовский. – М. : Высшая школа, 1973. – 380 с.

    3. Ерофеев, В.В. В лабиринте проклятых вопросов : Эссе / В.В. Ерофеев. – М. : Советский писатель, 1990. – С. 281–292.

    4. Зарубежная литература ХХ века : учеб. для вузов / Л.Г. Андреев [и др.] ; под ред. Л.Г.Андреева. – М. : Высшая школа : Академия, 2000. – 559 с.

    5. Кушкин, Е.П. Альбер Камю : ранние годы / Е.П. Кушкин. – Л. : Просвещение, 1982. – 124 с.

    6. Мотылева, Т.Л. Зарубежный роман сегодня / Т.Л. Мотылева. – М. : Советский писатель, 1966. – С. 120–143.



    Практическое занятие № 3

    Тема:Беккет и Ионеско: горизонты «театра абсурда» (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    Пьеса С. Беккета «В ожидании Годо»

    1. Жанровое своеобразие пьесы.

    2. Парадоксальность сюжета и его главные «узлы».

    3. Клоунада и шутовство; их роль в композиции.

    4. Система образов в пьесе. Функции «пар»: Владимир и Эстрагон, Поццо и Лакки.

    5. Как понимать тезис Беккета: язык — «покров», который надлежит сорвать, чтобы познать, что скрыто за словами?

    6. Роль пауз в тексте.

    7. Значение авторских комментариев.

    8. Символико-аллегорический смысл пьесы. Главные теории, предлагающие его истолкование.

    9. Роль декораций и их связь с замыслом драматурга.

    10. Какими приемами Беккет передает атмосферу всепронизывающей безнадежности абсурда?

    Пьеса Э. Ионеско «Носороги»

    1. Как определить жанр пьесы?

    2. В чем смысл метафоры, вынесенной в заголовок?

    3. Как происходит процесс «оносороживания» и его этапы?

    4. Кто и как примыкает к носорогам? Чем они это мотивируют?

    5. Образ Беранже и его роль в противостоянии конформистскому большинству.

    6. Психология конформистско настроенной «толпы» и способы ее обработки, зомбирования.

    7. Имеет ли пьеса конкретную направленность (фашизм, сталинизм) или ее смысл более общий, широкий? Сущность гуманистической позиции драматурга.

    8. Актуальна ли пьеса сегодня в условиях роста экстремизма, национализма, праворадикальной опасности?

    9. В чем разница между истинным патриотизмом и конформизмом?

    10. Какие произведения XX в., осуждающие тоталитарную опасность, вам известны?
    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 53-60

    2. Андреев, Л.Г. Современная литература Франции. 60-е годы / Л.Г. Андреев. – М. : Высшая школа, 1977. – С. 20–28.

    3. Беккет, С. В ожидании Годо / С. Беккет // Иностранная литература. – 1966. –№ 10. – С. 112–187.

    4. Елистратова, А. Трагикомедия Беккета «В ожидании Годо» / А. Елистратова // Современная литература за рубежом. – М. : Наука, 1971. – С. 137–159.

    5. Проскурникова, Т.Б. Французская антидрама (1950–1960-ые гг.) / Т.Б. Проскурникова. – М.: Высшая школа, 1968. – 103 с.

    6. Ряполова, В. Беккет: Ретроспективный взгляд. О творчестве ирландского драматурга Сэмюэля Беккета / В. Ряполова // Театр. – 1993. – № 8. – С. 113–124.


    Практическое занятие № 4

    Тема:Генрих Бёлль: «совесть нации». (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    Роман «Бильярд в половине десятого»

    1. Место Бёлля в послевоенной немецкой литературе.

    2. Актуальность для Германии 1940—1960-х гг. проблемы «непреодоленного прошлого».

    3. Роман Бёлля «Бильярд в половине десятого» и роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» как два «знаковых» произведения послевоенной немецкой литературы.

    4. Особенности композиции романа Бёлля: многоголосие.

    5. Судьба трех поколений семейства Фемелей в контексте немецкой истории XX в.

    6. «Причастие буйвола» и «причастие агнца». Раскол немецкого общества в годы «третьего рейха».

    7. Судьба Генриха Фемеля и его жизненная позиция.

    8. Сыновья Фемеля: Отто и Роберт: их участь.

    9. Внук Фемеля: Иозеф и его роль.

    10. Проблема вины немцев в романе.

    Роман «Глазами клоуна»

    1. Ганс Шнир и его «субъективная призма». Смысл названия романа и проблема, в нем поставленная.

    2. Как профессия Ганса Шнир, его кочевой образ жизни определяют его жизненную позицию?

    3. Герой романа как нонконформист в обществе и в своей благопристойной семье.

    4. Образ памяти протагониста как художественный прием Бёлля.

    5. Эпизоды, сцены и образы романа, характеризующие Германию первых послевоенных лет.

    6. Финал романа и его значение.

    7. Жизненная философия и мастерство Бёлля в романе.

    8. Религиозная позиция Белля и ее преломление.

    9. Почему Бёлля называли «совестью нации»?

    10. Значение суждения Бёлля о том, что «язык — последний оплот свободы».

    11. Как Белль понимал миссию писателя и доказал своим творчеством и своей позицией?

    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 117-123

    2. Зарубежная литература ХХ века : учеб. для вузов / Л.Г. Андреев [и др.] ; под ред. Л.Г. Андреева. – М. : Высшая школа : Академия, 2000. – 559 с.

    3. История немецкой литературы : в 3 т. / пер. с нем., общ. ред. А. Дмитриева. – М. : Радуга, 1986. – Т. 3.

    4. История литературы ФРГ / редкол. : Д.В. Затонский, Н.С. Павлова, И.М. Фрадкин. – М. : Наука, 1980. – 686 с.

    5. Рожновский, С. Генрих Белль / С. Рожновский. – М. : Высшая школа, 1965. – 103 с.

    6. Роднянская, И. Мир Генриха Белля / И. Роднянская // Вопросы литературы. – 1966. – № 10. – С. 69–104.


    Практическое занятие № 5

    Тема:Сэлинджер: монологи Холдена Колфилда (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    Роман «Над пропастью во ржи»

    1. Природа исповедального жанра. Как достигается жизненная, психологическая достоверность книги?

    2. С какими проблемами связано изображение процесса инициации? Сопоставьте книгу Сэлинджера с его предшественниками (Марк Твен о Томе Сойере и Геке Финне; Хемингуэй — «В наше время»; Фолкнер — «Медведь»).

    3. Психологический портрет Холдена Колфилда. Какими языковыми, стилистическими средствами передан внутренний монолог главного героя?

    4. «Болезнь» Колфилда: причина и существо.

    5. Главные эпизоды романа и их смысл.

    6. Мотив одиночества и бунта против «липы» и фальши в мире взрослых.

    7. Философия любви в романе: линия Колфилда и Фиби.

    8. Смысл «бегства» героя. Уход от мира или поиск смысла жизни?

    9. Философский смысл романа.

    10. В чем разница между детской литературой и литературой о детях?

    11. Как в романе Сэлинджера осуществлен переход от «крутого», «жесткого» стиля в духе Хемингуэя к манере тонкой, субъективной, лирической? Приведите примеры.

    12. Роман Сэлинджера как современная классика. В чем мастерство перевода Риты Райт-Ковалевой?

    13. Мотивы и образы «малой» прозы Сэлинджера (рассказы, повести) в соотношении с его романом.
    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 144-147

    2. Анастасьев, Н. Миры Джерома Сэлинджера / Н. Анастасьев // Молодая гвардия. – 1965. – № 2. – С. 64–72.

    3. Анджапаридзе, Г.А. Потребитель? Бунтарь? Борец? Заметки о молодом герое западной прозы 60–70 гг. Г.А. Анджапаридзе. – М. : Молодая гвардия, 1982. – С. 10–19.

    4. Владимов, Г. Три дня из жизни Холдена / Г. Владимов // Новый мир. – 1961. – № 2. – С. 254–259.

    5. Галинская, И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Д.Д. Сэлинджера / И.Л. Галинская. – М. : Наука, 1975. – 109 с.

    6. Галинская, И.Л. Загадки известных книг / И.Л. Галинская. – М. : Наука, 1986. – 147 с.

    7. Гиленсон, Б.А. История литературы США : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.А. Гиленсон. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 704 с.

    8. Морозова, Т.Л. Образ молодого американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк) / Т.Л. Морозова. – М. : Просвещение, 1969. – 112 с.


    Практическое занятие № 6

    Тема:Артур Миллер и Теннеси Уильямс: послевоенная драма в США (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    Пьеса А. Миллера «Смерть коммивояжера»

    1. Какова композиция пьесы?

    2. Время реальное и «образы памяти».

    3. Образ Вилли Ломена: кто повинен в том, что он неудачник?

    4. Мотив «глухоты» его хозяина Говарда с его плоско-прагматическим подходом к жизни.

    5. Причины краха идеалов и иллюзий Ломена.

    6. Почему дала трещину семейная жизнь Ломена (отношение с сыновьями Бифом и Хэппи)? Образ жены Линды.

    7. В советское время пьеса трактовалась как иллюстрация поражения «американской мечты». Верно ли это? Или в ней заключен более широкий общечеловеческий смысл?

    8. Можно ли объяснять ее как изображение того, как иллюзии и мечты сталкиваются с миром, в котором безжалостно утверждается лишь одна безусловная ценность — умение делать деньги? Насколько это актуально?

    9. Охарактеризуйте последующий путь Миллера. Антимаккартистская тема в его творчестве («Суровое испытание», «Вид с моста»).

    10. Общественная деятельность А. Миллера как президента Международного ПЕН-клуба. Пьеса «После грехопадения» как исповедальная монодрама.

    11. Морально-этические проблемы в поздних пьесах Миллера («Случай в Виши», «Цена» и др.).

    Пьеса Т. Уильямса «Трамвай “Желание”»

    1. Тема пьесы: значение ее заголовка.

    2. Сюжетные коллизии и их главные вехи.

    3. Бланш Дюбуа: психологический портрет.

    4. Смысл контраста в характере двух сестер: Бланш и Стеллы. О чем говорит сходство имен жены и мужа Стеллы и Стэнли? Характер конфликта Бланш и Стэнли.

    5. Роль Стэнли в судьбе героини.

    6. Финал пьесы.

    7. Сюжет и внутреннее содержание пьесы.

    8. Роль в пьесе атмосферы и способы ее создания (детали, символика, нюансы, музыкальное оформление, авторские ремарки). Приведите примеры.

    9. Что такое подтекст в пьесе и в чем он выражается?

    10. Главное положение теории «пластического театра» Т. Уильямса.

    11. Сопоставление художественной манеры А. Миллера и Т. Уильямса.
    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 172-182


    Практическое занятие № 7

    Тема:Сол Беллоу: интеллектуал в бездуховном мире (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    Роман «Герцог»

    1. Содержание романа, композиция и завязка.

    2. Герцог как характерная фигура для типологии героев Беллоу. В чем их своеобразие? «

    3. Личная жизнь Герцога и обстоятельства развода. В чем несовместимость Герцога и Маделин?

    4. Какой тип женщины она являет?

    5. Как отношения с Маделин сказались на служебной и научной карьере Герцога?

    6. Прокомментируйте характеристику Беллоу, данную Герцогу: «Он весь разваливался, распадался».

    7. Душевное состояние героя, близкое к болезни, неадекватное поведение. Как это показано у Беллоу? Приведите примеры.

    8. Письма героя как попытка вырваться из плена одиночества. Роль воспоминаний о прошлом.

    9. История «выздоровления» героя. Рамона как новое увлечение Герцога.

    10. Как гуманитарная специальность Герцога, его философско-эстетиче-ские штудии определяют психологический портрет героя? Почему Герцог чужой в мире бездушного прагматизма?

    11. В чем новаторство Беллоу в характеристике героя? Ее неоднозначность и противоречивость.

    12. Как облик героя гармонирует с фрагментарной композицией романа?

    13. Соотношение в романе двух планов: рефлексии и переживаний героя и описания реальных событий.

    14. Использование «потока сознания», несобственно-прямой речи и эпистолярного стиля в письме Герцога.
    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 191-196


    Практическое занятие № 8

    Тема:Гарсиа Маркес: мифы и реальность Макондо (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    Роман «Сто лет одиночества»

    1. Жанровое своеобразие романа. Можно ли его считать разновидностью семейной хроники? На какие традиции европейской литературы он опирался и в чем его новаторство?

    2. Смысл заголовка романа.

    3. Двуплановость романа. Какие черты поэтики «магического реализма» получили воплощение в романе?

    4. Как, обращаясь к «локальному» материалу, романист придает роману универсальность и всеохватность?

    5. Макондо как микромир Колумбии и ее история. Как это соотносится с изображением Йокнапатофы в романах Фолкнера?

    6. Кратко охарактеризуйте сюжет романа и главных действующих лиц. Одиночество как их главная психологическая доминанта.

    7. Урсула Буэндиа как своеобразный каркас сюжета, родоначальница шести поколений. Судьба ее потомков и цикличность их жизненных перипетий.

    8. Как в романе «сосуществуют» реальность, миф, фантастика, гипербола? Латиноамериканская история и действительность и своеобразие манеры романиста. Какова почва для фантазии Гарсиа Маркеса?

    9. Как художественную природу романа охарактеризовал перуанский писатель Варгас Льоса?

    10. Рыцарский роман как предтеча Гарсиа Маркеса. Герой «Амадиса Гальского» и полковник Аурелио Буэндиа.

    11. Единство языка и стиля романа с его сюжетно-содержательным аспектом.
    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 197-206

    2. Земсков, В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес: Очерк творчества / В.Б. Земсков. – М. : Художественная литература, 1986. – 224 с.

    3. Кутейщикова В. Новый латиноамериканский роман / В. Кутейщикова, Л. Осповат. – М. : Художественная литература, 1983. – 198 с.

    4. Рощин, М. Призма Г. Гарсиа Маркеса / М. Рощин // Иностранная литература. – 1980. – № 7. – С. 68–75.

    5. Столбов, В. «Сто лет одиночества» – роман-эпос (Габриэль Гарсиа Маркес) / В. Столбов // Пути и жизни (о творчестве популярных латиноамериканских писателей). – М. : Высшая школа, 1985. – С. 269–318.


    Практическое занятие № 9

    Тема:Интертекстуальность в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    1. Явление интертекстуальности в пространстве постмодернизма.

    2. Жизненный и творческий путь П. Зюскинда.

    3. Биография гения и злодея в романе П. Зюскинда «Парфюмер». Образ Жана-Батиста Гренуя в романе: традиционное и новаторское, тема художника в произведении.

    4. Аллюзии к творчеству Э.Т.А. Гофмана, маркиза де Сада в романе П. Зюскинда «Парфюмер». Элементы натуралистской эстетики и поэтики в романе. Библейские мотивы в произведении. Миф об Орфее.

    5. Особенности жанровой природы произведения: роман-детектив, роман-антиутопия, роман воспитания, элементы исторического повествования.

    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 207-212

    2. Зверев, А. Преступления страсти: вариант Зюскинда / А. Зверев // Иностранная литература. – 2001. – № 7. – С. 68–74.

    3. Кубарева, Н.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н.П. Кубарева. – М. : Московский лицей, 2002. – 208 с.

    4. Постмодернизм. Энциклопедия / сост. и научн. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. – Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.



    Практическое занятие № 10

    Тема:Приемы нелинейного повествования в творчестве М. Павича (2 часа).

    Цель: формирование у студентов умений и навыков анализировать художественные тексты разных жанров, используя современную литературоведческую методологию, инструментарий и понятийный аппарат.

    Вопросы и темы для обсуждения и анализа

    1. Явление гипертекста: генезис, функционирование.

    2. Феномен ризомы, нелинейное повествование в постмодернистской парадигме.

    3. Особенности жанровой природы произведений М. Павича («Хазарский словарь», «Последняя любовь в Константинополе», «Пейзаж, нарисованный чаем», «Звездная мантия»). Проблема «обратимого» и «необратимого» искусства в осмыслении М. Павича.

    4. Роль метафоры в художественном мире произведений М. Павича; барочные метафоры, метафоры, тяготеющие к развертыванию, фигура каталогизации, создание авторских афоризмов.

    5. Гиперссылка как структурообразующее средство в новелле М. Павича «Дамаскин». Метафора трех храмов, мотив загадки в новелле, проблема взаимосвязи материального и духовного.

    Литература

    1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала XХI века: [учебник для академического бакалавриата] / Б. А. Гиленсон. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 223  с. – С. 207-212

    2. Постмодернизм. Энциклопедия / сост. и научн. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. – Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2001. – 1040 с.

    3. Павич, М. Стеклянная улитка / М. Павич // Иностранная литература. – 1999. – № 10. – С. 134–169.

    4. Интервью с Милорадом Павичем // Иностранная литература. – 2002. – № 2. – С. 112–114.


    написать администратору сайта