Главная страница
Навигация по странице:

  • Неспособная играть, как прежде Антонин Пий

  • Пять хороших императоров. Пять хороших императоров


    Скачать 20.06 Kb.
    НазваниеПять хороших императоров
    Дата19.12.2021
    Размер20.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПять хороших императоров.docx
    ТипДокументы
    #309912

    Пять хороших императоров


    Это эпоха, когда правили 5 императоров: Нерва, Траян, Адриан, Антоний Пий и Марк Аврелий. С 96 по 180 г до н.э.

    За время их правления (96 — 180 годы н. э.), которое отличалось стабильностью и отсутствием репрессийРимская империя достигла своего наивысшего расцвета.

    Термин введён Эдуардом Гиббоном, который писал:

    Если бы у кого-нибудь спросили, в течение какого периода всемирной истории положение человеческого рода было самое счастливое и самое цветущее, он должен бы был без всяких колебаний назвать тот период, который протёк от смерти Домициана до восшествия на престол Коммода.

    Наследование власти обеспечивалось бескровным путём. Каждый император при жизни усыновлял (адоптировал) себе преемника, который выбирался им с одобрения сената и армии из числа авторитетных военачальников или администраторов. Эту традицию заложил Нерва, который столкнулся с недовольством армии и, чтобы избежать новой гражданской войны, усыновил военачальника Траяна. Историк Дион Кассий писал:

    Итак, Траян стал цезарем, а позднее императором, несмотря на то, что у Нервы были кровные родственники. Однако тот ставил безопасность государства куда выше родственных привязанностей. Его решение также не смог поколебать тот факт, что Траян был испанцем по рождению, а не римлянином и даже не италиком, и что вплоть до того времени ни один иностранец никогда не властвовал над Римом; ибо он был твёрдо уверен, что человека следует оценивать по его способностям, а не по происхождению.

    Марк Кокцей Нерва


    Или просто Нерва. Он правил, согласовывая все свои действия с сенатом, права которого он восстановил. Политика экономии, проводившаяся Нервой, позволила привести в порядок государственную казну. В его правление осуществлялась раздача земли безземельным гражданам, был учреждён алиментационный фонд для нищих детей. Серьёзными проблемами были возраст и бездетность Нервы: он взошёл на престол в 65 лет. В 97 году под нажимом военных усыновил своего полководца Траяна, сделав его своим соправителем и наследником трона. Вскоре после этого, 27 января 98 года, Нерва скончался от апоплексического удара.

    Марк Ульпий Нерва Траян


    После смерти Нервы Траян стал первым выходцем из провинции, достигшим верховной власти в империи. Правление Траяна было отмечено масштабными завоеваниями. В результате двух кампаний в 101—102 и 105—106 годах была покорена Дакия. На Востоке аннексировано Набатейское царство, в 114—117 годах в ходе войны с Парфией император присоединил к Римскому государству Великую Армению и Месопотамию, в 116 году дошёл до Персидского залива и захватил столицу парфян Ктесифон. Однако из-за восстания в Иудее Траян был вынужден остановить кампанию и вернуться обратно.

    Траян пользовался громадной популярностью как и в народе, так и в высших государственных кругах и, как говорили, отличался большой физической силой и выносливостью. Он любил охотиться, плавать, грести и продираться сквозь лесные дебри. В период своего принципата Траян был консулом всего 9 раз, часто отдавая эту должность своим друзьям. Император отменил процессы по оскорблению величия. Чтобы поздравить друзей с праздниками или, когда они болели, Траян часто заходил к ним в гости. По Евтропию, в конце концов, окружающие даже стали его укорять, что со всеми он держится как простой гражданин.





    Публий Элий Траян Адриан


    Адриан был двоюродным племянником Траяна. Когда будущему императору было десять лет, он лишился отца. Адриан воспитывался императора Траяна, на внучке сестры которого он женился в 100 году. Политика Адриана сильно отличалась от завоевательных принципов, которые проводил Траян. Прежде всего Адриан отказался от Ассирии и Месопотамии, вернув их парфянам. Армения тоже вышла из состава провинций и считалась только протекторатом Рима. В столице Адриан пробыл три года. После этого он отправился в путешествие по империи, инспектируя укрепления и возводя новые.

    Основное внимание новый император отдавал экономическому развитию провинций. По всей стране строились театры, библиотеки, города украшались множеством статуй. Адриан высоко ценил греческую культуру, поощряя искусства, поэзию, философию. Император украсил свой любимый город Афины многими великолепными зданиями, среди которых, например, храм Зевса Олимпийского. Он также заботился и об укреплении северо-западных границ Германии и Британии, где воздвиг так называемый Адрианов вал (в 122 году) и улучшил войска. Он создал совет при своей особе. Италию разделил на 4 части с четырьмя императорскими консулами, на государственные должности назначал только римлян. Последним крупным мероприятием Адриана стала кодификация римского права, проведённая совместно с юристом Сальвием Юлианом. В 138 г. император сильно заболел, страдая от болезни, он принял сильную дозу лекарства и умер в Байях 10 июля 138 г., оставив наследником усыновленного им Антонина Пия. Перед смертью Адриан написал себе эпитафию:

    Трепетная душа, нежная странница
    Гость и друг в человеческом теле,
    Где ты сейчас скитаешься,
    Ослабленная, продрогшая, беззащитная,

    Неспособная играть, как прежде?

    Антонин Пий


    В 135 году Антонин Пий был усыновлён императором Адрианом и стал его преемником. После смерти Адриана Антонин уговорил сенат обожествить Адриана, и поэтому сенаторы прозвали его Пием (то есть «благочестивый», «исполняющий долг в отношении богов и родных»). Деятельность в юриспруденции, которая ознаменовала правление Антонина Пия, подготовила почву для расцвета римского права в начале III века. Уже в то время было видно, что появилась тенденция облегчения положения рабов, и эту тенденцию усердно поддерживал Антонин Пий. Принцепс предпринял некоторые меры для облегчения процедуры освобождения рабов. Убийство раба было приравнено к обыкновенному убийству. Он также ввёл принцип презумпции невиновности.

    Правление Антонина Пия было самым мирным за всю историю принципата, основным средством разрешения споров была дипломатия. Антонин Пий не был военачальником, и он не имел никакого опыта в военном деле, а все войны вёл через своих легатов.

    Марк Аврелий Антонин


    Марк Аврелий — идеальный правитель. Так бы сказал Платон, ведь Марк Аврелий был философом-представителем позднего стоицизма. Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчеркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения. В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

    Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум.

    Римские историки, которые чётко делили всех императоров на «хороших» и «плохих», относили Антонинов к числу хороших и составили их биографии исключительно в хвалебных тонах. Нерве, по выражению Тацита, удалось соединить несоединимое — принципат и свободу[2]. Траян стал для римлян мерилом успеха, последующие императоры желали походить на него. Антонин носил прозвище Пий — Благочестивый. А Марк Аврелий воплотил идеал правителя, став философом на троне.

    Современные исследователи, соглашаясь со многими фактами, тем не менее склонны с большей осторожностью превозносить данную эпоху, поскольку вся сохранившаяся о ней информация отражает точку зрения лишь высшего слоя римского общества.


    написать администратору сайта