Радуга. Рабочая программа дополнительного образования Художественной направленности студия изобразительного искусства Радуга
Скачать 108.24 Kb.
|
Тема 5.1. Работа с рваной бумагой. Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик». Тема 5.2. Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку». Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски». Раздел 6. Выразительные средства графических материалов Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные. Тема 6.1. Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики». Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь. Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина». Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры. Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель». Тема 6.4. Пастель, уголь. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой». Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки Виртуальное посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративно-прикладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова. Раздел 8. Итоговое занятие Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. 2 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии. Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Тема 1.2. Особенности второго года обучения. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Раздел 2. Королева Живопись Основы цветоведения. Тема 2.1. Гармония цвета. Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом». Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка». Тема 2.2. Контраст цвета. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного. Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок». Тема 2.3. Цветные кляксы. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо». Раздел 3. Азбука рисования Тема 3.1. Пропорции. Пропорции – соотношение частей по величине. Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор». Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти. Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти. Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц». Раздел 4. Пейзаж Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Тема 4.1.Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка». Тема 4.2. Живописная связь неба и земли. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения. Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк». Тема 4.3. Времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года. Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима». Раздел 5. Бумажная пластика Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие. Тема 5.1. Полуплоскостные изделия. Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне. Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир». Тема 5.2. Объёмные композиции. Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм. Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик». Тема 5.3. Сувенирные открытки. Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание) Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка». Раздел 6. Азы композиции Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Тема 6.1. Линия горизонта. Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей. Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц». Тема 6.2. Композиционный центр. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника. Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка». Тема 6.3. Ритм и движение. Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции. Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки». Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки Виртуальные экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей народов Востока и др.; художественные выставки. Раздел 8. Итоговое занятие Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение. 3 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Тема 1.2. Особенности третьего года обучения. Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для городской выставки «Лето». Раздел 2. Графика Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого). Тема 2.1. Граттаж. Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания. Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк». Тема 2.2. Монотипия. Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске. Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна». Тема 2.3. Гравюра на картоне. Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише. Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты». Тема 2.4. Линогравюра. Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные). Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние». Тема 2.5. Гризайль. Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений. Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник». Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве. Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме. Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых). Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия». Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме. Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры. Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет». Раздел 4. Фигура и портрет человека. Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира. Тема 4.1. Набросок с натуры. Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа. Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью». Тема 4.2. Силуэт. Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека. Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой». Тема 4.3. Живописный портрет. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа. Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет». Тема 4.4. Фигура человека в движении. Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность. Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец». Раздел 5. Образ природы Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы. Тема 5.1. Работа на пленэре. Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш) Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов. Тема 5.2. Работа по впечатлению. Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман). Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт». Тема 5.3. Тематический пейзаж. Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы. Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу». Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм. Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов. Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни). Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке». Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж). Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура). Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек. Раздел 7. Азы перспективы Знакомство с основными правилами перспективного изображения. Тема 7.1. Линейная перспектива. Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта. Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль». Тема 7.2. Воздушная цветоперспектива. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета). Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера». Раздел 8. Дизайн Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету. Тема 8.1. Карнавальные маски. Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок. Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои». Тема 8.2. Фантазийные шляпы. Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп. Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум». Раздел 9. Экскурсии в музеи Виртуальные экскурсии в Государственную Третьяковскую Галерею, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей народов Востока и др. Раздел 10. Итоговое занятие Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы. Методическое обеспечение Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, художественно-творческая игра. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.). Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которыхпредполагает организацию коллективной работы детей. Применяются технологические схемы выполнения коллективных работ. На 1-м году обучения – это коллаж «Мир насекомых» и «Лоскутный коврик»; на 2-м году – панно «Ночной город», коллаж «Подводный мир»; на 3-м году – художественные композиции «Праздничная Москва», «Гжельская сказка», «Дымковская сказка». Для активизации детей используются разработанные задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна»; игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий, методика структурирования занятий по ИЗО. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием. Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания. На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения. Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями. Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др. Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа. Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях. Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу. В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей. |