Четвёртый закон риторики
| 1
| Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи
| Знать исторические риторические открытия в области управления вниманием адресата: получить общие представления о «приятном» в риторике софистов, деятельности Сократа и трактате Аристотеля. Сформировать собственное мнение о необходимости и о мере использования «приятного» адресату в речевом общении в различных речевых ситуациях. Представлять себе риторические и поведенческие приёмы создания удовольствия от речевого общения
|
Единство общериторических законов
| 1
| Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики
| Уметь диалектически соотносить общериторические законы в их иерархии. Тренировать умение кратких и при этом содержательных публичных выступлений в риторическом классе с выражением и обоснованием своего мнения об общериторических законах и о важности каждого из них для самого ученика. Анализировать свои речевые проблемы и находить тот закон риторики, на который целесообразно обратить особое внимание в целях самосовершенствования
|
Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата
| 1
| Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества Аристотель: основные требования к хорошей речи. Требования к речи в лингвопрагматике XX в.
| Знать современное лингвопрагматическое обобщение изученного о законах риторики и их античных истоках — принцип коммуникативного сотрудничества Хуго Грайса. Понимать относительность «новизны» современной линг- вистики в свете знания риторики античной Греции. Анализировать, сопоставлять, высказывать публично своё мнение в диалоге и кратких выступлениях в риторическом классе
|
Этика современного речевого поведения
| 1
| Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к современным проблемам публичного общения)
| Знать сущность этики как науки и системы общих нравственных норм, особенности речевой и риторической этики. Понимать различия этики и этикета. Знать различия традиционной риторической этики и иного подхода к этике речи, сформулированного во второй половине XX в. Соотносить эти сведения с собственной жизненной практикой. Совершенствовать навыки аналитического чтения и творческого выполнения заданий и упражнений учебника
|
Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса
| 1
| Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстранённости и предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики
| Находить реальные соответствия теоретическим обобщениям на основании анализа собственных наблюдений и опыта. Аналитически читать материалы учебника. Слушать учителя, создавая структурную схему его сообщения. Повторить содержание понятия «дискурс». Знать содержание понятия «коммуникативная стратегия» и сущность трёх видов коммуникативных стратегий. Выявлять причинно-следственные связи особенностей речевого поведения, особенностей психологической направленности личности. Самоанализ и самооценка
|
Развитие «чувства аудитории»
| 1
| «Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве
Тренировка основных элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой контакт). Три способа развития коммуникативности
| Знать конкретные проявления принципа коммуникативного сотрудничества в речевом поведении оратора / ритора. Уметь анализировать поведенческие особенности окружающих и свои собственные (навыки самоанализа, самооценки, самоконтроля) по трём указанным в теме параметрам. Учиться корректно выражать в публичном комментарии свои наблюдения и оценки. Уметь корректировать своё речевое поведение в соответствии с оценками его учителем и одноклассниками. Понимать важность развития нужных умений и пути этого развития
|
Классический риторический канон и его этапы
| 1
| Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову, его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение Риторический канон и современность. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры
| Слушать объяснения учителя, письменно фиксировать основные его моменты. Аналитически работать с данной в учебнике информацией. Понимать взаимосвязь основных этапов канона как последовательных шагов на пути от мысли к тексту. Оценивать относительную важность каждого из этапов и на основании объяснений учителя, текста учебника и собственного жизненного опыта понимать культурную обоснованность «порядка» при создании речи, а также особенности современного воплощения античной классической модели
|
Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части»
| 1
| Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности важнейших в риторической практике топов — «определение», «род и вид», «разновидности», « целое—части »
Риторика и логика. Место топосов (топов) в структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления общих законов мышления — дедукции и индукции, анализа
| Овладевать основными логическими операциями восхождения от конкретного к общему (индукция), нисхожденияот общего к конкретному (дедукция), анализа и синтеза на примере топов античной системы — топики. Знать основные 10—11 топов и понимать реальность их проявления в речи и мысли о любом предмете.
|
Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия»
| 1
| Топы «свойства» («признаки», «качества», функции»). Топ «со- поставление» как закон мышления. Топ «причины и следствия», его виды Применение топов в речи. Виды топа «сопоставление»: сравнение и противопоставление, поиски сходства и различий. Топ «причины и следствия»: ключевое положение в аргументирующей речи
| Понимать аналогию (сопоставление и противопоставление) как проявление индукции и один из основных способов мыслительной и речевой разработки предмета (речи). Овладевать умением выделять сущностные (важнейшие) свойства предмета; уметь видеть при- чинно-следственные связи между явлениями и отличать их от прочих. Уметь находить подлинные (сущностные) аналогии и отличать их от ложных. Уметь не только находить аналогии, свойства, причины и следствия предметов и явлений, но и применять в речи о них
|
Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя»
| 1
| «Обстоятельства», «пример» и «свидетельство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры использования топов
Топы «как?», «где?», «когда?», «почему?» и их применение в речи
| Знать особенности и сущность топов «обстоятельства», «пример» и «свидетельство». Уметь обращаться к источникам этих топов и использовать нужные в речи. Работать с информацией, полученной в учебнике, относительно особенностей этих топов в судебной речи, в быту. Понимать роль топа «имя» и знать источники получения информации об этом топе и применять её в речи о предмете.
|
Смысловая схема речи
| 1
| Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Общий метод анализа и создания смысловой схемы текста
| Овладевать схематическим восприятием и представлением содержания объяснений учителя и текста учебника. Овладевать методом смысловой схемы для синтеза текста (речи). Знать исторически сложившиеся традиции схематического анализа и разработки содержания (источники: «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова и учебник)
|
Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?
| 1
| Расположение как второй этап риторического канона и второй основной раздел классической и современной риторики. Итоговый принцип расположения содержания в хорошем современном описании Метод старых риторик. Метод расположения в описании по М. В. Ломоносову. Рекомендации Н. Ф. Кошанского
| Знать содержание и сущность второго этапа риторического канона — расположения. Понимать важность расположения для управления вниманием адресата и успеха речи. Знать различные схемы (модели) расположения топосов в описании предмета в зависимости от риторической ситуации. Понимать цели и задачи описания предмета речи и уметь отличать удачное и целесообразное описание от риторически несовершенного. Уметь описывать предмет в соответствии с требованиями риторической ситуации
|
Мастерство описания: импровизация
| 1
| Импровизированные выступления — описания конкретных предметов
| Импровизированная речевая деятельность: краткие выступления в риторическом классе с описаниями произвольно заданных предметов под руководством учителя. Самоанализ, самооценка, самоконтроль. Анализ, оценка выступлений одноклассников и корректные публичные высказывания с обоснованием своих суждений в риторическом классе
|
Как рассказывать истории?
| 1
| Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их связь с риторической ситуацией Способы расположения содержания, направленные на привлечение и удержание внимания адресата
| Читать материалы учебника по теме, выбирать под руководством учителя задания и упражнения для выполнения в риторическом классе и для домашней подготовки. Овладевать основными стратегиями повествования, понимать их зависимость от риторической ситуации, а также способами управления вниманием адресата
|
Мастерство повествования: импровизация
| 1
| Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсуждённые заранее темы по образцу расположения Импровизированные выступления по различным образцам рас-
| Уметь выбрать сообразную речевой ситуации тему, использовать соответствующий образец расположения содержания в повествовании при речевой импровизации, развивать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля, а также умение кратко и корректно, продуктивно и обоснованно оценивать выступления одноклассников
|
Как говорить, рассуждая? Классическая хрия
| 1
| Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный образец, история и современное применение
| Знать происхождение хрии как учебного образца. Понимать её ценность в истории речевой европейской культуры, историю и современное использование в различных сферах практики. Знать этапы классической восьмичастной хрии, их роль и последовательность. Практически уметь: выбрать тезис для доказательного рассуждения по хрии, отобрать необходимый материал, лаконично и содержательно выразить словесно каждый этап. Понимать, почему именно хрия- образец полного доказательства уметь анализировать тексты доказательных рассуждений, обнаруживать в них этапы хрии
|
Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация Нестрогие модели хрии
| 1
| Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный учениками тезис; совместная работа риторического класса по составлению классической хрии на предложенный учителем тезис Составление учащимися риторического класса под руководством учителя хрии на противоречащие друг другу тезисы, предложенные учениками Импровизированные выступления-рассуждения учеников риторического класса на произвольно данные тезисы по плану классической хрии под контролем учителя. Импровизированные выступления-рассуждения учеников в риторическом классе на противоречащие тезисы по плану классической хрии под контролем учителя
Особенности ситуаций использования «обратной» хрии, построенной по индуктивному образцу
| Уметь участвовать в общем диалоге класса с учителем, вносить собственные продуктивные предложения, выполняя задание под руководством и контролем учителя, принимать возражения, выбирать лучшее из предложенного — участвовать в совместной коллективной речевой и мыслительной разработке тезиса в каноне хрии.
Уметь создавать импровизированные высказывания, соответствующие общей (коллективной) риторической задаче: созданию доказательного рассуждения на произвольно предложенную учителем тему-тезис, продолжая начатое, на одном из этапов, в соответствии с определённым речевым стилем, не превышая заданный объём высказывания и его общую тональность
Знать специфику «обратной» хрии и принципиальное различие индуктивного и дедуктивного («прямая» хрия) образцов рассуждения на заданный тезис. Уметь под руководством учителя и само- стоятельно, с подготовкой и импровизированно создавать доказательные рассуждения индуктивного образца. Знать специфику ситуаций, предполагающих использование последнего
|
|