Иммануил Кант. Иммануил Кант “Основы метафизики нравственности”.. Работа Канта Основы метафизики нравственности
Скачать 13.62 Kb.
|
Иммануил Кант “Основы метафизики нравственности”. Работа Канта «Основы метафизики нравственности» состоит из трех разделов. Следует, прежде всего, рассмотреть понятие метафизики нравов, которое дается Кантом в предисловии. Метафизикой нравов называется наука, рассматривающая «идею и принципы чистой воли, а не действия и условия человеческого воления вообще...». Третий раздел - «Переход от метафизики нравственности к критике чистого практического разума» - имеет своим содержанием положительное понятие свободы, призванное обосновать принцип автономии воли. Мир свободы отождествляется с миром вещей в себе. Человеку, поскольку он одновременно принадлежит обоим мирам - и ноуменальному миру вещей в себе, и феноменальному миру явлений,- моральный закон дан как члену умопостигаемого мира. Но как чистый разум становится практическим, как тем самым возможна безусловная необходимость морального императива - это, по Канту, остается для человека непостижимым.3 Разберу некоторые моменты из третьего раздела подробнее. Все живые разумные существа обладают волей, «свободу должно предполагать как свойство воли всех разумных существ». Свобода и следование воли законам природы - совершенно разные понятия, но это не означает, что воля вне этих законов. Наоборот, у нее есть свои специфические законы. Абсолютность состоит в ориентированности максимы (доброй воли) только на саму себя. Кант распространяет понятие нравственности на поведение всех без исключения «разумных существ». Нравственность, по мнению мыслителя, равнозначна понятию свободы. Человек как одаренное разумом существо обладает способностью осознавать проявления воли. Свобода и необходимость совместимы. Если руководствоваться идеей свободы, то можно быть действительно свободным. А практический разум может действовать только в существе, обладающем волей, а значит и свободой. Такой разум «должен рассматривать себя как творца своих принципов независимо от посторонних влияний; следовательно, как практический разум или как воля разумного существа он сам должен считать себя свободным, т.е. воля разумного существа может быть его собственной волей, только если она руководствуется идеей свободы». Все вещи познаются нами в двух мирах: в умопостигаемом и чувственно воспринимаемом. Человек, будучи разумным существом, принадлежит к умопостигаемому миру и «может мыслить причинность своей собственной воли, только руководствуясь идеей свободы; ведь независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира есть свобода. С идеей же свободы неразрывно связано понятие автономии , а с этим понятием — всеобщий принцип нравственности, который в идее точно так же лежит в основе всех действий разумных существ, как закон природы в основе всех явлений». И «категорические императивы возможны благодаря тому, что идея свободы делает меня членом умопостигаемого мира; поэтому, если б я был только таким членом, все мои поступки всегда были бы сообразны с автономией воли, но так как я в то же время рассматриваю себя как члена чувственно воспринимаемого мира, то мои поступки должны быть с ней сообразны». Для того, чтобы разум не заблудился в умопостигаемом мире трансцендентных понятий, Кант рекомендует нам использовать идею «разумной веры, хотя всякое знание кончается у ее границы, дабы прекрасный идеал всеобщего царства целей самих по себе, к которому мы принадлежим, руководствуясь максимами свободы, мог возбудить в нас живой интерес к моральному закону». Прочитав трактат Канта, я испытываю чувство удовлетворения от того, что я все-таки посильно понял некоторые идеи и мысли, хотя читать и понимать Канта весьма трудно. Теперь мне стало понятно известное выражение Канта «о звездном небе и моральном законе»: моральный закон подобен бесконечной вселенной, потому место этики в жизни и творчестве этого великого мыслителя также огромно и бесконечно. |