Рациональные (естественнонаучные) теории поведения теории с использованием антропоморфного подхода (Ч. Дарвин, Д. Хаксли, Д. Лилли) атомистические теории поведения
Скачать 1.92 Mb.
|
Рациональные (естественно-научные) теории поведения: теории с использованием антропоморфного подхода (Ч.Дарвин, Д.Хаксли, Д.Лилли); атомистические теории поведения (теория тропизмов Ж.Леба, рефлексологическая теория И.П.Павлова) Формальным началом антропоморфного подхода в зоопсихологии является эволюционная теория, предложенная Ч. Дарвином. Сторонники теории борьбы за существование, занимавшиеся проблемами зоопсихологии, считали, что психику животных можно познать, лишь используя методы познания человеческой психики. Для большинства сторонников этой теории достаточным доказательством сходства психических способностей является сходство внешнего вида некоторых сооружений человека и построек, подземных ходов, гнезд или плотин животных. Очевидно, что сторонники антропоморфизма постоянно путались в инстинктах и индивидуальном опыте животных, а бессознательное поведение животных выдавали за рассудочную деятельность. Вместо проведения экспериментов они предпочитали изучать природу путем «созерцания и рассуждения». Сам Ч. Дарвин был ближе к рациональной зоопсихологии, чем его последователи. Изучая органы чувств дождевых червей, он играл им на флейте, ставил на рояль и подносил к ним разогретую кочергу. Эти опыты были в духе передовой экспериментальной зоопсихологии того времени. Их смысл состоял в попытках выявления форм поведения, аналогичных поведению человека. Некоторая наивность подобных опытов компенсировалась смелыми аналогиями между мозгом животных и человека. Антропоморфизм проявлялся и в переносе европейских взглядов на брачное поведение в животную среду. Основоположником этих взглядов был Д.Хаксли, который занимался поведением птиц. В 1912 г. Д.Хаксли собрал данные о брачном поведении чомги. Спустя два года он опубликовал свою знаменитую статью, в которой подчеркивал идентичность демонстраций в брачных играх этого вида и равное разделение обязанностей между половыми партнерами при гнездовании. В его интерпретациях содержалась значительная доля антропоморфизма. Ориентируясь на образ жизни и брачное поведение чомги, Д.Хаксли стал проповедовать равенство полов, в достижении которого ученый видел важный шаг в сторону прогресса человечества. Этот пример он использовал, в частности, в своих публичных лекциях по биологии человека в США и в других работах общебиологического и эволюционного характера. Джу́лиан Со́релл Ха́ксли 1887 - 1975 Д.Хаксли интересовали другие виды птиц-моногамов с равным распределением обязанностей между самцами и самками, ибо моногамия представлялась ему оптимальной системой отношения полов у человека. В то же время поведение птиц-полигамов он рассматривал как пример дисгармонии. Отношения в парах птиц-моногамов он истолковывал в антропоморфических терминах "верности", "привязанности" и "любви". Д.Хаксли не принимал дарвиновскую теорию полового отбора, считая, что конкуренция из-за самки является частным случаем, применимым только к немногочисленным полигамным видам. В противовес теории полового отбора он выдвинул собственную теорию "сопряженного полового отбора", параллельно улучшающего конституцию обоих полов. Так, частное орнитологическое наблюдение в значительной мере определило мировоззрение крупного ученого-эволюциониста и гуманиста. В конечном счете, по мнению Д. Хаксли, моногамия птиц свидетельствует о том, что эти животные стоят на более высоком уровне психической организации, чем млекопитающие. В середине XX века антропоморфизм получил новое развитие, которое было обусловлено началом обширных исследований морских млекопитающих. Самым ярким представителем этого направления стал Д. Лилли (1961). Он занимался проблемами поведения дельфинов по заказу Военно-морских сил США. Этот исследователь пытался установить контакт с дельфинами для дальнейшего использования их в военных целях. Д. Лилли считал, что дельфины столь же разумны, как и человек, а научить их разговаривать человеческим языком вообще не проблема. По сути дела, он умудрился убедить военных, что дельфины — это второй разумный вид на планете Земля. Д. Лилли писал: "Возможно, что весь накопленный опыт передается у дельфинов примерно так же, как передавались знания у примитивных человеческих племен, — через длинные народные сказания и легенды, передаваемые изустно от одного поколения к другому, которое в свою очередь запоминало их и передавало дальше." Джон Каннингем Лилли 1915 - 2001 По мнению Д. Лилли для установления языкового контакта с дельфинами была необходима только современная техника и время. Он провел довольно простые, но многочисленные опыты по обучению дельфинов и изучению электрофизиологии их мозга. Имея самые ограниченные представления об анатомии, строении их мозга и особенностях эволюции китообразных, Д. Лилли пытался заставить дельфинов выговаривать английские фразы. Его вера в сходство психологии человека и дельфинов была столь велика, что он писал: "Когда я сказал: «Three hundred and twenty-three feet on the tape», дельфин повторил: «Three hundred and twenty-three». Конечно, воспроизвел он эти слова весьма примитивно, но вполне отчетливо. Кроме того, он чрезвычайно отчетливо воспроизводил наш смех." Надо учитывать, что такой ортодоксальный антропоморфизм явление довольно редкое даже для США. ТЕОРИЯ ТРОПИЗМОВ Ж. ЛЕБА Основателями этого направления были физиологи, которые считали психику животных внешним проявлением физиологических процессов, а сами физиологические процессы - результатом физико-химических реакций на уровне отдельных клеток. Это совершенно правильное утверждение дало возможность экспериментально исследовать поведение животных и привело к значительному прогрессу в зоопсихологии. Однако сторонники этого направления были твердо убеждены, что, если они изучат химические свойства отдельной клетки, то познают и все свойства психики животных и человека. Поскольку физико-химические характеристики клеток разных организмов сходны и зависят от автономных реакций, то автоматична и психика, которая построена по общим принципам. Эта логика позволила атомистам уравнять «психологию» одноклеточных и примитивных многоклеточных животных с психологией птиц, млекопитающих и человека. Основоположником нового направления стал Жак Леб (1859-1924), он основал учение о тропизмах. Тропизмами он называл простые реакции растений и животных на свет, химические вещества, физические источники электромагнитных полей и т.д. Например, если животное двигалось в сторону света, то Ж. Леб называл это положительным фототропизмом, если - от света, то отрицательным фототропизмом. В основе его учения лежит универсальная способность цитоплазмы клеток всех живых организмов к раздражению. Поскольку этим свойством обладают все клетки, то Ж. Леб делает вывод о единстве животных и растений, а заодно и о незначительной роли нервной системы. Жак Лёб 1859 - 1924 Сторонники теории тропизмов не остановились на уравнивании тропизмов животных и растений. Они успешно доказывали, что зрительное восприятие человека ничем не отличается от фототропизма инфузорий. Смысл этих доказательств состоял в поиске универсальной единицы поведения «атома», который они называли тропизмом. Ж.Леб и его последователи считали, что, найдя некоторое количество универсальных единиц поведения, они смогут «вычислить» или «расчленить» любое сложное поведение животного и мышление человека. РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ И.П. ПАВЛОВА В самом конце XIX века И.П. Павлов, занимаясь проблемами физиологии пищеварения, показал, что оно зависит от работы нервной системы. Основываясь на экспериментах по физиологии пищеварения он разработал теорию научения животных, которая была построена на концепции рефлексов. Ее суть сводится к выделению двух типов рефлексов: безусловных и условных. Безусловными рефлексами являются врожденные реакции организма на внешние раздражители. В ранних работах И.П. Павлова таким безусловным стимулом была пища. Ива́н Петро́вич Па́влов 1849 - 1936 При предъявлении пищи у голодной собаки начинала выделяться слюна. Такую реакцию назвали безусловным рефлексом. Если пища выдавалась собаке одновременно с включением лампочки или звонка, то через некоторое время слюна начинала выделяться на раздражения без пищи. Такую поведенческую реакцию называли условным рефлексом. Условный рефлекс исчезает, если его не подкреплять пищей. При подкреплении он сохраняется неопределенное время. Если условный рефлекс был выработан на лампочку, а она сочеталась со звонком, то слюна будет выделяться только на звонок. Такое явление было названо условным рефлексом второго порядка. Сторонниками этого подхода в изящных экспериментах были определены условные рефлексы второго, третьего и даже четвертого порядка. Дальнейшая разработка открытий И.П. Павлова привела к созданию общей теории научения животных. В ее основе лежат классические представления об условных и безусловных рефлексах. Однако сама терминология и используемые понятия претерпели некоторые изменения или были созданы заново. |