презентация. Рационализм это направление в философии, котороепризнает только разум единственным источникомпознания, отрицая познание при помощи опыта ичувственного восприятия. Основные понятия темы
Скачать 0.64 Mb.
|
Философия нового времени Эмпиризм (сенсуализм) – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений. Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия. Основные понятия темы: Новое время – период с XVII по XIX вв. На смену Возрождению пришла новая эпоха — эпоха Нового времени. Разумеется, огромный импульс к интеллектуальному и нравственному развитию человека дал прогресс знаний, развитие науки и философии. Началом этого периода считается английская буржуазная революция, с которой происходит становление индустриального общества. Эпоха заводов, фабрик, урбанизации, могущественной техники породила и современную науку. Основные направления философии Нового Времени Для философской мысли того времени характерны ярко выраженные направления: • Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — усматривало единственно достоверный источник познания вещей в чувственном, опытном восприятии. • Рационализм (от лат. rationalis — разумный) — усматривало единственно достоверный источник познания вещей в логическом мышлении, осуществляемом на основе разума. Эмпиризм Эмпирическая философия была обоснована англичанином Ф. Бэконом и разработана в период с 1605-го до 1623 г.; далее она развивается в Англии благодаря Т. Гоббсу и Дж. Локку, основателю сенсуализма (1690), и затем разветвляется на англо-французское Просвещение, и на последовательную разработку сенсуализма, дошедшую до субъективного идеализма и скептицизма английских философов Дж. Беркли и Д. Юма (1710—1740). ФРЭНСИС БЭКОН (1561—1626) Основные работы: «Новый Органон» (разработка методов получения нового знания) «О достоинстве и приумножении наук» (глубокое преобразование массива накопленных знаний, рациональная его организация и упорядочивание) «Новая Атлантида» (социальная утопия, оптимальное устройство общества, неизведанный остров, высокие технологии) Фрэнсис Бэкон Ф. Бэкон решительно выступал против всяких догм, авторитетов, схоластики. Нельзя относиться со слепой доверчивостью к кому или чему бы то ни было, ведь и мудрые могут ошибаться. Но не следует отвергать сочинения, например Аристотеля и Аверроэса, из-за заблуждений, которые в них встречаются. Несовершенство неразлучно с наукой. Справедливо, что человек никогда не достигает абсолютного совершенства и полной достоверности; и все же он постоянно совершенствуется. Фрэнсис Бэкон Свое знаменитое сочинение «Новый Органон» Бэкон посвятил исследованию причин человеческих заблуждений, мешающих людям постигать истину. Он называет эти источники заблуждений «идолами»; их четыре рода. 1. Идолы наследственные, общечеловеческие, присущие человеческому сознанию вообще. 2. Идолы пещеры, личные заблуждения, проистекающие из особенностей индивидуального развития человека. 3. Идолы площади, или рынка, — заблуждения, происходящие от неправильного употребления слов. 4. Идолы сцены, театра — заблуждения, обусловленные нашей догматической приверженностью «авторитетам мысли». Эти последние заблуждения, по мнению Ф. Бэкона, самые опасные. Рационализм Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм обосновывает французский философ Р. Декарт. Он задает новой философии образец рациональной метафизики, разрабатываемой во Франции, Нидерландах и Германии. Главными представителями рационализма являются Декарт, Спиноза и Лейбниц. РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 – 1650) Р. Декарт – выдающийся французский ученый и философ, считающийся основоположником рационалистического направления в западноевропейской философии. Основные работы: «Рассуждение о методе» (1637) «Размышления о первой философии» (1641) «Мир или трактат о свете» «Первоначала РЕНЕ ДЕКАРТ Р. Декарт задумал свое «Рассуждение о методе». Декарт начинает с безусловного сомнения: «Я могу и должен сомневаться во всем, кроме того, что я мыслю. Cogito ergo sum! (Я мыслю, следовательно, существую.)». Для руководства своего разума Декарт принял четыре следующих правила. 1. Принимать за истину только то, что представляется разуму ясно и отчетливо и не дает повода ни к какому сомнению. 2. Разделять каждую встречающуюся трудную проблему на столько частей, на сколько только возможно и на сколько требуется для лучшего ее разрешения. 3. Начинать с вещей простейших и легче познаваемых и постепенно переходить к более сложным. 4. Перечисления должны быть столь полными и обозрения столь общими, чтобы могла составиться уверенность в том, что ничего не было пропущено. РЕНЕ ДЕКАРТ Мышление есть критерий достоверности вещей. По Декарту, действительно лишь то, что понятно. Во внешней природе понятно лишь математическое; лишь математическое по своей внутренней природе действительное, потому что и во сне и наяву два плюс три всегда пять, а прямоугольник имеет четыре стороны. Конечно, Декарт преувеличивал возможность рационального познания, признавал существование чисто рационального источника знаний — «врожденных идей», к которым относил в первую очередь математические аксиомы. Вообще, Декарт весь чувственный мир превращал, в сущности, в чисто математический объект. обосновал ведущую роль разума в познании; стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалист ическое и идеалистическое направление в философии; выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идея» |